О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.11.2022

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Тайлаков, В. К. О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции / В. К. Тайлаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 301-303. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96585/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменительной практики и возможные пути решения проблем законодательного регулирования.

Ключевые слова: Генеральная прокуратура Российской Федерации, противодействие коррупции, прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, коррупция.

Противодействие коррупции на сегодняшний день остается одним из актуальных вопросов в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. Количество нарушений законодательства о противодействии коррупции, выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации за 6 месяцев 2022 года (141 529), остается на высоком уровне при сравнении с показателями аналогичного периода 2021 года (153 708). Указанное свидетельствует о необходимости изменения подхода прокуроров к организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также рассмотрения вопроса об актуализации нормативно-правовой базы в указанной сфере.

Актуальным остается вопрос о порядке исполнения требований Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [1] (далее — ФЗ № 79). В частности, пунктом 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» прокурорам субъектов и приравненным к ним специализированным прокурорам указано на необходимость обеспечения постоянного проведения проверок на предмет соблюдения требований ФЗ № 79 [2]. При этом, значимая информация о наличии у должностных лиц, поименованных в статье 2 ФЗ № 79, счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также об использовании указанными лицами иностранных финансовых инструментов, может быть получена, собственно, из кредитно-банковских организаций иных государств.

Учитывая то обстоятельство, что получение прокурором необходимой информации обеспечивается направлением соответствующего запроса (требования) в порядке статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3], реализация указанного полномочия по отношению к кредитно-банковской организации иного государства представляется затруднительным, не говоря уже о действие норм о защите о банковской тайны.

Указанная проблема может быть решена путём определения Центрального Банка Российской Федерации в качестве компетентного органа внешних сношений с соответствующими организациями других государств по вопросу обмена информацией о наличии у лиц, поименованных в статье 2 ФЗ № 79, счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также об использовании указанными лицами иностранных финансовых инструментов. В последствии полученную информацию направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для использования в надзорной деятельности.

Заслуживают внимание вопросы, связанные с работой в Российской Федерации комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее по тексту — Комиссия), образуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее — Указ Президента РФ № 821).

В частности, пунктом 11 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ № 821 определено, что число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо [4]. Указанная норма принята в целях обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения комиссией вопросов, отнесенных к предмету её ведения, учитывая при этом принцип паритетности при ее формировании. При этом, действующим законодательством не урегулированы некоторые аспекты участия в работе Комиссии «сторонних» членов, не имеющих отношение к органу государственной власти (органу местного самоуправления), в котором создана такая комиссия (далее — третье лицо), хотя такое участие прямо не запрещено.

К примеру, отсутствуют правовые нормы, регулирующие процедуру допуска третьих лиц к участию в работе Комиссии, критерии их отбора и приглашения, что создает предпосылки к необоснованному включению в состав Комиссии заинтересованного лица. Не предусмотрена юридическая ответственность за ненадлежащую организацию работы указанных Комиссий. Для решения указанной проблемы предлагается использовать, к примеру, опыт реализации в Российской Федерации установленного порядка отбора присяжных заседателей.

Еще одной сферой надзорной деятельности, требующей внимания федерального законодателя, является реализация в Российской Федерации института контроля за расходами должностных лиц.

Так, основанием установления контроля за расходами в отношении лиц, указанных в статье 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее — Федеральный закон № 230-ФЗ), является достаточная информация о том, что «данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду» [5]. Указанная информация, по смыслу Федерального закона № 230-ФЗ, может предоставляться из любых источников, за исключением анонимных, включая общероссийские средства массовой информации. Должностное лицо, уполномоченное на принятие решения об осуществлении контроля за расходами должностного лица, в силу положений части 3 статьи 4 Федерального закона № 230-ФЗ, обязано уведомить о принятом решении лиц, предоставивших информацию. При всех положительных моментах сторонах данного института противодействия коррупции, внимание привлекает неоправданная, по нашему мнению, скудность перечня имущества, сделки по которому попадают под действие Федерального закона № 230-ФЗ, что не позволяет в полной мере использовать потенциал действия аппарата государственного принуждения в этой сфере. Совершенно точно по этому поводу высказался Ю. Г. Марасов, отмечая, что «Приведение в Федеральном законе № 230-ФЗ такого неполного перечня имущества, сделки с которым могут являться основанием для инициирования процедуры осуществления контроля за расходами, приводит к парадоксальной ситуации, когда совершенно открытая скупка драгоценностей и других предметов роскоши, произведений искусства, антиквариата вне зависимости от их стоимости не влечет за собой возбуждение процедуры осуществления контроля за расходами, более того, последующая их реализация и покупка имущества, сделки по которым уже подпадают под действие Федерального закона № 230-ФЗ, совершенным образом легализует источник их приобретения» [6]. Действительно, законодатель в этой части пошел по пути «наименьшего сопротивления» по той простой причине, что юридическое оформление указанных сделок в любом случае не останется не замеченным. Так, для установления необходимой информации, субъектам контроля достаточно направить запрос в соответствующий орган, что, по сути, исключает возможность инициирования процедуры контроля за расходами по иным проявлениям коррупционных правонарушений. Решением этой проблемы, по нашему мнению, может послужить внесение изменений в часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 4, подпункт «а» пункта 1 части 4 статьи 4, пункт 3 части 4 статьи 4, часть 4 статьи 8, статью 17 Федерального закона № 230-ФЗ, путем дополнения перечня имущества, например произведений искусства, антиквариата, драгоценных металлов в слитках, иных драгоценностей предметов роскоши, а также денежных средств.

