Актуальные проблемы модернизации уголовного законодательства в Российской Федерации | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Уголовное право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (7) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 25.10.2018

Статья просмотрена: 3640 раз

Библиографическое описание:

Дубровина, Е. С. Актуальные проблемы модернизации уголовного законодательства в Российской Федерации / Е. С. Дубровина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 5 (7). — С. 35-40. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/106/3658/ (дата обращения: 25.12.2024).



В статье затрагиваются проблемы модернизации уголовного законодательства России. Анализируется современное состояние законодательства в условиях взятого курса уголовно-правовой политики на гуманизацию. По итогам исследования определены основные проблемы, возникающие в процессе правоприменения законодательных новелл, существующие возможности их решения, а также перспективы дальнейшего совершенствования уголовного законодательства. УК РФ активно изменяется в соответствии с возникающими потребностями развития общества. Цели модернизации уголовного права предполагают в качестве необходимого условия применение гуманного подхода в равной мере по отношению ко всем людям. Для достижения увеличения эффективности внутренней политики государственной власти в сфере противодействия преступности на современном этапе развития России существует потребность в создании условий для продуктивной реализации принципа гуманизма.

Ключевые слова: уголовное право РФ, модернизация уголовного законодательства, уголовно-правовая политика, гуманизация уголовного права, УК РФ.

The article touches upon the problems of modernization of Russian criminal legislation. The current state of legislation in the conditions of the course of criminal law policy for humanization is analyzed. The study identified the main problems arising in the process of law enforcement of legislative novels, the existing opportunities for their solution, as well as prospects for further improvement of criminal legislation. The Criminal Code is actively changing in accordance with the emerging needs of society. The objectives of the modernization of criminal law presuppose, as a necessary condition, the application of a humane approach equally to all people. To achieve an increase in the effectiveness of the internal policy of state power in the sphere of combating crime at the present stage of development of Russia there is a need to create conditions for the productive implementation of the principle of humanism.

Key words: criminal law of the Russian Federation, modernization of criminal legislation, criminal policy, the humanization of criminal law, Criminal Code of the Russian Federation.

Происходящие процессы модернизации уголовного законодательства вызваны процессами мировой глобализации, необходимостью последовательного развития и реализации провозглашенных в УК РФ принципов, а также быстрыми темпами научно-технического прогресса. На фоне процесса глобализации происходит проникновение норм международного права в другие правовые семьи, в разные системы законодательства, в том числе в отраслевое законодательство с таким основным методом регулирования, как метод властных предписаний. Необходимость обеспечения охраны и защиты прав человека и гражданина способствовала распространению глобализационных процессов на уголовное право Российской Федерации. Сегодня влияние международно-правовых норм на отечественное уголовное право заключается в определении основных направлений развития правовой политики.

Уголовно-правовая политика представляет собой компонент внутренней политики. Это основное звено государственной политики противодействия преступности, а также направление деятельности публичной власти в сфере защиты наиболее значимых для личности, общества и государства благ, законных интересов и общественных отношений от преступных посягательств. Уголовная политика — государственная деятельность по управлению развитием криминальных процессов, которая направлена на регулирование и снижение показателей преступности. Стержнем уголовной политики выступает уголовное право. На этом основании уголовное право объективно воспринимается как уголовная политика в узком смысле. Уголовно-правовая политика отражается в принципах определения круга преступных деяний, их законодательных признаков, формулировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях снижения и сглаживания ее отрицательного воздействия на социальные процессы [9, с. 9].

Права и свободы гражданина являются высшей ценностью в государстве. Модернизация, то есть обновление, улучшение, — одно из направлений совершенствования уголовного законодательства, которое осуществляется для повышения эффективности обеспечения защиты прав и свобод. Главное направление процесса модернизации в уголовно-правовой политике — ее гуманизация. Гуманизация обладает количественным, который отражает состояние репрессивности системы наказаний, а также качественным, который отражает согласованность деятельности государственных и негосударственных структур по воплощению в жизнь уголовной политики государства, критериями [10, с. 29].

