Гуманизация уголовного судопроизводства является важнейшим условием построения демократическо-правового государства и играет важную роль в системе судебно-правовых реформ.
Вносимые в последние годы в уголовно-процессуальное законодательство изменения и дополнения в целом направлены на дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиление гарантий законности в уголовном судопроизводстве. Реализацию этих направлений также послужила доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 ноября 2010 года, который стал руководящий документом во всех областях общественной жизни и в частности в сфере судебно-правовых реформ.
Необходимость гуманизации уголовного процесса под современные социальные потребности и государственные возможности существует достаточно давно. В решении этой задачи определяющее значение имеет осмысление потребностей общества и прогнозирование возможностей государства в области уголовно-правовой политики. А это предполагает не только изучение внутрисистемных проблем, но и тенденций в глобальном масштабе.
Современный этап общемирового общественного развития характеризуется устойчивой тенденцией к взаимопроникновению и взаимовлиянию правовых систем. Обязательным условием, которого является создание действенных механизмов соблюдения прав и свобод человека. Ее суть заключается в том, что уголовно правовое преследования осуществляется с минимальным ограничением основных прав и свобод человека [1, 60 с.]. В своей очереди гуманизация уголовного судопроизводства способствует соблюдение основных прав и свобод человека при одновременном обеспечении баланса частных и публичных интересов. Этот баланс возникает тогда, когда фундаментальное право человека ограничивается лишь столько, сколько остается разумно ограниченным публичный интерес [2, 56 с.].
В настоящее время, в целях дальнейшей либерализации уголовно-процессуального законодательства, усилении гарантий законности, и обеспечение прав и законных интересов граждан в уголовном судопроизводстве важное значения приобретает последовательное гуманизация уголовно-процессуального законодательства.
Исходя из этого, а также учитывая, что основные задачи по реформирование судебно-правовой системы, вытекающие, из соответствующего направления Концепции уже реализованы, в целях обеспечение последовательности и непрерывности работы в данной сфере возникает необходимость в разработке Концепции гуманизации уголовного судопроизводства.
Данная концепция будет охватывать основных задач в ближайшем и среднем перспективе в сфере либерализации и гуманизации уголовного судопроизводства. Также в ней будет учтены вопросы внедрение в национальное законодательство и судебно-правовой практике передового зарубежного опыта и общепризнанных норм и принципов международного права в этой области.
В Концепции гуманизации уголовного судопроизводства будет рассмотрено перспективы гуманизации уголовного судопроизводства, и мы считаем целесообразным включение в него следующих основных моментов:
Во-первых, важное значения приобретает законодательное закрепление в УПК РУз принципа гуманизма. В этих целях предлагается дополнить уголовно-процессуальный закон новой статьей 271, посвященный принципу гуманизма в уголовном судопроизводстве, в которое целесообразно определить, что согласно принципу гуманизма в уголовном судопроизводстве при решении задач правосудие и в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности участников уголовного процесса требуется соблюдение и уважение прав, свобод и законных интересов граждан.
Во-вторых, вцелях единого применение уголовно-процессуального законодательства необходимо закрепить в УПК Республики Узбекистан юридическое понятие следующих участников уголовного судопроизводства: личный поручитель (ст. 251 УПК РУз[1]), залогодатель (ст. 249 УПК РУз[2]), лицо, обеспечивающее присмотр за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) в качестве меры пресечения (ст. 556 УПК РУз[3]); статист (ст. 127 УПК РУз[4]), потому что указанные участники процесса представлены в уголовном судопроизводстве в виде лиц, посредством которых к подозреваемому (обвиняемому) может быть применена соответствующая мера пресечения, то есть как объекты деятельности следователя, а не как активные субъекты уголовно-процессуальных отношений.
В-третьих, более того, в целях обеспечение гуманности необходимо формировать гуманистическое мировоззрение у лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство [4, 5, 6]. Основными направлениями формирования гуманистического мировоззрения должны быть признаны: формирование гуманитарных знаний (о правах, свободах, сущности человека и его взаимоотношениях с окружающим миром), гуманистических убеждений (признание человека главной ценностью общества) и навыков нравственного поведения (в соответствии со своими знаниями и убеждениями). Формирование гуманистического сознания у лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, является важнейшим условием реализации гуманистических ценностей в уголовном судопроизводстве и эффективности уголовно-процессуальной деятельности по защите прав человека и гражданина, а также защита интересов правосудия [4, 50 с].
