Отбор кандидатов в судьи — актуальная задача для государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 290 раз

Библиографическое описание:

Досов, Ж. Б. Отбор кандидатов в судьи — актуальная задача для государства / Ж. Б. Досов, Е. Б. Молдабеков, Н. Е. Урбисинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 832-834. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17816/ (дата обращения: 23.11.2024).

Республика Казахстан — молодое государство, находящееся на пути своего становления и мирового признания.

Некоторые вопросы государственного устройства, несомненно, требуют совершенства и серьезных реформ. В том числе, на мой взгляд, созрели нужные изменения в судебной ветьви власти.

В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти — судебной. [1]

Обновление судебно-правовой сферы и повышение конкурентоспособности нашей правовой системы во всех её базовых отраслях как публичного, так и частного права являются одними из главных задач Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Немаловажно отметить, что важнейшие направления развития национального судопроизводства определены и в Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010–2020 годы.

Еще 16 декабря 1996 года Глава государства Н. Назарбаев в своем выступлении по случаю 5-летия независимости Республики Казахстан отме-тил: «Справедливость в свободном независимом государстве с рыночной экономикой — это прежде всего равенство всех перед законом. Извечные бо-лезни молодых государств — коррупция, уголовный беспредел и бюрократический произвол — могут исказить смысл и содержание самых глубоких реформ. Именно здесь таится опасность массового неверия в справедливость реформ, именно это одна из главных задач конца столетия — создание реально работающих механизмов права». Сегодня можно констатировать, что правовой механизм в сфере правосудия развивается динамично и конструктивно. [2]

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений. [3]

Существующая судебная система в Республике Казахстан, безусловно, нуждается в постоянном совершенствовании. В первую очередь развитие и модернизация необходимы в системе судейского образования, и, в частности, это касается отбора кандидатов в судьи всех судов Республики Казахстан.

Создание эффективной судебной системы, отвечающей потребностям современного общества, способной стоять на защите конституционных прав и свобод каждого человека, является одной из приоритетных задач правовой политики государства, достижение которого во многом обеспечивается формированием профессионального кадрового состава судей.

В современном обществе требования к судьям должны быть весьма высокими, поскольку именно суды стоят на страже прав личности и демократических ценностей, и именно они защищают каждого человека от произвола и беззакония. А для этого нужен высокий профессионализм.

Стабильность в обществе, верховенство права, неуклонное соблюдение интересов общества и государства, защита прав и свобод казахстанцев является высочайшим смыслом служения народу судейского сообщества Казахстана.

Качественное комплектование судейского корпуса — проблема которая существовала всегда, но особенно актуальной она стала в настоящее время, когда в значительной степени изменились общественно-экономические отношения. В связи с этим перед нами стоит задача с максимальной объективностью выявлять лиц, способных осуществлять судебную деятельность.

В статье 29 Конституционного закона «O судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» определены требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. В связи с тем, что в действующем законодательстве требования к кандидатам сформулированы в самом общем виде, Высший Судебный Совет, Верховный Суд, областные суды, представительные органы государственной власти не всегда располагают всей необходимой информацией при рассмотрении вопроса о назначении гражданина на должность судьи.

Для решения вопросов кадрового обеспечения судов необходим подбор граждан, пригодных для работы в должности судьи по профессиональным, индивидуально-психологическим и нравственным качествам. Специфика работы судей требует наличия у них необходимых кроме профессиональных качеств, запаса психологической прочности. [4]

Отметим, что с нынешнего года мы ввели в новой редакции Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный и Административный кодексы. Данные кодексы нацелены на существенное реформирование законодательства. К примеру одной из новелл в уголовном процессе является введение следственного судьи в суде первой инстанции к пол-номочиям которого относится осуществление судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве. И введение данной новеллы налагает на судей двойную ответственность. Безусловно, никто не может быть застрахован от ошибок, Но цена ошибок в работе судей слишком высока. И здесь важен профессионализм судейского корпуса, а это в свою очередь требует, прежде всего, модернизацию системы судейского образования.

Следует отметить что базовая подготовка кадров осуществляется на юридических факультетах университетов различного уровня.

Конституционный закон «О суде и статусе судей» предусматривает в числе квалификационных требований наличие высшего образования. В то же время после принятия этого закона система образования потерпела серьезные изменения, Казахстан перешел на трехуровневую систему высшего образования — бакалавриата, магистратуры и докторантуры (PhD).

В результате чего на должность судьи формально может претендовать человек, имеющий степень бакалавра юриспруденции. И здесь, на мой взгляд, нужны более высокие требования для кандидатов в судьи.

Мне видится, что необходимо уточнение квалификационных требований в части наличия степени магистра юриспруденции (магистра юридических наук). В связи с этим важна корректировка содержания магистерских программ, в которых необходимо предусмотреть не только углубленное знание законов, но и вопросов теории и практики принятия решений, более углубленные знания по социологии и психологии адаптированые под реальную деятельность судей и ввесьти соответствующюю специализацию.

Все специализированные магистерские программы должны иметь практическую направленность и скорее всего должны осуществляться на основе госзаказа.