Принцип гуманизма выступает в качестве принципа цивилизованных общественных отношений, который устанавливает выстраивание взаимоотношений между личностью, обществом и государством, отношение к окружающим и лично к себе на основании норм нравственности. Данный принцип основывается на признании ценности человеческой личности как активного и благоразумного индивида, имеющего право на жизнь, свободу, всестороннее и гармоничное развитие и реализацию собственных способностей, а также на соблюдении и претворении в жизнь этих прав. Основополагающие положения системы взглядов на механизм реализации политики модернизации находят отражение в законодательстве. Гуманизация уголовного законодательства — прогрессивный и исторически предопределенный процесс развития. Гуманизация находит свое выражение в отказе от применения наказания в виде смертной казни, от телесных наказаний и каторжных работ; установлении особенностей уголовной ответственности по отношению к несовершеннолетним лицам; соразмерных опасности деяния санкциях за совершение преступлений; отказе от общей конфискации имущества, предполагающей изъятие всего имущества; декриминализации преступных деяний, в которых основным охраняемым уголовным законом объектом не являются конституционные права граждан на жизнь, здоровье, личную свободу; расширении оснований для освобождения от уголовной ответственности, а также для включения и использования наказаний, альтернативных лишению свободы [1, с. 835]. Действующий УК РФ в ст. 7 закрепляет принцип гуманизма, основной целью которого является обеспечение безопасности гражданина и недопущение унижения человеческого достоинства при назначении наказания. В настоящее время гуманизация — объективная потребность развития российского общества и основное направление реформы уголовно-правовой системы. Гуманизация уголовного законодательства — процесс изменения уголовного закона и практики его применения, который реализуется для усиления степени криминальной защищенности человека, а также установления принципов равенства, справедливости, человечности. Основными направлениями процесса гуманизации российского уголовного законодательства выступают: улучшение правового положения личности в рамках уголовного права; декриминализация отдельных видов преступлений; совершенствование и смягчение системы уголовных наказаний, модернизация уголовно-исполнительных норм [8, с. 72].

Уголовное законодательство должно быть гуманным и соответствовать реалиям XXI века. Вместе с этим законодательство должно оставаться жестким. Цели применения наказания закреплены в ч. 2 ст. 43 УК РФ: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений. Достичь названные цели возможно, если отдавать приоритет не жестокости наказания, а неизбежности его наступления. Наказание за преступление должно обеспечивать восстановление справедливости и защиту прав потерпевших. Выбор несоразмерного совершенному деянию наказания в пользу мягкости или наоборот чрезмерности оказывает влияние на жизнь общества в целом [4, с. 365]. Значение принципа гуманизма для реализации обеспечения конституционных гарантий человека в уголовном праве определяет актуальность изучения проблем модернизации уголовного законодательства. Поскольку обеспечение гарантий не должно нарушать права и законные интересы в равной мере ни законопослушных граждан, ни лиц, совершивших преступления. Современное уголовное право пронизано со всех сторон гуманистическими ценностями. Однако факт присутствия в правовых нормах элементов нравственных ценностей не гарантирует полную реализацию основ гуманизма. Разработка детального механизма, способного обеспечить реальное функционирование гуманистических ценностей в целях соблюдения, защиты, уважения прав и законных интересов граждан и расширения правовых гарантий повлияет на эффективность реализации основ гуманизма. Современное состояние отечественного уголовного законодательства характеризуется существованием ряда определенных проблем, возникающих в правоприменительной практике и нуждающихся в урегулировании и особом внимании со стороны законодателя. Для предотвращения в дальнейшем несоответствия практике применения действующих нормативных правовых актов, необходимо внесение каждого изменения в уголовное законодательство проводить только после научно-практических дискуссий со специалистами и экспертами в области уголовного права, а также криминологической экспертной оценки вносимых преобразований [5, с. 43].

Актуальные проблемы практики определяют основные направления в деятельности по устранению существующих препятствий, встающих на пути осуществления модернизации уголовного законодательства в России.

