Тенденции гуманизации уголовного судопроизводства в условиях современных судебно-правовых реформ в Республике Узбекистан
Рубрика: 17. Уголовное право и процесс
Опубликовано в
III международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Чита, июль 2014)
Дата публикации: 17.04.2014
Статья просмотрена: 171 раз
Библиографическое описание:
None
После обретения независимости в целях формирования демократического правового государства в Узбекистане реализована совершенно новая концепция строительства судебно-правовой системы, проведена масштабная работа по укреплению независимости и самостоятельности судебной власти, повышению его роли в обеспечении законности и прав и свобод граждан, как составной части процессов демократизации и либерализации судебно-правовой сферы.
За годы независимости сформирована прочная законодательная основа судебной деятельности, предусматривающая комплекс структурных, социально-экономических, политических, правовых, организационно-кадровых, процессуальных и других гарантий прав и свобод граждан. В частности, Конституцией Республики Узбекистан, Уголовно-процессуальном кодексом, и законами «О Конституционном суде Республики Узбекистан», «О судах» (новая редакция), «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» и «О прокуратуре» (новая редакция) установлены и задействованы эффективные юридические и процессуальные гарантии прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.
Воплощая в себе передовые национальные и общечеловеческие ценности, Конституция Республики Узбекистан служит надежной правовой гарантией судебной защиты прав и свобод человека, в которой установлен порядок и принципы организации деятельности судебных органов, их система и полномочия, а также важнейшие процессуальные основы судопроизводства, гарантирующие защиты прав граждан. Признание, соблюдение и защита конституционных естественных прав человека государством делают уголовный процесс защитительным. Основным элементом сущности уголовного процесса в данном контексте должен стать сам способ (надлежащая правовая процедура) защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод (1, 12 с).
Анализ конституционно-правовых основ защиты прав человека и гражданина в уголовном процессе свидетельствует, что они в Конституции изложены под различными юридическими категориями. Так, они могут быть выражены в конституционных правилах и положениях (ст.11, 13, 15 и 18 Конституции РУз), в правах и свободах, законных интересах человека и гражданина [2, 16–28 с] (ст.24, 25, 44) и в конституционных гарантиях [3, 15 с] (ст. 43), в юридических запретах (ст. 44) и ответственности [4, 40 с].
Совершенствование системы судебной защиты прав и свобод граждан — важнейшее концептуальное направление судебной реформы. В соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране принят Закон Республики Узбекистан от 18 сентября 2012 года, согласно которому внесены изменения в уголовно-процессуальное законодательство, предусматривающие исключение из полномочий суда несвойственных ему функций, таких как возбуждение уголовного дела, оглашение по нему обвинительного заключения, что обеспечивает дальнейшего гуманизации уголовного судопроизводства, в частности, объективность и беспристрастность суда в уголовном процессе.
Одной из главных задач современного правового государства является защита прав и свобод человека, важнейший гарантией которого является судебная власть. С целью дальнейшего укрепления судебной власти, повышения её роли во всесторонней защите прав и свобод человека проводится последовательные реформы в судебно-правовой сфере. Права и интересы человека выступают главным объектом защиты в уголовном процессе. Основная роль в этом отводится суду. Уголовный процесс как деятельность государственных органов и традиционные уголовно-процессуальные механизмы, обеспечивают требуемый конституционными и международными стандартами защиты прав человека (5, 5 с).
В целях полноценного обеспечение судебной защиты прав и свобод человека, последовательно укреплялись гарантии независимости и самостоятельности судов в отправлении правосудия и расширялись полномочия судов в сфере судебного контроля над следствием на стадии досудебного производства. В частности, принципиальным шагом в этой сфере стало введение в национальное законодательство института «Хабеас корпус» — передача судам права выдачи санкции на заключение под стражу, применения таких мер процессуального принуждения, как отстранение от должности и помещение лица в медицинское учреждение, что сыграло огромную роль в дальнейшей демократизации национальной судебно-правовой системы.
Необходимо отметить, что независимость, самостоятельность и компетентность судебной власти является важнейшей гарантией судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Исходя из этого, реализация широкомасштабных задач по реформированию судебно-правовой системы неразрывно связана с повышением профессиональной квалификации работников данной сферы. Учитывая важность создания эффективной, отвечающей современным демократическим требованиям системы подбора и расстановки судейских кадров в укреплении независимости и авторитета судебной власти, были приняты указы Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному улучшению социальной защиты работников судебной системы» от 2 августа 2012 года и «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов» от 30 ноября 2012 года.
