В статье рассмотрены и проанализированы реформы юридического образования в Узбекистане. Также обращено внимание на значение этих реформ и их развитие в годы независимости.
Ключевые слова: независимость, роль образования, непрерывность, кадры, демократия, реформа, права человека
The article describes and analyzes the reform of legal education in Uzbekistan. Also drawn attention to the importance of the reform and development in the years of independence.
Keywords:independence, the role of education, continuity, footage, democracy, reform, human rights
Демократические реформы, проводимые в Республике Узбекистан, а также работы по реформированию судебно-правовой системы, осуществленной за истекший период свидетельствуют о том, что без обеспечения дальнейшего повышения роли судебных органов в государственном управлении, усиления их полномочий, независимости и самостоятельности нельзя добиться успеха в политическом и экономическом обновлении и модернизации страны.
Хотелось бы подчеркнуть, что в республике реализуется комплекс организационно-правовых мер, направленных на последовательное укрепление судебной власти, обеспечение независимости и самостоятельности судов. Создана система подбора и расстановки судейских кадров, основанная на современных демократических принципах, важную роль в которой играет действующая на общественных началах Высшая квалификационная комиссия при Президенте Республики Узбекистан по отбору и рекомендации кандидатов на должности судей. Создан специально уполномоченный орган при Министерстве юстиции Республики Узбекистан — Департамент по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, что в значительной мере освободило суды от несвойственных им функций, позволило сосредоточиться на выполнении ими основной задачи — осуществлении правосудия. Проведена специализация судов общей юрисдикции, созданы суды по гражданским и уголовным делам, что способствовало повышению эффективности их деятельности по квалифицированному рассмотрению уголовных, гражданских дел, надежной защите прав и свобод человека.
Как уже говорилось, историческим этапом в реформировании судебно-правовой реформы стала концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутая главой государства 12 ноября 2010 года на совместном заседании обеих палат парламента и рассчитанная на долгосрочную перспективу. При этом особое внимание уделяется и усилению необходимых правовых и социальных гарантий для независимого судопроизводства и защиты социального статуса работников судебных органов.
В то же время масштабные задачи, которые стоят в области модернизации всей системы политических, экономических, государственно-правовых отношений, а также формирования гражданского общества, защиты прав и свобод человека ставят на повестку дня вопрос дальнейшей демократизации судебно-правовой системы.
Поэтому особое внимание уделяется реформе юридического образования в Узбекистане. Как известно, непрерывное образование является основой системы подготовки кадров приоритетной сферы, обеспечивающей социально-экономическое развитие Республики Узбекистан, удовлетворяющей экономическим, социальным, научно-техническим и культурным потребностям личности, общества и государства. Принципы функционирования непрерывного образования включают в себя:
· приоритетность образования — первоочередной характер его развития, престижность знания, образованности и высокого интеллекта;
· демократизация образования — расширение самостоятельности учебных заведений в выборе методов обучения и воспитания, переход к государственно-общественной системе управления образованием;
· гуманизацию образования — раскрытие способностей человека и удовлетворение его разнообразных образовательных потребностей, обеспечение приоритетности национальных и общечеловеческих ценностей, гармонизации отношений личности, общества и окружающей среды;
· гуманитаризацию образования — формирование у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления;
· национальная направленность образования, заключающаяся в его органичном единстве с национальной историей, народными традициями и обычаями, сохранении и обогащении культуры народов Узбекистана, признании образования важнейшим инструментом национального развития, уважения к истории и культуре других народов;
· неразрывность обучения и воспитания, направленность этого процесса на формирование всесторонне развитой личности;
· выявление одаренной молодежи, создание условий для последовательного получения фундаментальных и специальных знаний на самом высоком уровне образования. И это касается юридического образования.
Важную роль в этой сфере сыграло Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-1990 от 28 июня 2013 г., «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров». В нем говорится о дальнейшем совершенствовании системы подготовки высококвалифицированных юридических кадров, отвечающих высоким требованиям проводимых в стране демократических и правовых реформ и современных международных стандартов:
Основными задачами и направлениями деятельности ТГЮУ определить:
1. Государственно-правовая деятельность
2. Гражданско-правовая деятельность
3. Уголовно-правовая деятельность
4. Международно-правовая деятельность
5. Предпринимательско-правовая деятельность.
В заключение хотелось бы отметить, что в нашей стране по инициативе Президента Ислама Каримова последовательно осуществляются исторически значимые реформы по образованию и по формированию независимой судебной власти, демократизации и либерализации судебно-правовой системы, повышению эффективности и качества правосудия. В их основе такие благородные цели, как сохранение в обществе мира и спокойствия, защита прав, свобод и законных интересов граждан.