Во-первых, процесс модернизации и гуманизации уголовного законодательства требует изменений в системе наказаний. Закрепленная в УК РФ система санкций предусматривает широкий спектр ответственности за одно и то же деяние при отсутствии конкретных критериев оценки обстоятельств его совершения. Помимо этого до сих пор активнее всего судами применяется наказание в виде лишения свободы. Совершенствование уголовного законодательства предполагает необходимость расширения практики назначения наказаний, не связанных с лишением свободы. Наказание должно способствовать исправлению лица, совершившего преступление, а не демонстрировать силу и стараться напугать. Для достижения этой цели необязательно применять лишение свободы. К тому же имеют место быть определенные отрицательные аспекты назначения наказания в виде лишения свободы, а именно — высокий уровень репрессивности уголовного закона, а также размер суммы, в которую обходится государству экономическое содержание уголовно-исполнительной системы. Для решения данной проблемы законодателем была введена еще одна альтернатива лишению свободы к списку тех, которые уже существовали в Уголовном Кодексе. С 2017 г. в Российской Федерации стал применяться такой вид наказания как принудительные работы. Однако на данном этапе судьями в практике редко используется назначение такого наказания. Судам необходимо учиться рассматривать лишение свободы как вынужденную меру, за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Законодателю следует уточнить границы усмотрения суда, внести изменения в законодательную регламентацию наказаний, не связанных с лишением свободы, а также в регламентацию лишения свободы, совершенствовать механизм исполнения всех видов наказаний [7, с. 138].

Вторая проблема заключается в том, что в развивающемся обществе необходимо обращать особое внимание на правовое регулирование киберпространства, цифровой экономики, искусственного интеллекта. Уголовное право, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и поддержке, не только в рамках государства, но и в международном масштабе. В современном мире происходит очень активное развитие информационных технологий. Данный процесс помимо положительных сторон, к сожалению, имеет и негативные. Новые технологии нередко используются в преступных целях, которые не ограничены государственными границами, таким образом, проблема носит транснациональный характер. Речь идет о широчайшем спектре охватываемых явлений, объектами преступлений выступают технические средства в материальном смысле, а также базы данных и программное обеспечение, которые содержатся в технических средствах. Киберпреступность представляет собой главную проблему информационной безопасности, однако на этом ее влияние на нашу реальность не заканчивается. Она являет собой проблему государственного, военно-промышленного, производственного комплексов и социальной инфраструктуры всех отраслей и предприятий, функционально гарантирующих жизнедеятельность человечества. Сегодня, используя высокие технологии, преступники делают возможным совершение различных противоправных деяний. В данный перечень можно включить: отмывание денег; финансирование международного терроризма; незаконная организация азартных игр; подделка документов; распространение вредоносных программ; публикация запрещенной на территории государства информации; распространение детской порнографии; унижение человеческого достоинства; призыв к совершению суицида; возбуждение межнациональной, межрасовой ненависти и вражды; незаконный перехват конфиденциальных данных; разглашение коммерческой, банковской, налоговой тайны; вымогательство; хищение денежных средств; мошенничество; нарушение авторских прав; неправомерный доступ к компьютерной информации; кибератаки и промышленный шпионаж, а также множество других преступлений. По экспертным оценкам преступления в сфере высоких технологий с каждым годом увеличиваются в объеме преступного оборота [3, с. 56]. В связи с этим возникает потребность в усилении активности осуществляемой научной и исследовательской деятельности для описания новых преступных деяний, методов противодействия, пресечения и расследования, а также в дальнейшем закреплении этих новелл в уголовном законодательстве.

Следующим актуальным аспектом государственной деятельности, направленной на модернизацию уголовного законодательства, является декриминализация ряда уголовных преступлений. Речь идет о комплексном подходе к реализации совершенствования уголовного законодательства. Среди современных законодательных тенденций наблюдается выделение преступлений с административной преюдицией, а также смягчение наказаний за экономические преступления. В октябре 2017 г. Верховным Судом России был одобрен законопроект о введении уголовного проступка в УК РФ. Речь идет о преступлениях небольшой тяжести, которые представляют собой минимальную общественную опасность, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Законопроект предполагает смягчение ответственности за уголовный проступок, сокращение сроков давности обвинительного судебного приговора и сроков давности привлечения к уголовной ответственности, уменьшение сроков отбытого наказания для возможности условно-досрочного освобождения, а также новое основание для освобождения от уголовной ответственности, которое заключается в совершении проступка впервые оступившимся лицом, предполагающее замену на применение иных мер уголовно-правового характера. Для достижения эффективного результата вводимой новеллы, то есть для гуманизации уголовного законодательства, в качестве рекомендации законодателю можно выделить необходимость в уточнении конкретных критериев для разделения уголовных преступлений, уголовных проступков и административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. В условиях современных изменений общественных отношений законодатель обращает внимание на такую позицию — экономические преступления должны влечь за собой экономическое наказание. В связи с этим в УК РФ были внесены определенные изменения, которые коснулись освобождения лиц, в первый раз совершивших преступление в сфере экономической деятельности, от уголовного преследования, при полном возмещении ущерба, причиненного преступными действиями и выплате штрафа. Для устранения неопределенности, возникающей на практике, требуется закрепить в Уголовном Кодексе конкретные определения и критерии для разграничения преступлений в сфере экономической и предпринимательской деятельности. На сегодняшний момент данные преступления регламентируются 22 главой УК РФ и признаются преступлениями в сфере экономической деятельности, поэтому требуется их дифференцировать [6, с. 196].

