В данной статье автор, на основании анализа существующей практики, раскрывает существующие проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, а также предлагает возможные пути совершенствования такой деятельности. Автором сделан особый акцент на борьбе с коррупционными проявлениями в правоохранительной системе России.
Ключевые слова: прокуратура, коррупция, государство, законодательство, закон, Российская Федерация.
Прокуратура, являясь важным государственно-правовым институтом по противодействию коррупции, обладает широким спектром надзорных полномочий. К компетенции прокуратуры отнесен надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства, контроль исполнения требований, предъявляемых к поведению и действиям должностных лиц, при наличии конфликта интересов; надзор за полнотой и достоверностью сведений о доходах и расходах чиновников и членов их семей; за выполнением государственными служащими запретов и ограничений. Кроме того, у прокуратура также наделена особыми полномочиями по применению способов административного принуждения, а также по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Генеральная прокуратура в качестве приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией определила следующие: повышение качества и эффективности следствия и дознания; усиление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания; повышение эффективности сотрудничества следователей, дознавателей, прокуроров при выявлении и расследовании коррупционных преступлений; согласованность деятельности всех правоохранительных органов.
На сегодняшний день прокуратурой РФ проводится системный анализ и мониторинг состояния законности, в том числе в сфере исполнения и соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе и антикоррупционного законодательства. Прокуратура на регулярной основе обобщает имеющиеся в ее распоряжении статистические данные, а также информационно-аналитические материалы в данной сфере, на основании которых проводится активная разработка мер по усилению эффективности прокурорского надзора и координирования деятельности правоохранительных органов. Прокуратура занимает центральное место в системе противодействии коррупции, однако, на мой взгляд, представляется целесообразным наладить в этой сфере более тесное ее сотрудничество с другими правоохранительными органами, и в целом со всем государственно-правовым механизмом. Кроме того, повышению эффективности антикоррупционной деятельности прокуратуры будет способствовать привлечение к этой борьбе представителей общественности, создание общественных комиссий и советов, всесторонняя поддержка общественного контроля над деятельностью государственных органов [4].
По моему мнению, деятельность прокуратуры по противодействию коррупции можно условно разделить на несколько уровней. Квалифицирующим параметром для такого деления могут выступать методы противодействия коррупции.
Так, 1-й уровень заключается в деятельности прокуроры по противодействию коррупции на этапе принятия нормативно-правовых актов. Ключевым звеном данного уровня является проводимая прокуратурой антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Посредством этого этапа реализуется превентивная функция прокуратуры, осуществляется профилактика совершения коррупционных деяний.
2-й уровень — реагирование на непосредственные проявления коррупции. В рамках данного уровня прокуратура принимает и обрабатывает обращения граждан по фактам совершения правонарушений коррупционной направленности, применяет меры прокурорского реагирования, проводит проверки, обращается в компетентные органы и так далее. Кроме того, существенная функциональная нагрузка возложена на правоохранительные органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, надзор за деятельностью которых является еще одной функцией прокуратуры на этой стадии.
3-й уровень — борьба с коррупцией на стадии проведения предварительного следствия и дознания по уголовным делам, коррупционной направленности. Надзор за исполнением законов Следственным комитетом РФ, который осуществляет следствие, в том числе и по делам коррупционной направленности, возложен на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров на основании полномочий, предоставленных федеральным законодательством.
4-й уровень — поддержка государственного обвинения в суде в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также на основании закона «О прокуратуре РФ» [3].
Относительно борьбы с коррупцией непосредственно в правоохранительных органах, важно отметить, что причиной передачи полномочий по расследованию дел отдельному органу — следственному комитету — был тот факт, что ранее прокуратура, осуществляя функции следствия, самостоятельно осуществляла надзор за ним. Такая двойственная компетенция предоставляла возможность для существования протекционизма и попустительства. На сегодняшний день уголовное дело, при наличии соответствующих оснований, может быть возбуждено в отношении работника Следственного комитета РФ, равно как и в отношении прокурорского работника, при этом такое дело возбуждается и расследуется следователями СК РФ, а надзор за законностью следствия осуществляется прокуратурой.
