Коррупция и должностное лицо | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 28.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Стяжкина, Е. А. Коррупция и должностное лицо / Е. А. Стяжкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — URL: https://moluch.ru/archive/543/118727/ (дата обращения: 28.10.2024).

Препринт статьи



Статья посвящена рассмотрению вопроса коррупции, ее форм, а также перечня коррупционный деяний. Автором статьи сделан акцент на злоупотребление должностным лицом своими полномочиями. Актуализированы основные направления деятельности органов государственной власти по повышению уровня эффективности борьбы с коррупционными действиями.

Ключевые слова: коррупция, должностное лицо, государство, государственные служащие, национальная безопасность, закон, общество.

Коррупция государственных органов — одна из главных угроз национальной безопасности России, поскольку она подрывает финансовые системы, доверие граждан к государству и способность государственного служащего защищать интересы национальных государств, пользуясь служебной позицией в собственном интересе.

Противодействие коррупции не отрасли влияет на всю жизнь общества, однако необходимы системные институциональные изменения, которые должны, в конце концов, изменить сознание общества [2]. Только минимальная терпимость коррупции будет способствовать введению новых стандартов поведения государственных чиновников и восстановлению доверия к госинститутам.

В основном, коррупция и проявление коррупции — это категория общества, которая конечно не новая для нашей страны, однако в последнее время этот вопрос стал особенно актуален.

Например, в вопросе обеспечения правопорядка можно сказать однозначно, что такой негативный фактор и влияет на безопасность национальной страны.

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление служебным положением, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление таких благ указанному лицу другими физическими лицами, а равно совершение этих действий от имени юридического лица или в его интересах [1].

Коррупционные деяния относятся к следующим преступлениям:

– нарушение должностных полномочий статьи 285 УК РФ [1],

– превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

– получение взятки (статья 290 УК РФ)

– дача взятки (статья 291 УК РФ);

– злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);

– коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

В соответствии с законом РФ все граждане РФ несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за коррупционные правонарушения.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрена уголовная ответственность до 15 лет, как за получение взятки, так и за дачу взятки. То есть не только получатель взятки несет ответственность за закон, а лицо, которое даёт взятку и от лица, от которого взятка передается получателю. Если взятки передаются через посредников, посредник будет также подвергаться уголовному аресту за участие в получении взятки.

Важная составляющая коррупции при действиях чиновников — злоупотребление полномочиями государственных органов. Положение злоупотребления является использованием служебного места вопреки служебному интересу предприятия, организации и учреждения, где работает правонарушитель, и выходом работника за пределы рабочего регламента.

Это действие должно осуществляться в личном или корыстном интересе, в результате чего существенно нарушается законное право общества и государства. В таких случаях должностные лица и граждане, занимающиеся управленческими функциями в коммерческой организации, действуют в рамках своих полномочий на основе формальной основы или выходят из ее рамок.

Такие действия часто осуществляются не в силу законных интересов организации.

Коррупция в действии взяточника имеет свою специфику. При коммерческих подкупах лицо, которое незаконно предоставляет имущественное обслуживание или передает материальное имущество, в таких целях принимает от руководителя коммерческой организации какие-либо действия или бездействия, направленные на взяточничество, в целях которых гражданин, занимающий должность руководителя коммерческой организации, совершает какие-либо действия или бездействия, направленные на взяточничество.

Положения Закона о противодействии коррупции, нормы Уголовного Кодекса гласят, что все участники этого преступления отвечают за коммерческие подкупы, взятки.

После того, как рассмотрят признаки коррупции, необходимо изучать виды ответственности за различные противоправные действия в этой области. В виды санкций, применяемых, входят административная, уголовная, дисциплинарная и гражданская. Получение и дача взяток, а также посредничество в их доставке в худшем случае наказываются лишением свободы на срок до пятнадцати лет. В этом случае является преступлением перевод денежных средств, независимо от того, были ли они переведены до или после совершения этих действий. Не имеет значения, существовало ли соглашение между сторонами до совершения преступления.

При отсутствии в передаче взятки отягчающих обстоятельств виновный будет привлечен к материальной ответственности в виде штрафа, максимальный размер которого составляет пятьсот тысяч рублей, либо выражен в размере заработной платы (иного дохода) гражданина в течение одного года, либо в размере пяти (тридцати) размеров взятки, либо исправительными работами сроком на два года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с штраф в пяти (десяти)кратном размере суммы взятки. Любое из наказаний может сопровождаться лишением возможности занимать определенные должности или работать в определенной сфере на три года.

Признаки коррупционного характера, позволяющие квалифицировать это преступление в качестве преступления, совершенного при чрезвычайных обстоятельствах — передача должностному лицам взятки в качестве оплаты за заведомо неправомерные действия в размерах, исчисляемых по нормам Уголовного кодекса Российской Федерации как особо крупные, или лицами по предварительному соглашению.

Получение взятки производится самостоятельно или путем посредничества. Посредничество представляет собой доставку предмета преступлений или создание условий, необходимых для передачи этого предмета.

Вся подозрительная деятельность граждан и чиновников должна быть проверена на коррупционные составляющие.

В некоторых случаях взятки не являются преступлением, поэтому они освобождаются от уголовной ответственности.