Четвертая проблема заключается в стабильно непопулярном использовании в судебной практике возможности сменить категорию преступления на более мягкую. Предоставленная судьям возможность смягчить категорию установлена в ч. 6 ст. 15 УК РФ. Данная норма была введена в 2011 г., однако до сих пор суды используют ее очень редко. За 2017 г. приговор смягчили 0,5 % от всех осужденных за преступления средней, тяжкой и особо тяжкой категорий. В мае 2018 г. Пленум ВС РФ принял постановление, нацеленное помочь в гуманизации и индивидуализации наказания. Верховный Суд рекомендует судьям проверять возможность применения смягчения приговора в каждом конкретном случае и разъясняет вопросы учета смягчающих обстоятельств. Обозначенные в постановлении разъяснения должны облегчить принятие решений о применении смягчающей нормы, поспособствовать ее активному использованию и появлению правоприменительной практики [11].

Для проводимой модернизации российского законодательства характерны такие тенденции гуманизации института назначения наказаний: снижение верхних пределов санкций по некоторым преступлениям, изменение нижних пределов санкций, а также придание особой важности факту совершения преступления впервые либо рецидиву преступлений. В рамках совершенствования уголовного законодательства требуется обратить внимание на развитие института освобождения от уголовной ответственности. Относительно данного вопроса, в 2016 г. была введена в УК РФ ст. 76.2, которая регулирует освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. Одно из центральных мест в деятельности по совершенствованию уголовного законодательства занимает дальнейшая разработка мер освобождения от наказания для лиц, не представляющих опасности для общества. Результаты расширения практики применения института освобождения от наказания будут иметь влияние на положительное изменение показателей преступности. Законодателю необходимо расширять основания для условного и условно-досрочного освобождения, для замены более мягким видом неотбытой части наказания. Для преступлений с имущественным ущербом необходимо расширение практики применения освобождения от уголовной ответственности с выплатой компенсации государству и возмещением ущерба потерпевшему.

Необходимо обозначить следующий, крайне важный аспект назначения наказания. Модернизация уголовного права предполагает особое внимание к функционированию гуманистических ценностей в вопросе наказания несовершеннолетних. Данные лица не всегда могут осознавать тяжесть совершенных преступлений, поэтому стоит задача предотвратить повторение совершения преступной деятельности, вместе с этим не поспособствовать пополнению рядов преступников из-за чрезмерности понесенного наказания. В связи с этим законодательством предусмотрены принудительные меры воспитательного воздействия, освобождение от наказания с помещением в специальные учебно-воспитательные учреждения. Важнейшее место занимает индивидуализация уголовной ответственности для несовершеннолетних. При назначении наказания учитывается влияние старших по возрасту лиц, условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности. Законопроектом об уголовных проступках также предполагается освобождение от ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия для впервые совершивших уголовный проступок несовершеннолетних лиц. Необходимо продолжать совершенствовать правовое регулирование и механизм осуществления освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания.

