Формы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ в борьбе с наркобизнесом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 27.10.2019

Статья просмотрена: 358 раз

Библиографическое описание:

Болдырева, А. А. Формы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ в борьбе с наркобизнесом / А. А. Болдырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63394/ (дата обращения: 19.12.2024).



Злоупотребление населения наркотическими средствами и психотропными веществами в настоящее время является одной из глобальных проблем человечества. Ежегодно сотни тысяч человек умирают от заболевания наркоманией.Международное сообщество всерьез озабочено проблемой повсеместного незаконного наркооборота.

В своем интервью заместитель Генерального прокурора РФ А.Звягинцев говорит о необходимости решения данной проблемы путем совместных усилий мирового сообщества, в том числе при участии органов прокуратуры РФ [11].

Национальным нормативно-правовым актом, устанавливающим основы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, является Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ. Нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации влечет за собой наступление мер уголовной ответственности. Данная группа преступлений закреплена в гл. 25 УК РФ.

В рамках данного параграфа мы не будет подробно останавливаться на конкретных составах преступлений, а постараемся непосредственно раскрыть формы международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации при противодействии преступной деятельности в сфере незаконного наркооборота.

Относимость преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, к разряду преступлений международного характера обусловлена тем, что незаконных оборот наркотических средств и психотропных веществ позволяет транснациональным преступным организациям проникать в правительственные дела государства, тем самым нарушая безопасность и посягая на государственный суверенитет.

Международно-правовое регулирование сферы оборота наркотических средств основано на следующих международных договорах и соглашениях:

– Единая конвенция наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года;

– Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21.02.1971);

– Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) (Далее — Конвенция 1988 года);

– Конвенции, определяющие общий порядок международного сотрудничества: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

Международное сотрудничество правоохранительных органов государств осуществляется именно на основании данного ряда правовых документов.

Основополагающим международным документом, определяющим основные положения, касающиеся интернационального оборота наркотических средств, является Конвенция 1988 года.

В соответствии со ст. 3 Конвенции 1988 года Стороны, ратифицировавшие данную Конвенцию, должны признать преступными следующие деяния: умышленное производство, поставка, посредничество, переправка наркотических средств и др. В Российской Федерации все деяния, перечисленные в диспозиции ст. 3 Конвенции 1988 года, являются уголовно-наказуемыми.

Помимо прочего, данной Конвенцией урегулирован целый ряд вопросов, связанных с обеспечением сторонами мер по предотвращению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (с учетом Конвенций 1961 и 1972 гг.).

Стороны, ратифицировавшие Конвенцию 1988 года, берут на себя обязательства:

– по выдаче правонарушителей, совершивших деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств (ст.6 Конвенции 1988 года);

– по оказанию взаимной юридической помощи (ст.7 Конвенции 1988 года);

– по передаче материалов уголовного разбирательства (ст.8 Конвенции 1988 года)

– иные обязательства, предусмотренные ст. 9 Конвенции 1988 года.

Именно данные обязательства, взятые на себя Сторонами, следует считать отдельными формами международного сотрудничества компетентных органов иностранных государств в сфере незаконного наркооборота. Нами данные формы взаимодействия будут рассмотрены в рамках осуществления такого сотрудничества органами прокуратуры РФ. Стоит отметить, что в рамках первого параграфа первой главы нами уже было выделено 4 формы международного сотрудничества, которые непосредственно пересекаются с формами, указанными в Конвенции 1988 года, однако в рамках данного параграфа, носящего более практический характер, мы будет отталкиваться непосредственно от того, что содержится в источниках норм международного права.

Необходимо заметить, что помимо норм, изложенных в данных международных документах, при осуществлении международного сотрудничества в рамках уголовного судопроизводства компетентным органам РФ необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в гл. 53 УПК РФ.

Начнем с порядка выдачи правонарушителей компетентным органам иностранных государств. Уполномоченным органом, принимающим рассматривающим и направляющим запросы о выдаче правонарушителей в Российской Федерации, является Генеральная прокуратура РФ. Нормативным документом, на основании которого органы прокуратуры принимают соответствующее решение, являются заключенные РФ международные договоры, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Указание Генпрокуратуры России от 05.03.2018 № 116/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора».

Выдача иностранного гражданина или лица без гражданства другому государству возможна на основании заключенного международного договора или в соответствии с принципом взаимности.

Вопрос выдачи иностранных граждан, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, был предметом исследования Л. В. Иногамовой-Хегай. В своей монографии она рассматривает вопросы одновременного направления запросов о выдаче иностранного гражданина двумя компетентными органами различных государств. Так, в случае совершения гражданином Украины сбыта наркотических средств в р. Беларусь и его последующего задержания на территории РФ он будет подлежать уголовной ответственности по ст. 228.1 УК РФ (т. к. в данном здесь действует общая норма, закрепленная в ч.3 ст. 12 УК РФ). Рассмотрим иную ситуацию: от компетентных органов р. Беларусь и Украины поступили запросы о выдаче данного гражданина с целью привлечения его к уголовной ответственности по своему национальному законодательству. В данном случае необходимо руководствоваться положениями ст. 65 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., которая упоминалась нами в первой главе настоящей работы. Органы прокуратуры РФ должны самостоятельно принять решение, какое из заявленных требований подлежит удовлетворению [1].

