Взаимодействие органов прокуратуры РФ с прокуратурами зарубежных стран по борьбе с преступностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 11.11.2019

Статья просмотрена: 687 раз

Библиографическое описание:

Васильев, М. И. Взаимодействие органов прокуратуры РФ с прокуратурами зарубежных стран по борьбе с преступностью / М. И. Васильев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63680/ (дата обращения: 16.12.2024).



Совместная работа с системами правоохранительных органов, работающих в других странах, а также активное взаимодействие с организациями и структурами, имеющими интернациональный статус, входит в число наиболее значимых направлений в работе Генеральной прокуратуры РФ.

В 2006 году, с целью оптимизации деятельности по данному направлению, вместо Международно-правового управления было организовано ГУ по Международно-правовому сотрудничеству, в структуру которого были включены управленческие подразделения по оказанию правовой помощи, экстрадиции лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и работе с международным правом [2].

Для повышения активности в международных коммуникациях, связанных с наиболее резонансными делами, курируемыми ЦА, осенью 2010 года было принято решение о создании в составе Главного управления новой структуры — отдела, отвечающего за международное сотрудничество по делам особой важности. Следующим этапом развития структуры стало образование в Хабаровске в 2011 году отдела, задачей которого является обеспечение правовой помощи и качественное взаимодействие со странами Восточной Азии, имеющих границы, прилегающие к территории РФ [8].

С учетом современных реалий одной из наиболее значимых составляющих в межгосударственных взаимоотношениях Генеральной прокуратуры РФ является решение проблем, связанных с организацией качественного взаимодействия с иностранными правоохранительными структурами в области уголовного судопроизводства. К их числу относится предоставление юридической помощи по текущим уголовным процессам, экстрадиция граждан, обвиняемых в нарушении закона, а также возврат ценностей, вывезенных за границу противоправными методами.

Компетенция Генпрокуратуры России по вопросам экстрадиции и предоставления помощи правового характера в отношении расследуемых уголовных дел подтверждается не только законодательной нормативной базой РФ, но и соглашениями, определяющими порядок взаимодействия между странами и носящими международный статус [4, С.112; 5, С.175].

На сегодняшний день в области уголовного судопроизводства отечественная Генпрокуратура активно сотрудничает с аналогичными структурами более чем из семидесяти пяти стран мира. Основанием для установления подобных отношений являются договора, носящие международный статус, а также закрепленные в статьях 453, 457, 460 и 462 УПК РФ принципы взаимности.

Единственным государственным органом, обладающим полномочиями отправки запросов на экстрадицию обвиняемых в нарушении закона лиц с целью привлечения их к установленной ответственности, является Генеральная прокуратура. Она же обладает компетенциями в плане принятия аналогичных решений, касающихся граждан, находящихся на территории Российской Федерации. В последнее время данная область демонстрирует активные темпы развития — так, к примеру, за период с 2011 по 2018 год среднее количество граждан, выданных компетентным зарубежным структурам, составило 1150 человек ежегодно. Наибольшее количество случаев связано с коммуникациями с правоохранительными органами стран бывшего СССР — Беларуси, Украины и Узбекистана [6].

В то же время были достигнуты успешные договоренности по экстрадиции целого ряда лиц, которым были предъявлены обвинения в преступлениях различной степени тяжести, в том числе носящих коррупционный и террористический характер, а также убийств. Из последних примеров можно привести выдачу американского подданного, скрывавшегося на территории Кипра, ранее похитившего из областного бюджета Москвы миллиард рублей. Прокуратурой Испании российским правоохранительным органам был передан директор печально известного клуба «Хромая лошадь», обвиняемый в халатности, приведшей к пожару, в котором погибло более ста человек. Также испанские структуры выдали гражданина, которому было предъявлено официальное обвинение в участии в преступной организации, совершившей в течение нескольких лет ряд тяжких преступлений. Украинские власти согласовали экстрадицию членов Кущевской ОПГ, виновных в совершении на территории Краснодарского края двенадцати убийств, в том числе несовершеннолетних детей. Из Марокко был выдан субъект, организовавший мошенническую структуру, от действий которой пострадало более четырех тысяч человек. Прокуратурой Беларуси были переданы лица, которым предъявлено обвинение в организации бандформирования, ответственного за совершение цикла преступных действий, в том числе убийств и попытки захвата самолёта. Также удалось добиться согласования выдачи бывшего гендиректора ОАО «Уралкалий», подозреваемого в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. Из Молдавии был вывезен один из руководителей «Имарат Кавказ» — террористической группировки, на счету которой несколько тяжких преступлений, включая покушение на жизнь одного из сотрудников МВД РФ. Также зафиксированы случаи выдачи обвиняемых в противозаконных действиях различной степени тяжести граждан, скрывавшихся от правосудия на территории Германии, Швеции и Сербии.