Факты коррупции в правоохранительных органах, в том числе в органах прокуратуры, могут быть устранены исключительно путем принятия следующих мер: проведения оптимизации системы правоохранительных органов с целью устранения необоснованного дублирования функций и полномочий; соблюдение в правоохранительных органах принципа специализации, при этом необходимо стремиться к повышению уровня профессионализма сотрудников; установление достойного уровня оплаты труда работников правоохранительных органов, оптимизация их числа и усиление их ответственности.
Деятельность по искоренению коррупции в правоохранительной системе должна базироваться на принципах гласности и прозрачности работы правоохранительных органов. Однако важно отметить, что применение данных принципов должно находиться в прямой зависимости от критериев разумности и целесообразности, и ни в коем случае не иметь отрицательного влияния на исполнение функций правоохранительных органов. Кроме того, видится необходимым изменение идеологии работы правоохранительной системы с карательной на правозащитную [5].
Совершенствование технической оснащенности правоохранительных органов, внедрение в их работу новейших и эффективных информационных технологий также будет способствовать совершенствованию деятельности по противодействию коррупции. Кроме того, невозможно отрицать важность налаженного международного информационного обмена: заключение международных соглашений о проведении совместных оперативных мероприятий; о взаимной правовой помощи, в том числе связанной с выдачей лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, получения информации о банковских счетах, доступа к ним и возможности наложения на них ареста.
На мой взгляд, положительного эффекта можно добиться путем проведения массовых стажировок российских специалистов в странах, успешно реализовавших программу борьбы с коррупцией. Ну и, конечно, весомую роль сыграет издание современной учебной и методической литературы по борьбе с коррупцией для студентов юридических специальностей. Процесс борьбы с коррупцией осложняется целым рядом причин различного характера: морально-нравственными, политическими, демографическими, финансовыми и, конечно, правовыми. Поскольку коррупция представляет собой системное явление, меры борьбы с ней, не могут ограничиваться только юридическими. На сегодняшний день приоритетной, на мой взгляд, задачей органов прокуратуры по противодействию коррупции становится правовое антикоррупционное просвещение. Очевидной представляется недостаточность исключительно законодательных запретов в деле борьбы с коррупцией как с глобальным явлением. Именно поэтому, задача по изменению отношения, как общества, так и самих чиновников к коррупционным процессам приобретает особую значимость.
Данный вопрос особо актуален в субъектах РФ в силу ряда особенностей национального и регионального характера, менталитета. Исходя из вышеизложенного, для эффективного противодействия коррупции и влияния на ее детерминанты требуется проведение длительной, последовательной работы, важнейшую роль в которой должна играть прокуратура. Кроме того, работа прокуратуры должна быть конструктивной, с продуманной позицией и стратегическим направлением, чтобы не воспроизвести опыт советской прокуратуры периода застоя, когда прокурорский надзор осуществлялся буквально за всем, включая вопросы расписания отправки и прибытия железнодорожных составов.
По данным Transparency International Россия по-прежнему занимает место в нижней части рейтинга восприятия коррупции, что крайне негативно сказывается, как на социально-экономическом развитии и повышении инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общем доверии граждан к серьёзности усилий власти по противодействию коррупции.
Коррупционное бремя чрезмерно для российской экономики и ломает ей хребет, наносит вред интересам всего государства, подрывает авторитет власти и законов, а, либерализация наказаний за коррупцию не работает должным образом. Об этом заявил Владимир Путин на заседании Совета по противодействию коррупции в октябре 2013 г. Президент отметил, что только 8 % взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы.