В-четвертых, исходя из вышеуказанных, можно вдвинуть следующие практические рекомендации по формированию гуманистического мировоззрения у лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство: а) гуманитаризация юридического образования (отражение в учебных программах и учебно-методических планах юридических вузов гуманистической направленности формируемых знаний, убеждений и навыков и др.); б) совершенствование системы отбора кандидатов, претендующих на должность следователя, лица, осуществляющего дознание (дознавателя), прокурора и судьи (использование гуманистических критериев при отборе кандидатов на указанные должности: морально-этический, то есть соответствие лица тем высоким требованиям, которые содержаться в кодексах чести соответствующих профессий; организационно-правовой, то есть наличие знаний, возраста, стажа работы по юридической специальности; психофизиологический критерий, то есть наличие у лица крепкого физического и психического здоровья); в) создание надлежащих, соответствующих идеям гуманизма, условий для профессиональной деятельности лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, предусматривающих разработку либо реализацию научно обоснованных норм нагрузки и условий труда следователей, лиц, осуществляющих дознание (дознавателей), прокуроров и судей; повышение технического оснащения лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство; г) реформирование системы учета эффективности работы лиц, осуществляющих дознание (дознавателей), следователей, прокуроров и судей, предусматривающее такие критерии их деятельности, как: отсутствие обоснованных жалоб участников уголовного судопроизводства на нарушение их прав и законных интересов; возмещение потерпевшему причиненного преступлением ущерба или своевременное принятие мер к его возмещению; отсутствие незаконных и необоснованных действий (задержание, привлечение лица в качестве обвиняемого и др.); наличие представлений, направленных на устранение причин и условий совершения преступлений, а также ответов о выполнении предъявляемых требований и другие; д) реформирование системы поощрений и взысканий как методов воспитательного воздействия на лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Предлагается на законодательном уровне закрепить критерии эффективности работы должностных лиц и предусмотреть обязательное ежемесячное денежное вознаграждение сотрудников за соблюдение прав участников процесса; повысить роль моральных мер поощрения, сделав их более весомыми [5, 22–23 с].
В заключение хотелось бы отметить, что гуманистические ценности играют в уголовном судопроизводстве большое практическое значение, и реализация вышеуказанных предложений способствует быстрому и полному раскрытию преступлений, вынесению справедливого приговора, при этом улучшается качество расследования преступления — объективность, полнота и всесторонность; содействуют воспитанию в участниках процесса нравственных чувств и качеств; помогают укреплению законности и правопорядка в государстве, улучшают охрану интересов общества, прав и свобод человека и гражданина, повышают их доверие к правоохранительным органам; обеспечивают решение задач уголовного судопроизводства цивилизованными средствами, соответствующими современным требованиям отношения к человеку как главной ценности общества; способствуют усилению гарантий законности в уголовном процессе, и самое главное, построению правового государства в нашей стране.
Литература:
1. Демидов И. Ф. Проблема прав человека в современном российском уголовном процессе: Автореф. дисс.... д-ра юрид. наук. — М., 1996. — 60 с.
2. Токтагулов Р. М. О дальнейшей гуманизации уголовного законодательства, снижении репрессивности и усилении гарантий законности в уголовном судопроизводстве // Совершенствование законодательства в свете Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года: Материалы меж-дународной научно-практической конференции. — Том 2. — Астана: ГУ «Институт законодательства Респуб-лики Казахстан», 2010. — С. 55–60.
3. Антонов И. А. Уголовно-процессуальная деятельность следователей органов внутренних дел: нравственно-правовые критерии ее оценки: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. — СПб., 2000. — 24 с.
4. Прокофьева С. М. Гуманизация уголовного судопроизводства: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. — СПб.: Санкт-Петербургский университет. — СПб., 2002. — 42 с.
5. Бессчетная В. В. Воспитание нравственности следователя органов внутренних дел: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. — СПб., 2000. 25 с.
6. Гуманистические основы уголовного процесса: Монография / Под ред. В. П. Сальникова. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001. — С. 22–23.
[1] Согласно ст. 251 УПК РУз личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение обвиняемого, подсудимого. В случае совершения обвиняемым, подсудимым действий, для предупреждения которых было применено личное поручительство, поручитель может быть привлечен к установленной законом (ст. 208КоАО) ответственности.
[2] Согласно ст. 249 УПК РУз залог заключается в денежной сумме или ценностях, вносимых в депозитный счет органа предварительного следствия или суда обвиняемым, подсудимым, их родственниками, другими гражданами или юридическими лицами. В качестве залога может быть принято также недвижимое имущество. В случае нарушения обвиняемым, подсудимым данных им обязательств, залог обращается в собственность государства определением суда и к обвиняемому, подсудимому применяется более строгая мера пресечения.
[3] Согласно ст. 556 УПК РУз отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей или руководителей детского учреждения состоит в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к следователю, прокурору и в суд, а также выполнение им других обязанностей обвиняемого. Перед отдачей несовершеннолетнего под присмотр следователь, прокурор, суд должны собрать сведения о личности родителей, опекунов или попечителей, их взаимоотношениях с несовершеннолетним и убедиться в том, что они в состоянии надлежаще осуществлять присмотр за подростком. При невыполнении обвиняемым своих обязанностей лицо, осуществляющее присмотр за ним, может быть привлечено к предусмотренной законом (ст. 2087КоАО) ответственности.
[4] Согласно ст. 127 УПК РУз лицо предъявляется для опознания в группе похожих по внешним признакам на него лиц, непричастных к расследуемому делу, в присутствии понятых. Общее число лиц, предъявленных для опознания, должно быть не менее трех. Опознаваемый не должен явно выделяться среди других предъявленных для опознания лиц одеждой, стрижкой или иными признаками.