Можно отметить, что география стран, оказывающих содействие в целях свершения судебного делопроизводства, расширяется с каждым годом. Сегодня граждане, совершившие серьёзные правонарушения, стремятся укрыться от преследования на территории стран, с которыми в настоящее время ещё не заключены международные договора о сотрудничестве [7]. Однако в рамках отдельных резонансных дел уже имеются прецеденты успешного решения подобных вопросов с такими странами, как Гана, ОАЭ, Парагвай, Чили и Камбоджа.

Основной формой сотрудничества между прокуратурами стран бывшего СССР выступает КСГП — координационный совет генпрокуроров. Основанием для его создание стало коллегиальное решение, принятое в декабре 1995 действующими Генеральными прокурорами стран СНГ [1]. Позднее, в 2000 году, данный орган получил международный статус — соглашение подписали 10 из 15 представителей государств, ранее входивших в состав Советского Союза.

Генеральными прокурорами стран СНГ был определен ряд основных направлений деятельности КСГП: обмен информацией и консультации о состоянии законности в государствах; участниках Содружества, об организации органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов в борьбе с преступностью; анализ состояния транснациональной преступности в СНГ, разработка общей стратегии и согласованной политики в борьбе с нею; оценка эффективности международно-правовых актов, действующих в сфере правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам; сотрудничество в подготовке и повышении квалификации кадров прокуратуры, их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения и т. д. [3, С.120].

На основании приведенных фактов можно сделать вывод, что Генеральная прокуратура России ведет активную международную деятельность, направленную на борьбу с преступностью, зачастую являясь единственным представителем отечественной правоохранительной системы. Совместная работа с уполномоченными структурами зарубежных стран и компетентными организациями, имеющими интернациональный статус, является одним из приоритетов в деятельности Генпрокуратуры.

К числу наиболее важных задач, стоящих перед отечественной прокуратурой, в ближайшей перспективе выступает увеличение представительского влияния и повышение эффективности совместной работы в международном правовом поле. В большей степени это касается сектора уголовного судебного производства, а также оптимизации нормативно-правовой базы, регламентирующей договорные отношения с другими странами, в том числе в отношении вопросов розыскной деятельности, ареста и экстрадиции, а также передачи на территорию России ценного имущества, вывезенного за границу незаконными методами.

Литература:

  1. Решение Совета глав государств СНГ «О Координационном совете генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств» (Вместе с «Положением о Координационном совете генеральных прокуроров»...) (Принято в г. Москве 25.01.2000) // Текст решения официально опубликован не был.
  2. «Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества» (утв. Генпрокуратурой России 15.02.2007) // Текст положения официально опубликован не был.
  3. Анатолий С. М. К вопросу о роли Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ в укреплении законности и правопорядка в странах Содружества // Закон и право. 2018. № 12. С. 120–123.
  4. Ергашев Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. Екатеринбург: Раритет, 2018. — 436 с.
  5. Ефимова А. И. Развитие международного сотрудничества по противодействию организованной преступности: ценностный выбор мирового сообщества // Вестник МГИМО. 2010. № 3. С. 172–178.
  6. Координационный совет генеральных прокуроров государств-участников Содружества Независимых Государств. URL: http://www.ksgp-cis.ru/news/news-item/251 (дата обращения: 15.09.2019)
  7. Корнилива Е. Ю. Некоторые аспекты международного сотрудничества России по вопросам экстрадиции. URL: https://esa-conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/Kornilina-Elena-YUrevna.pdf (дата обращения: 15.09.2019)
  8. Пачулия Г. Т. Международное сотрудничество органов прокуратуры. URL: http://www.iuaj.net/node/1586 (дата обращения: 15.09.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): международный статус, совместная работа, структура, бывший СССР, Генеральная прокуратура РФ, интернациональный статус, качественное взаимодействие, правовая помощь, РФ, уголовное судопроизводство, число.


Похожие статьи

Актуальные проблемы участия прокуратуры в противодействии коррупционным правонарушениям

Цели и значение деятельности органов прокуратуры в борьбе с коррупцией

Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов власти в сфере миграции

Практика работы органов прокуратуры Российской Федерации по взаимодействию с общественностью и правовому просвещению

Эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной государственной власти в решении вопросов охраны труда

Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

О современных задачах прокурорского надзора по защите прав потребителей

Взаимодействие вузов и работодателей Белгородской области в сфере дополнительного профессионального образования

Организация выездных налоговых проверок в Приднестровской Молдавской Республике в контексте опыта зарубежных стран

Похожие статьи

Актуальные проблемы участия прокуратуры в противодействии коррупционным правонарушениям

Цели и значение деятельности органов прокуратуры в борьбе с коррупцией

Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов власти в сфере миграции

Практика работы органов прокуратуры Российской Федерации по взаимодействию с общественностью и правовому просвещению

Эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной государственной власти в решении вопросов охраны труда

Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

О современных задачах прокурорского надзора по защите прав потребителей

Взаимодействие вузов и работодателей Белгородской области в сфере дополнительного профессионального образования

Организация выездных налоговых проверок в Приднестровской Молдавской Республике в контексте опыта зарубежных стран

Задать вопрос