Конкретные направления деятельности прокуратуры по предупреждению и борьбе с правонарушениями коррупционной направленности определены в программных документах и законодательных актах, принятых в последние годы. Закон о противодействии коррупции обязывает прокуроров в пределах своих полномочий координировать деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Реагирование на вскрытые правонарушения выглядит следующим образом: прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд; прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; при выявлении в ходе проверок нарушений закона, не носящих уголовно- или административно-наказуемый характер, прокурор вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу полномочным устранить допущенные нарушения; в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, предусмотренных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности.
Прокурорам принадлежит организующая роль в координации деятельности правоохранительных органов, вменено осуществление надзора за исполнением законов участниками координационной деятельности, законностью ведения ими борьбы с коррупцией. Для достижения целей и задач координационной деятельности ее участники используют различные формы взаимосогласованных совместных действий, определенных Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Наиболее значимыми и распространенными на наш взгляд являются организация и проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, создание и функционирование межведомственных рабочих групп. Следует заметить также, что на органы прокуратуры, наряду с координацией борьбы с преступностью, возлагаются и полномочия по профилактике и предупреждению преступности. Эти нормы закреплены в статьях 4 и 5 Закона о противодействии коррупции [2].
Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. На эффективность поддержания государственного обвинения влияет ряд факторов, среди которых правильно организованное взаимодействие государственных обвинителей со следователями и эффективность назначенного наказания. Следует признать, что коррумпированные должностные лица часто скрывают свои активы под именами своих родственников, супругов и других лиц. В связи с этим в качестве дополнительного наказания к осужденным за коррупционное преступление предлагается применять конфискацию семейного имущества. Такой опыт использовался в Италии в борьбе с организованной преступностью и оказался весьма эффективным. Благодаря этому опыту удалось снизить политическое влияние мафии на севере и юге Италии. В 1999 г. Россия присоединилась к Конвенции ООН об уголовной ответственности за коррупцию, а в 2003 году подписала Конвенцию против транснациональной организованной преступности. Обе эти Конвенции предусматривают выявление, розыск, наложение ареста и конфискацию орудий, имущества, доходов полученных от коррупции. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции [1] России конфискация в УК должна быть. Следует ужесточать уголовное законодательство, конфисковывать семейное имущество коррупционеров, оставляя им при этом социальный минимум и применять в качестве наказания реальные сроки лишения свободы. Необходимо формировать в сознании общества, что воровать у общества и государства, это не только не престижно, но и позорно.
Государство и общество заинтересованы в наибольшей эффективности деятельности прокуратуры, которая приводила бы к реальным позитивным изменениям в сфере законности и правопорядка. На мой взгляд, такой эффективности будет способствовать появление специализированной прокуратуры, к компетенции которой будет отнесен вопрос противодействия коррупции, наряду с существующими специальными прокуратурами. Требования к кадровому составу в прокуратуре, специализирующейся на противодействии коррупции должен быть особо жестким, а контроль ее деятельности должен осуществляться исключительно генеральной прокуратурой, чтобы исключить возможность оказания давления на нее со стороны любых других органов, в том числе органов прокуратуры субъектов Российской Федерации. Эффективность деятельности такой прокуратуры должна обеспечиваться особым профессионализмом ее сотрудников, наличием у них богатого опыта работы в сфере борьбы с коррупцией и отличной, не омраченной никакими сомнительными фактами, репутации.
Вышеизложенные предложения, как представляется, должны дать возможность прокуратуре, совместно с другими правоохранительными органами в итоге более системно организовать противодействие коррупции по всем направлениям.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.
- Федеральный закон от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» № 273-Ф3 // «Российская Газета», 2008. № 266. Ст.1.
- Федеральный закон от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202–1 // «Собрание законодательства РФ», 1995. № 47. Ст. 4472.
- Григоров К. А. Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в современных условиях//«Черные дыры» в Российском законодательстве — М.: Компьютерный Аудит, 2016. 277 с.
- Сатаров Г. А. О коррупции в России // Известия — 2017, 113 с.