Рассмотрим конкретные примеры выдачи правонарушителей государству, гражданином (подданным) которого он является.

В марте 2019 года на сайте Генеральной прокуратуры РФ появилась информация о том, что с Германии экстрадируется гражданин РФ — Анатолий Видман, совершивший преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ. После совершения указанного преступления на территории РФ А.Видман скрылся от суда, впоследствии он был объявлен в международный розыск. В ноябре прошлого года НЦБ Интерпола Германии сообщило о том, что А.Видман задержан. Генеральной прокуратурой РФ был подготовлен и направлен запрос в компетентный орган Германии о выдаче А.Видмана для привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Германской стороной запрос о выдаче был удовлетворен [2].

Примером, известным общественности, является привлечение к уголовной ответственности гр. Таджикистана — Р. А. Абдурахмонова, являющегося организатором преступной группы, основной целью которой была поставка гашиша из Таджикистана транзитом через Казахстан в России [8] Уголовное дело по данному факту было возбуждено органами предварительного расследования Российской Федерации, впоследствии Генеральной прокуратурой РФ дело было направлено в Таджикистан. В 2013 году гр. Абдурахмонов был осужден на территории Таджикистана к 17 года лишения свободы с отбывание срока в колонии строго режима.

Взаимная юридическая помощь может оказываться компетентными органами в случаях необходимости производства следственных действий на территории иностранного государства, предоставления информации, имеющей значение для дела, ознакомления с материалами дела и т. д. Направление просьб об оказании юридической помощи направляется в компетентный орган иностранного государства в письменной форме. В просьбе должны быть указаны обстоятельства, отраженные в ч.10 ст. Конвенции 1988 года. Рассмотрение просьбы происходит в соответствии с национальным законодательством страны, куда такая просьба поступила.Просьбы о правовой помощи в юридической литературе получили название «международные следственные поручения» [9].

Порядок направления подобных запросов из Российской Федерации дополнительно определен в ст. 456 УПК РФ. В случае, если необходимо произвести следственное действие, которое не требует разрешительной санкции суда, запрос может быть направлен через ведомство, к которому относится следственный орган, во всех иных случаях, уполномоченным органом является Генеральная прокуратура РФ.

При необходимости надлежащего отправления правосудия в соответствии со ст. 8 Конвенции 1988 года в компетентные органы иностранных государств могут быть направлены материалы, необходимые для осуществления уголовного преследования их граждан.

Примером данного вида международного сотрудничества является следующий. Гражданин р. Таджикистан — Д. Л. Гурмизоев, был признан виновным Фирдавским районным судом г. Душанбе в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Уголовное дело расследовалось сотрудниками УФСБ России по Нижегородской области. В ходе следствия было установлено, что гр. Д. Л. Гурмизоев покинул территорию РФ и вернулся в р. Таджикистан. Генеральной прокуратурой РФ было принято решение о направлении материалов уголовного дела с одновременным поручением об осуществлении уголовного преследования Д. Л. Гурмизоева в р. Таджикистан. Направленные материалы были рассмотрены судом р. Таджикистан, Д. Л. Гурмизоев был приговорен к 17 годам лишения свободы. Данная форма международного сотрудничества была осуществлена в рамках положений, установленных Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года [3].

Нередки случаи поступления в Генеральную прокуратуру РФ запросов об осуществлении уголовного преследования граждан РФ, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств на территории иностранных государств. Так, например в 2014 году Генеральной прокуратурой РФ было организовано исполнение поручения Генеральной прокуратуры Казахстана об уголовном преследовании ряда российских граждан. В результате, данные лица, были привлечены к уголовной ответственности по УК РФ, им назначены наказания от 6 до 10 лет лишения свободы.

Следующая форма международного сотрудничества органов прокуратуры РФ, применяемая в сфере незаконного оборота наркотических средств, это проведение международных совещаний, конференций, организация консультационных советов и т. д.

Так, в рамках международного сотрудничества в сентябре 2018 года Генеральной прокуратурой р. Беларусь и Генеральной прокуратурой РФ была организована научно-практическая конференция «Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов». При работе данной конференции обсуждались основные проблемы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

В рамках ООН в 1997 году было создано Управление по наркотикам и преступности. В рамках осуществления своей деятельности Управлением постоянно проводятся различные конференции и открытые заседания. Представители Генеральной прокуратуры РФ также зачастую принимают в них участие [10].

В рамках СНГ в 2013 году была утверждена Программа сотрудничествагосударств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2014–2018 годы. В рамках данной программы предусматривались меры по плодотворному международному сотрудничеству в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. При реализации положений данной Программы Генеральная прокуратура РФ принимала активное участие, в том числе проводила встречи с компетентными органами иностранных государств [4]. На настоящий момент времени данная Программа прекратила свое действие, однако, на наш взгляд, необходимо проработать вопрос заключение новой программы с обозначением проблем, требующих совместного разрешения, а также с перечнем проводимых мероприятий на несколько лет вперед. Помимо прочего, аналогичную программу следовало бы заключить и в рамках взаимодействия государств — членов Шанхайской организации сотрудничества.