Случаями отказа в возбуждении дела по соответствующей статье УК РФ являются следующие ситуации: вымогательство со стороны сотрудника уполномоченного органа; добровольное сообщение в правоохранительные органы взяткодателем или взяткодателем о совершении преступления; Помощь виновному в раскрытии уголовного преступления.

Явка в полицию как элемент понятия коррупции может не просто способствовать отмене санкций в отношении лиц, пришедших в полицию, а быстрому расследованию преступлений, привлечь виновных в ответственности [5].

При проверке коррупционной составляющей подозрительного действия и раскрытии преступлений выявляется смягчающее и смягчающее обстоятельства. Ужесточение наказания может быть ужесточено в следующих ситуациях:

– Должностное лицо получило взятку за бездействие или совершение противоправных действий.

– Взятку получило лицо, находящееся на государственной должности на федеральном, региональном, местном уровня.

– Взятка получена группой граждан по предварительной договоренности или организованной преступной группой.

– Должностное лицо требовало взятки от гражданина.

– Взятка получена в размере, превышающем сто пятьдесят тысяч рублей (крупная).

– Взятка получена в размере, превышающем один миллион рублей (особо крупная).

При рассмотрении коррупционной составляющей в действии граждан и служащих следует изучать меры противодействия коррупции и предотвратить ее. Контроль за коррупцией является деятельностью органов власти федерального, регионального и местного уровней [7].

В полномочия указанных лиц входят следующие действия: предупреждение коррупции, включая выявление и устранение причин совершения указанных преступлений; предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие, расследование правонарушений; минимизация и ликвидация последствий преступлений, связанных с коррупцией [3, c, 89].

Определение составляющей коррупции позволяет также выявить варианты ее борьбы.

Для того, чтобы реализовать эти способы, Президент может принять решение создать группы по противодействию противоправным действиям в финансовой сфере внутри органов власти.

В случае получения информации органами или отдельными подразделениями информации о коррупции, они должны проверить этот факт. Все необходимые действия координируют Генеральный прокурор и его подчиненные сотрудники прокурора.

Поскольку конфликт интересов представляет собой коррупционную составляющую противоправного действия, органы госвласти разработывают политику по борьбе с коррупцией. В нее включены следующие аспекты:

– Проведение государством на всей территории страны единообразной политики в сфере борьбы с коррупцией;

– создание правового механизма взаимодействия органов правоохранительной сферы и других властных субъектов с парламентскими и общественными комиссиями, гражданами, институтами общества по решению указанных вопросов;

– принятие административных, законодательных и других мер, которые направлены на привлечение муниципальных и государственных служащих, граждан к участию в противокоррупционных действиях и формированию негативного общественного отношения к незаконной деятельности;

– совершенствование структуры и системы органов государства, создание общественных контролирующих механизмов;

– введение стандартов антикоррупционного характера, т. е. фиксация для соответствующих областей деятельности единообразной системы ограничений, запретов и дозволений, которые обеспечивают предупреждение незаконных действий в финансовой сфере в отношении госслужащих и лиц, которые замещают должности на госслужбе;

– обеспечение гражданам доступа к информации о работе государственных федеральных, региональных и местных органов власти;

– реализация принципа свободы СМИ; соблюдение в неукоснительном порядке принципов судейской независимости и невмешательства в деятельность суда; улучшение организации работы контролирующих и правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции, совершенствование особенностей порядка службы в государственных и муниципальных органах;

– обеспечение открытости, добросовестности, объективности, конкуренции в процессе размещения заказов на выполнение различных работ, оказания ряда услуг, поставку для нужд страны на федеральном или местном уровнях;

– устранение незаконных и необоснованных ограничений и запретов, особенности в сфере экономической деятельности; улучшение порядка пользования муниципальным и государственным имуществом, ресурсами, и порядка переоформления прав на это; увеличение размера заработной платы и уровня защищенности муниципальных и государственных служащих в социальной сфере;

– укрепление сотрудничества в области международных отношений, повышение эффективности взаимодействия на международном уровне со спецслужбами, правоохранительными органами, финансовыми разведывательными подразделениями в сфере розыска, изъятия и репатриации полученного незаконным путем имущества; усиление проверки и контроля обращений граждан и организаций по факту наличия признаков коррупции;

– распределение функций между различными органами и т. д. [6, c, 76].

При проведении проверки деятельности разных органов, а также их руководителей, если уполномоченные лица обнаружили коррупционную составляющую, проводятся тщательные проверки работы данного органа по выявлению и расследованию уголовного правонарушения. Сейчас проводятся работы по противодействию коррупции во многих областях, чтобы повысить их эффективность и повысить раскрываемость преступности в этой области.

Литература:

  1. Электронный ресурс / СПС Консультант Плюс. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (Дата обращения: 26.08.2022 г.)
  2. Богданов И. Я., Калинин А. П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. — М., 2019. — 585 с.
  3. Курганов С. И., Кравченко А. И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2018. — 571 с.
  4. Уголовное право: учебное пособие / отв. ред. В. С. Комиссаров. — М.: ТК Велби, 2020. — 698 с.
  5. Хропанюк В. Н. теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Проф. В. Г. Стрекозова. — М., 2017. — 783 с.
  6. Яковлев А. М. Социология экономической преступности — М.: Наука. 2019. — 376 с.
  7. Электронный ресурс / Шекультиров Б. И. Коррупция в России как угроза государственной и национальной безопасности / Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/ (Дата обращения: 26.08.2022 г.)


Задать вопрос