Еще одним квалификационным требованием на которое следует обратить внимание является возраст. На сегодняшний день — это 25 лет.

Мне представляется, что сложно ожидать достаточного доверия со стороны общества даже к объективному решению, которое выносит 25–26-летний молодой человек. Так как доверие зависит не только от грамотности, но и оттого, кто выносит это решение.

Надо понимать, что бывают уникальные личности, зрелые не по возрасту, но квалификационные требования предъявляются к среднестатистическим претендентам. [5]

Полагаю что вопрос увеличения возрастного ценза с 25 до 30 лет поддерживают много профессионалов работающих в этой сфере.

Мы знаем, что главная роль в судебном заседании принадлежит судье. И поэтому к судье всегда предъявлены высокие требования, что связано с предоставленными ему полномочиями. Надо отметить, что работа судьи во многом носит исследовательский характер, поскольку связана с оценкой большого объема информации, с отбором необходимых фактов, оценкой доказательной базы, обобщением и анализом, выдвижением гипотез, фор-мулированием выводов, что не всегда может быть накоплено и достигнуто двухлетним стажем по юридической профессии для выполнения многокомпонентных функций судьи. Для решения этой задачи необходимо увеличить стаж по юридической профессии с двух на пять лет. Это обеспечит более профессинальное и зрелое видение правонарушения.

Далее, было бы немаловажным предусмотреть необходимость обязательного наличия у судей специализированных судов (военных, финансовых, экономических и других) дополнительного специального профессионального образования. К примеру, судьи специализированных межрайонных экономических судов, уполномоченные рассматривать экономические споры, должны иметь дополнительное экономическое образование. Также судьи специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних должны иметь дополнительное педагогическое образование. Аналогичные требования к кандидату на должность судьи отражены в Республике Беларусь, Также в Республике Беларусь судьи военных судов и военной коллегии Верховного суда Республики Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава. Полагаем целесообразным применить данный опыт и в нашем законодательстве. Думаю, данное предложение позволит назначать на должности судей специализированных судов компетентных граждан имеющих не только знания законодательства и предметную теорию, но и жизненный опыт и профессиональную практику. Более того, времена, когда один судья мог с равным успехом разрешать уголовные, гражданские и административные дела, прошли. Знать все невозможно. [6]

Эффективная ситема отбора и назначения судей — это условие независимого правосудия и, как следствие, гарантия соблюдения прав в стране.

На прошедшем VI Съезде судей Республики Казахстан Глава государства отметил, что кадровая политика в системе правосудия пока не совершенна. Для разрешения вопросов, направленных на усовершенствование судебной системы, в нашей стране ведется постоянная и целенаправленая работа. При этом государством уделяется особое внимание также и законодательству зарубежных стран, чей опыт дает нам информацию для новых конструктивных решений, приемлемых нашей правовой и судебной системам.

Результаты проводимой работы по судебной независимости раскрывают перед нами новые перспективы в развитии судебной системы, и это безусловно положительно отразится в достижении поставленных целей.          

 

Литература:

 

1.      В.Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. Москва 2010

2.      Б. Бекназаров. Практика отбора судей Высшим Судебным Советом РК. //ЗАҢГЕР № 6, 2014.

3.      Ерболатов Е. Е. Судебная власть и принципы правосудия в РК. http://pravo.zakon.kz/192288-sudebnaja-vlast-i-principy-pravosudija.html

4.      А. Куркбаев. Совершенствование отбора кандидатов в судьи областных и Верховного судов//ЗАҢГЕР № 6, 2014.

5.      А. Байменов Международные стандарты и опыт отбора судей.//ЗАҢГЕР № 6, 2014.

6.      С. Акылбай. Совершенствование по отбору кандидатов в судьи — актуальная задача. //ЗАҢГЕР № 6, 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, должность судьи, судебная система, судья, суд, высшее образование, государственная власть, мой взгляд, судейский корпус, судейское образование.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание — важная составляющая будущего страны

Инновационное предпринимательство — путь к развитию экономики страны

Профессиональная компетентность будущего специалиста — ключевая задача системы среднего профессионального образования

Национальная программа по подготовке кадров — основа модернизации и совершенствования образования

Выбор направления вектора качества образования - актуальная проблема педагогики

Формирование экономической культуры у студентов — залог развития государства

Социализация молодежи — один из основных принципов политики Узбекистана

Дистанционное обучение — новый вектор развития дополнительного образования

Эстетическое воспитание молодежи — это актуальная социально-педагогическая задача

Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул развития экономики Узбекистана

Похожие статьи

Патриотическое воспитание — важная составляющая будущего страны

Инновационное предпринимательство — путь к развитию экономики страны

Профессиональная компетентность будущего специалиста — ключевая задача системы среднего профессионального образования

Национальная программа по подготовке кадров — основа модернизации и совершенствования образования

Выбор направления вектора качества образования - актуальная проблема педагогики

Формирование экономической культуры у студентов — залог развития государства

Социализация молодежи — один из основных принципов политики Узбекистана

Дистанционное обучение — новый вектор развития дополнительного образования

Эстетическое воспитание молодежи — это актуальная социально-педагогическая задача

Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул развития экономики Узбекистана

Задать вопрос