В рамках гуманизации для обеспечения принципа справедливости уголовного закона необходимо развивать институт суда присяжных. За годы осуществления присяжными уголовного судопроизводства определились некоторые проблемы правоприменительной практики, а количество составов преступлений, которые рассматриваются судом с участием присяжных заседателей, значительно уменьшилось. В связи с данной ситуацией законодателем длительное время разрабатывались и были внесены изменения в УПК РФ, в полном объеме вступившие в силу в июне 2018 г. Модернизация направлена на расширение применения института суда присяжных и на восполнение недостатков в урегулировании для устранения определенных проблем. Законодатель уделил внимание формированию коллегии присяжных заседателей и организационным аспектам деятельности суда. Внесенные изменения расширили перечень составов преступлений, по которым рассмотрение дела может осуществляться судом с участием присяжных. Однако следует заметить, что больше половины добавленных составов не относятся к тем, которые часто применяются в судебной практике (в т. ч. ст. 277 УК РФ — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, ст. 295 — посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, ст. 357 — геноцид). Соответственно, цель расширения практики рассмотрения дел с участием присяжных заседателей не достигнута. Вариантом для достижения требуемого результата является путь расширения дел, рассматриваемых присяжными, составами наиболее распространенных в современном обществе преступлений. В таком случае, возможность доступа к рассмотрению дела присяжными заседателями получит подавляющее большинство из числа обвиняемых. Внесение подобных изменений предполагает предварительное всестороннее обсуждение, требует тщательной разработки, а также использования опыта зарубежных стран, например, США, где суд присяжных рассматривает экономические споры. Следует расширять границы участия граждан в уголовном судопроизводстве для реализации права участвовать в отправлении правосудия, закрепленного ст. 32 Конституции РФ.

Таковы основные проблемы, существующие в российском уголовном праве и мешающие эффективности проводимого совершенствования законодательства, которые требуют скорейшей разработки и урегулирования для достижения положительных результатов. На основании проведенного анализа видно, что уголовно-правовая политика активно предпринимает меры для решения существующих проблем. Дорожная карта уголовной политики России на 2017–2025 гг. просит сконцентрировать внимание на противодействии транснациональной преступности, на преступлениях в сфере новых технологий и непосредственно на самих новых технологиях как эффективном средстве управления процессами преступности [2, с. 50]. Невозможно не согласиться с особым значением данных направлений уголовной политики, поскольку они иллюстрируют современную реальность проблем и задач XXI века. Слаженная реализация названных аспектов модернизации уголовного законодательства способна повлиять на разрешение важных практических задач, — разгрузить правоохранительные и судебные органы; изменить показатели структуры преступности; обеспечить реализацию принципа справедливости и соразмерности уголовного наказания совершенному преступлению.Изменение существующей модели противодействия преступности должно осуществляться с учетом направленности на конкретный итог, а именно, результатом реформирования должно быть достижение полной защиты интересов личности, государства и общества.

Литература:

  1. Екимов А. А. Гуманизация уголовного законодательства // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 834–836.
  2. Есаков Г. А., Долотов Р. О., Филатова М. А., Редчиц М. А., Степанов П. П., Цай К. А. Уголовная политика: дорожная карта (2017– 2025 гг.) // М.: Центр стратегических разработок. 2017. 73 с.
  3. Иванчин А. В. Дорожная карта уголовной политики России на 2017–2025 годы: достоинства и недостатки // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2017. № 3 (41). С. 54–58.
  4. Капинус О. С. Актуальные проблемы уголовного права. Курс лекций // М.: Издательство «Проспект». 2016. 488 с.
  5. Кашепов В. П., Гравина А. А., Кошаева Т. О. Гуманизация современного уголовного законодательства: монография. Под общей ред. В. П. Кашепова // М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М. 2015. 336 с.
  6. Князьков А. А. Конструирование и применение поощрительных норм в сфере уголовно-правового регулирования экономической деятельности: вопросы теории и практики // М.: Юрлитинформ. 2017. 272 с.
  7. Непомнящая Т. В. Гуманизация практики назначения уголовных наказаний: желаемое и действительное // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 3 (52). С. 135–139.
  8. Половинко Т. Ю., Подройкина И. А. Направления развития российского уголовного права с учетом влияния международного опыта // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4 (29). С. 71–76.
  9. Савенков А. Н. Вопросы совершенствования уголовного права, процесса и уголовно-правовой политики // Государство и право. 2018. № 3. С. 5–13.
  10. Сеидов В. Г., Макеева Н. В. Модернизация уголовной политики: проблемы и перспективы (российский и зарубежный опыт) // Регионология Regionology. 2017. № 1(98). С. 23–32.
  11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. № 10 г. Москва «О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298065/.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовное законодательство, УК РФ, уголовная ответственность, уголовно-правовая политика, лишение свободы, преступление, уголовная политика, особое внимание, правоприменительная практика, уголовный проступок.

