Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 24.12.2022

Статья просмотрена: 3819 раз

Библиографическое описание:

Гилязов, Д. Р. Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью / Д. Р. Гилязов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 463-465. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98228/ (дата обращения: 19.12.2024).



Актуальность данной темы обусловлена тем, что с развитием общества происходит рост преступности, соответственно у органов, занимающихся борьбой с преступностью, увеличивается количество работы. В связи с этим, данные органы нуждаются в грамотной координации их деятельности для повышения эффективности своей деятельности, а также для повышения уровня законности и правомерности своих действий. Поскольку Прокуратура РФ не отнесена ни к одной из ветвей власти, можно сказать, что в некоторой степени она является независимым органом власти, кроме того это позволяет ей более эффективно взаимодействовать со всеми ветвями государственной власти, что в конечном счете позволяет повысить и эффективность всей деятельности правоохранительных органов в целом. Кроме того, поскольку сотрудники органов прокуратуры являются компетентными специалистами в уголовно-правовой сфере, они могут обеспечить реализацию данной потребности.

Законодатель закрепил координирующую функцию прокуратуры, а именно в статье 8 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации»

Координационная деятельность органов Прокуратуры направлена, в первую очередь, на выработку эффективных мер воздействия на преступность с помощью осуществления согласованных действий правоохранительных органов по выявлению, раскрытию, пресечению общественно опасных деяний, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Сущность координационной функции заключается в проведении полноценного анализа состояния законности в стране, а также в проведении анализа сущности и динамики развития преступлений. Кроме того, координация заключается в прогнозировании тенденции совершения преступлений, в прогнозировании выявления, расследования общественно-опасных деяний. Именно скоординированная деятельность правоохранительных органов позволяет обеспечить повышение эффективности их деятельности посредствам обобщения практики применения законов в уголовно-правовой сфере, а также совместно разрабатывать новые положения и предложения по повышению эффективности деятельность правоохранительных органов.

Координация строится на общности между правоохранительными структурами, взаимной поддержке друг друга, заинтересованности в совместных действиях, осуществляемых способах и методах, свойственных исключительно каждому субъекту координации ради достижения общей цели — принятия мер по борьбе с преступностью [1].

Важная роль органов прокуратуры при осуществлении координационной деятельности проявляется в определенных проводимых формах и направлениях совместной работы. Одним из значимых является проведение координационных мероприятий с руководителями правоохранительных структур как на федеральном, так и на региональном уровне. С их помощью обеспечивается слаженность действий, целенаправленное взаимодействие, в процессе их осуществления устраняются межведомственные препятствия и дублирование в работе.

Как свидетельствует практика, такие совещания проводятся прокурорами в течение года, в ходе которых и анализируется состояние преступности с целью своевременного реагирования на негативные тенденции. По их результатам вырабатываются и реализуются механизмы борьбы с противоправными посягательствами.

Так, например, принятый прокуратурой Саратовской области комплекс координационных мер способствовал повышению уровня раскрываемости преступлений (с 51,6 % до 54,3 %). На заседании межведомственной рабочей группы было отмечено, что за период январь — ноябрь 2021 г. уменьшилось количество зарегистрированных преступлений (на 2,3 %) в сравнении с аналогичным периодом в 2020 г. — 48,6 %. За тот же период меньше стали совершаться кражи, грабежи, разбои, в том числе сократилось число преступлений против собственности, в сфере незаконного оборота наркотиков [2].

Проанализировав вышеуказанную статистику, можно сказать, что только на одном примере координационная деятельность прокуратуры положительно повлияла на деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью и в целом на статистику преступности в стране.

В последнее время роль координационной деятельности прокуратуры и степень ее участия в этой деятельности повышается. Так, на прокуратуру возложили обязанность по ведению государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности (раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы, прокурорского надзора в целом). Данная статистика является общедоступной и каждый желающий может ознакомиться с ней на официальном интернет-портале Прокуратуры Российской Федерации.

Также внутри координационной функции можно выделить и другие подфункции. Так, Прокуратура РФ выполняет превентивную функцию. Проводя анализ состояния преступности в стране, Прокуратура выявляет некоторые тенденции в совершении преступлений, а также основные общественные блага, на которые совершаются посягательства. Передавая данную информацию органам, осуществляющим борьбу с преступностью, Прокуратура нейтрализует возможность в будущем совершить схожие преступления. В данном случае происходит не только защита общества и правопорядка, но и повышается эффективность деятельности правоохранительных органов.

Помимо описанных выше задач, в литературе выделяют и другие задачи, например: определение направлений координационной деятельности, изучение практического опыта борьбы с преступностью, обсуждение актов, выносимых руководителями правоохранительных органов.

Подводя итог, можно сказать, что функция координации расширяет возможности органов прокуратуры, позволяет выявить как положительный опыт, так и недостатки при осуществлении работы по основным направлениям деятельности правоохранительных органов.

Задачи, возложенные на органы Прокуратуры, направлены на организацию взаимодействия правоохранительных органов, способствуя объединению их возможностей в борьбе с преступностью. Однако, считаем нужным отметить о необходимости более точного законодательного регулирования координационной функции прокуратуры. В связи с этим, можно выделить основные положения, которые, на наш взгляд, позволили бы реализовать данную необходимость.

В первую очередь, необходимо разработать научный и нормативный материал, который позволит сотрудникам прокуратуры более тщательно и эффективно координировать деятельность правоохранительных органов.

Во-вторых, считаем необходимым дополнить законодательство и закрепить конкретные нормы, регулирующие координационную функцию прокуратуры.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что роль Прокуратуры РФ в координации деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью велика. Поскольку прокуратура является независимым органом власти и органом, который специализируется на правовом регулировании большинства сфер общественной жизни, это позволяет ей более эффективно регулировать деятельность правоохранительных органов в целом, в том числе и в борьбе с преступностью.

Литература:

  1. Баев С. Н. Некоторые аспекты осуществления прокурорами координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2017. № 3. С. 298.
  2. Титова, А. А. Статус прокуратуры Российской Федерации в координационной деятельности по предупреждению преступных проявлений / А. А. Титова, О. А. Грачева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. — 2022. — Т. 12. — № 5. — С. 119.
Основные термины (генерируются автоматически): орган, деятельность, повышение эффективности, преступность, координационная деятельность, координационная деятельность прокуратуры, координационная функция, координационная функция прокуратуры, Российская Федерация, уголовно-правовая сфера.


Похожие статьи

К вопросу о профессиональной подготовке правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью

Роль прокуратуры в борьбе с экстремизмом

Участие гражданского населения в оценке и контроле за деятельностью органов внутренних дел

Формы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ в борьбе с наркобизнесом

Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

Предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов прокуратуры

Принципы и методы борьбы с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации

Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел, связанных с противодействием терроризму и экстремизму

Организация прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Похожие статьи

К вопросу о профессиональной подготовке правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью

Роль прокуратуры в борьбе с экстремизмом

Участие гражданского населения в оценке и контроле за деятельностью органов внутренних дел

Формы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ в борьбе с наркобизнесом

Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

Предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов прокуратуры

Принципы и методы борьбы с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации

Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел, связанных с противодействием терроризму и экстремизму

Организация прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Задать вопрос