С принятием вышеуказанных актов реализованы дополнительные меры стимулирования деятельности судов, в частности, значительно расширились социальные и правовые гарантии независимости судебной власти, реализованы меры по защиты социального статуса работников судебных органов, укреплению резерва кандидатов в судьи, повышению квалификации работников судов и усовершенствованию системы их обучения, а также определены важные задачи по кардинальному улучшению качества подготовки кадров, отвечающих современным требованиям. Положительную роль в этом вопросе также сыграло Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по улучшению социальной защиты судей и организационных основ обучения кандидатов на эту должность» от 2 августа 2013 года, которым установлены дополнительные гарантии для обучающихся кандидатов.
Важными факторами, существенно влияющими на уровень осуществления правосудия, являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей. В связи с этим, Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года о совершенствовании деятельности Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан коренном образом улучшена и усовершенствована система, организационно-правовые механизмы отбора, подготовки кандидатов на должности судей, значительно усилена роль Высшей квалификационной комиссии в решении поставленных задач, что имеет важное значение в дальнейшем обеспечении подлинной независимости судебной власти.
Следует отметить, что меры по совершенствованию структуры, организационных основ деятельности судов, укреплению их кадрового потенциала как важнейшей составляющей процесса демократизации судебно-правовой системы способствовали дальнейшему углублению судебно-правовых реформ. В этой связи важнейшим шагом в практическом осуществлении судебной реформы стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию и повышению эффективности деятельности районных и городских судов общей юрисдикции» от 4 октября 2013 года, который служит дальнейшему совершенствованию, повышению эффективности деятельности судов, обеспечению качественного отправления ими правосудия, надежной защите прав и законных интересов граждан.
Более того, принятые меры по совершенствованию процессуальных основ отправления правосудия, организационно-правовых механизмов правоприменения, поэтапному внедрению современные информационно-коммуникационных технологий в судебную деятельность способствовали обеспечению доступности правосудия, повышению оперативности судопроизводства, а также роли суда в обеспечении законности. Принимаемые меры в данной сфере создают необходимые предпосылки для полной информатизации судов, что, в свою очередь, ускорит внедрение электронного судопроизводства в стране и позволит снизить нагрузку на судей и стороны судебного разбирательства.
Следует отметить, что в этом направлении уже сделаны конкретные шаги. В частности, большое практическое значение имеет принятие Постановления Правительства «О мерах по внедрению в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий» от 10 декабря 2012 года, которым была утверждена Программа внедрения в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий. Данной программой предусмотрены меры по проведению анализа состояния внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий и развитие его инфраструктуры, разработка и внедрение информационных систем, повышение качества предоставляемых интерактивных услуг, а также внедрение безопасных систем электронного документооборота.
Вышеуказанные свидетельствует о том, что судебная защита, являясь превосходным способом государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, представляет собой эффективный механизм правовой защиты личности в уголовном процессе. Нами предлагается расширить компетенцию суда, чтобы только он разрешал произвести обыск, а также осмотр жилища при несогласии проживающих в нем лиц, и ряда других процессуальных следственных действий, что способствует дополнительной защиты прав и свобод граждан в уголовном процессе.
В заключении хотелось бы отметить, что проводимые в Узбекистане судебно-правовые реформы будут способствовать повышению качества правосудия и эффективности работы судей, улучшению механизмов судебной системы на новом уровне, обеспечат соблюдение принципа публичности судебного разбирательства, повысят степень прозрачности, доступности, открытости и эффективности правосудия, независимость судебной власти и, что самое главное, послужит полной, всесторонней и еще более эффективной защите прав и свобод человека, и дальнейшего гуманизации уголовного судопроизводства.
Литература:
1. Нозиров Н. А. Охрана прав и свобод человека и гражданина. Автореф. дисс....канд. юрид. наук. -М., 2006. — 28 с.
2. Дмитриев Ю. А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. — М., 1992. — С.16–28.
3. Гельдибаев М. Х. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовно-процессуального принуждения: Автореф. дисс. … док. юрид. наук. — СПб., 2001. — С. 15.
4. Рустамбоев М.Ҳ., Алламуратов А. Т. Ўзбекистон Республикаси Конституцияси ва суд ҳокимияти / Масъул муҳаррир юридик фанлари доктори, профессор А. Х. Саидов. — Тошкент: ТДЮИ, 2005. — 40 б.
5. Искандаров З. Х. Правовые основы защиты прав человека в уголовном процессе Республики Таджикистан: Дисс. … докт. юрид. наук. — Душанбе: ТНУ, 2010. — 405 с.