Ключевые слова

УК РФ, уголовное право РФ, модернизация уголовного законодательства, уголовно-правовая политика, гуманизация уголовного права

Похожие статьи

Проблемы современного гражданского права

В данной статье проанализированы проблемы современного гражданского права, значение и роль гражданского общества в правовой системе Российской Федерации. Рассмотрены исторические примеры, которые характеризуют необходимость наличия гражданского общес...

Действие механизма правового регулирования в современной России

В статье рассмотрена проблема эффективности механизма правового регулирования, его структура, место и основные функции в системе российского права. Выявлены и обоснованы пути повышения эффективности правового регулирования. На основании проведенного ...

Социальная политика Российской Федерации

В статье анализируется социальная политика Российской Федерации в условиях современного развития государства. Рассмотрено определение социальной политики с разных точек зрения. Раскрыты основные показатели результативности социальной политики, в перв...

Проблемы правового воспитания на современном этапе

В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях ...

Перспективы совершенствования правовой регламентации института миграции Российской Федерации

Актуальность исследования. Миграция, будучи процессом, играет важнейшую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Эксперты отмечают, что миграционное законодательство России недостаточно полно соответствует потре...

Основные направления правовой политики современной России

В данной работе рассмотрены основные приоритетные направления правовой политики Российской Федерации. Выявлены проблемные факторы формирования правовой политики. Выделены основные механизмы реализации правовой политики России на современном этапе, а ...

Правовая культура как один из факторов становления и развития правового государства

Несмотря на изученность проблемы правовой культуры в государстве, остаются до конца не исследованными вопросы взаимосвязи правовой культуры и правового государства, воздействия правовой культуры на процесс становления и функционирования правового гос...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России

В статье рассматривается комплекс правовых аспектов функционирования Федеральной службы исполнения наказаний в современных условиях. На сегодняшний день, в целом, сложилась достаточно стройная система правового обеспечения уголовно-исполнительной дея...

Оптимизация современной российской судебно-правовой политики

В настоящее время в России последовательно проводятся реформы во всех сферах жизни государства и общества, в том числе формирование независимой, справедливой и беспристрастной судебной системы как гарантии прав и свобод человека. В связи с этим всест...

Похожие статьи

Проблемы современного гражданского права

В данной статье проанализированы проблемы современного гражданского права, значение и роль гражданского общества в правовой системе Российской Федерации. Рассмотрены исторические примеры, которые характеризуют необходимость наличия гражданского общес...

Действие механизма правового регулирования в современной России

В статье рассмотрена проблема эффективности механизма правового регулирования, его структура, место и основные функции в системе российского права. Выявлены и обоснованы пути повышения эффективности правового регулирования. На основании проведенного ...

Социальная политика Российской Федерации

В статье анализируется социальная политика Российской Федерации в условиях современного развития государства. Рассмотрено определение социальной политики с разных точек зрения. Раскрыты основные показатели результативности социальной политики, в перв...

Проблемы правового воспитания на современном этапе

В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях ...

Перспективы совершенствования правовой регламентации института миграции Российской Федерации

Актуальность исследования. Миграция, будучи процессом, играет важнейшую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Эксперты отмечают, что миграционное законодательство России недостаточно полно соответствует потре...

Основные направления правовой политики современной России

В данной работе рассмотрены основные приоритетные направления правовой политики Российской Федерации. Выявлены проблемные факторы формирования правовой политики. Выделены основные механизмы реализации правовой политики России на современном этапе, а ...

Правовая культура как один из факторов становления и развития правового государства

Несмотря на изученность проблемы правовой культуры в государстве, остаются до конца не исследованными вопросы взаимосвязи правовой культуры и правового государства, воздействия правовой культуры на процесс становления и функционирования правового гос...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России

В статье рассматривается комплекс правовых аспектов функционирования Федеральной службы исполнения наказаний в современных условиях. На сегодняшний день, в целом, сложилась достаточно стройная система правового обеспечения уголовно-исполнительной дея...

Оптимизация современной российской судебно-правовой политики

В настоящее время в России последовательно проводятся реформы во всех сферах жизни государства и общества, в том числе формирование независимой, справедливой и беспристрастной судебной системы как гарантии прав и свобод человека. В связи с этим всест...

Задать вопрос