Необходимость проработки подобной программы в рамках ШОС обусловлена высоким уровнем незаконного оборота наркотических средств при взаимодействии граждан России и Китая.

Так, приговором Хабаровского районного суда Хабаровского края Галейный А. Н. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.ст.30 ч.3, 228.1 ч.5 УК РФ. Из обстоятельств дела следует, что Галейный А. Н. занимался хранением, приисканием оптовых закупщиков, и выдачей на территории РФ крупных партий наркотических средств, поступивших с территории КНР [5]. Данный случай не является единственным, стоит также отметить следующие дела: приговор № 1–139/2017 1–14/2018 от 12 февраля 2018 г. по делу № 1–139/2017 Обской городской суд (Новосибирская область) [6], Приговор № 1–219/2018 от 23 октября 2018 г. по делу № 1–219/2018 Кировский районный суд г. Саратова (Саратовская область), Приговор № 1–409/2017 от 8 ноября 2017 г. по делу № 1–409/2017 [7] Домодедовский городской суд (Московская область) и др.

Таким образом, нами был проведен анализ законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в результате данного анализа можно сделать следующий вывод: органы прокуратуры РФ принимают активное участие в борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Основными формами такого сотрудничества в соответствии с нормами действующего международного права являются: выдача правонарушителей, совершивших деяния, связанных с незаконным оборотом наркотических средств; оказание взаимной юридической помощи государствам, ратифицировавшим Конвенцию 1988 года; передача материалов для последующего уголовного разбирательства; иные формы международного сотрудничества, в том числе совместное проведение семинаров и конференций.

Компетентным органам международного сообщества следует принять меры, направленные на заключение и дальнейшее продление программ международного сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Литература:

  1. Иногамова-Хегай Л. В. Концептуальные основы конкуренции уголовно-правовых норм: монография. М.: Норма, ИНФРА-М, 2015.С.105–106/
  2. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. Раздел: международное сотрудничество//Электронный ресурс URL: http://genproc.gov.ru/ms/ms_news/news-1576498/ (дата обращения: 25.06.2019).
  3. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. Раздел: международное сотрудничество//Электронный ресурс URL: http://genproc.gov.ru/ms/ms_news/news-1524558/ (дата обращения: 25.06.2019).
  4. Официальный сайт Содружества независимых государств. Электронный ресурс.URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=23805 (дата обращения: 01.07.2019).
  5. Приговор № 1–142/2018 от 25 июня 2018 Хабаровский районный суд (Хабаровский край) – Уголовное // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/htnBdeS09rZU/ (дата обращения:11.07.2019).
  6. Приговор № 1–139/2017 1–14/2018 от 12 февраля 2018 г. по делу № 1–139/2017 Обской городской суд (Новосибирская область) — Уголовное // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/wq9NMoIfLXJ9/ (дата обращения:11.07.2019).
  7. Приговор № 1–139/2017 1–14/2018 от 12 февраля 2018 г. по делу № 1–139/2017 Обской городской суд (Новосибирская область) — Уголовное // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/wq9NMoIfLXJ9/ (дата обращения:11.07.2019).
  8. Российская газета. Самые разыскиваемые наркодиллеры. Электронный ресурс.URL: https://rg.ru/2013/01/21/narkodilery-site.html (дата обращения: 18.06.2019).
  9. Румянцев А. Ю. Межведомственное и международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и другими особо опасными преступлениями//Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2013. С.250 248–252.
  10. Управление организации ООН по наркотикам и преступности. Электронный ресурс.URL: https://www.unodc.org/ (дата обращения: 01.07.2019)
  11. «Мы обсуждали важнейшую тему — роль прокуратуры в борьбе с транснациональной организованной преступностью» (основные тезисы интервью с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Александром Звягинцевым) // Прокурор. 2014. N 3. С. 73.
Основные термины (генерируются автоматически): незаконный оборот, Генеральная прокуратура РФ, международное сотрудничество, средство, Российская Федерация, Конвенция, таджикистан, уголовная ответственность, УК РФ, вещество.


Похожие статьи

Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Основные аспекты развития международного сотрудничества в борьбе с терроризмом

К вопросу о профессиональной подготовке правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью

Современные проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом

О возможностях криминалистики в борьбе с терроризмом

Принципы и методы борьбы с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации

Роль прокуратуры в борьбе с экстремизмом

Возможности использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в России

Международное сотрудничество в области противодействия коррупции

Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел, связанных с противодействием терроризму и экстремизму

Похожие статьи

Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Основные аспекты развития международного сотрудничества в борьбе с терроризмом

К вопросу о профессиональной подготовке правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью

Современные проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом

О возможностях криминалистики в борьбе с терроризмом

Принципы и методы борьбы с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации

Роль прокуратуры в борьбе с экстремизмом

Возможности использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в России

Международное сотрудничество в области противодействия коррупции

Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел, связанных с противодействием терроризму и экстремизму

Задать вопрос