Прокуратура как ключевое координационное звено правоохранительных органов в борьбе с преступностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 05.12.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Котова, Н. В. Прокуратура как ключевое координационное звено правоохранительных органов в борьбе с преступностью / Н. В. Котова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 516-518. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120133/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной публикации исследуется координационная роль прокуратуры в системе правоохранительных органов.

Ключевые слова : прокуратура, координация, закон, преступность, правоохранительные органы.

В соответствии с федеральным законом РФ «О прокуратуре РФ» [1] (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ») на работников прокуратуры помимо осуществления ими надзорной деятельности возложена важнейшая ненадзорная функция — координация правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Об этом указано в статье 8, в которой закреплена компетенция Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, координировать работу таких правоохранительных органов, как МВД, ФТС, ФСБ и иных. В качестве форм координационной работы закон предусматривает возможность проведения координационных совещаний, запроса отчетной документации по линиям оперативно-служебной деятельности различных силовых ведомств, создание рабочих групп и пр.

Статья 8 ФЗ «О прокуратуре РФ» по своей юридической конструкции является бланкетной, так как содержит в себе указание на необходимость обращения к Положению о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Президентом Российской Федерации [3] (далее — Положение). В данном Положении достаточно подробно регламентирована процедура проведения совместных координационных совещаний, статус их участников, формы решений и порядок их практической реализации.

В статье 1 Положения определяется цель координационной деятельности прокураты — повышение эффективности раскрытия преступлений и их предупреждения. Практика проведения межведомственных координационных совещаний показывает, что наиболее часто они направлены на противодействие преступлениям коррупционной направленности, что также подтверждается и законодательными нормами, содержащимися в п. 6 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3], в которых, по сути, в полном объеме продублирована ч.1 ст. 8 ФЗ «О прокуратуре», описывающая координационные полномочия Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, но с указанием на борьбу с коррупционной преступностью.

Следует отметить высокую актуальность противодействия данному сектору преступности, так как значимость борьбы с коррупцией выступает приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры, следственного комитета, федеральной службы безопасности, органов внутренних дел.

В научной среде оправданно указывается на необоснованное не указание в ч.1 ст. 8 ФЗ «О прокуратуре РФ» ключевого правоохранительного органа, который непосредственным образом расследует уголовные преступления — Следственный комитет РФ. Законодатель использует неопределенный термин «и другие правоохранительные органы», что, на наш взгляд, необоснованно выделяет приоритетность фактически указанных правоохранительных органов (ОВД, ФСБ, ФТС). Считаем обоснованным исключить из диспозиции ч.1. ст. 8 ФЗ «О прокуратуре РФ» перечисление трех видов правоохранительных органов и ограничиться общей формулировкой «всех видов правоохранительных органов».

Однако наличие законодательных терминологических вопросов не является единственной проблемой координационной деятельности прокуратуры. Даже наличие эффективного нормативного регулирования не всегда исключает практические сложности реализации координационных полномочий прокуратуры.

Так, недостатком практического характера выступает тот факт, что многие представители силовых структур и ведомств однобоко понимают координирующую роль прокуратуры и видят в ней ее исключительные обязанности по организации планирования совместных совещания и иных мероприятий, направленных на борьбу с преступностью. Иными словами, они не проявляют должной инициативы и ведут себя пассивно в данных вопросах, ошибочно предполагая, что эта деятельность должна осуществляться исключительно органами прокуратуры, в то время как в соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ плановая работа строится на равноправном и равнозначном участии всех заинтересованных представителей правоохранительных органов, которые по итогу совместной работы подписывают межведомственный план взаимодействия.

Другой проблемой выступает такая форма координации, как проведение межведомственного совещания с руководителями правоохранительных органов, что прямо предусмотрено Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью [3]. Однако, особые сложности вызывает вопрос, связанный с контролем выполнения мероприятий, разработанных ходе проведения координационного совещания. Трудности возникают в виду того, что каждое ведомство функционирует в пределах своей компетенции и решает конкретные задачи, соответственно и ответственность за их выполнение также имеет свои внутренние границы, которые не охватываются масштабом межведомственного взаимодействия.

Однако даже при понимании особой важности координирующей роли прокуратуры, среди представителей правоохранительных органов находятся те, кто игнорирует данную форму взаимодействия и выполняет свои служебные задачи обособленно. Это в значительной степени снижает эффективность правоохранительной деятельности.

В качестве вывода отметим, что координирующая роль органов прокуратуры в вопросах борьбы с преступностью очевидна и необходима, так как отдельно взятое силовое ведомство не способно в одиночку эффективно решать задачи правоохранительной направленности, для этого необходимо действовать сообщая.

С целью достижения общей приоритетности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, считаем обоснованным исключить из диспозиции ч.1. ст. 8 ФЗ «О прокуратуре РФ» перечисление трех видов правоохранительных органов и ограничиться общей формулировкой «всех видов правоохранительных органов».

Литература:

1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.

3. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (ред. от 31.12.2019) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // СЗ РФ, 22.04.1996, № 17, ст. 1958.

Основные термины (генерируются автоматически): орган, Генеральный прокурор РФ, борьба, вид, координация деятельности, координирующая роль прокуратуры, общая формулировка, Положение, преступность.


Похожие статьи

Задать вопрос