Учитывая изложенное, можно констатировать наличие правоприменительных проблем в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, решение которых возможно путём пересмотра действующих законодательных положений.

Литература:

  1. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами [Электронный ресурс]: федер. закон от 07 мая 2013 г. № 79-ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции [Электронный ресурс]: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29 авг. 2014 г. № 454. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2201–1. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 01 июл. 2010 г. № 821. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам [Электронный ресурс]: федер. закон от 03 декабря 2012 г. № 230-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Марасов Ю. Г. Контроль за расходами отдельных должностных лиц как одна из основных мер профилактики коррупции / Ю. Г. Марасов // Российский судья. — 2018. — № 4. — С. 21.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, противодействие коррупции, исполнение законодательства, прокурорский надзор, Генеральная прокуратура, предел территории, служебное поведение, соблюдение требований, государственная служба, государственный орган.


Ключевые слова

коррупция, противодействие коррупции, Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Похожие статьи

Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Настоящая статья посвящена исследованию значения деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Автором анализируются статистические данные деятельности прокуратуры в данной сфере, свидет...

Противодействие коррупции как основная задача деятельности прокуратуры Российской Федерации

В работе автором анализируются некоторые вопросы противодействия коррупции как основной задачи деятельности прокуратуры. Противодействие коррупции является важным направлением в становление правового государства. Именно противодействие коррупции служ...

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Противодействие коррупции в системе государственной власти

В статье автором рассматриваются причины коррупции в органах государственной власти на территории Российской Федерации и стран мира и проблемы её предотвращения. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики, рассмотрены главные напра...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

В данной статье автор, на основании анализа существующей практики, раскрывает существующие проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, а также предлагает возможные пути совершенствования такой деятельности. Автором сделан ...

Сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными организациями в сфере противодействия коррупции

В данной статье проводится анализ деятельности органов Генеральной Прокуратуры Российской Федерации с международными организациями в рамках осуществления общемировой антикоррупционной политики, а также выявляются направления Генеральной Прокуратуры Р...

Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры

В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Противодействие коррупции средствами прокурорского надзора

На основании анализа существующей практики автор статьи рассматривает проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции. Автором сделан особый акцент по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том чис...

Борьба с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти

В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия ко...

Похожие статьи

Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Настоящая статья посвящена исследованию значения деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Автором анализируются статистические данные деятельности прокуратуры в данной сфере, свидет...

Противодействие коррупции как основная задача деятельности прокуратуры Российской Федерации

В работе автором анализируются некоторые вопросы противодействия коррупции как основной задачи деятельности прокуратуры. Противодействие коррупции является важным направлением в становление правового государства. Именно противодействие коррупции служ...

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Противодействие коррупции в системе государственной власти

В статье автором рассматриваются причины коррупции в органах государственной власти на территории Российской Федерации и стран мира и проблемы её предотвращения. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики, рассмотрены главные напра...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

В данной статье автор, на основании анализа существующей практики, раскрывает существующие проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, а также предлагает возможные пути совершенствования такой деятельности. Автором сделан ...

Сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными организациями в сфере противодействия коррупции

В данной статье проводится анализ деятельности органов Генеральной Прокуратуры Российской Федерации с международными организациями в рамках осуществления общемировой антикоррупционной политики, а также выявляются направления Генеральной Прокуратуры Р...

Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры

В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Противодействие коррупции средствами прокурорского надзора

На основании анализа существующей практики автор статьи рассматривает проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции. Автором сделан особый акцент по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том чис...

Борьба с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти

В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия ко...

Задать вопрос