Объектом исследования дайной научной статьи является роль прокуратуры РФ в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В работе обозначены основные проблемы в данной сфере деятельности, предложены меры по повышению ее эффективности. В статье проведен анализ статистики координации деятельности правоохранительных органов.
Ключевые слова: прокуратура, борьба с преступностью, правоохранительные органы, координация, право, закон.
Эффективность координации прокуратурой правоохранительных органов по борьбе с преступностью является важнейшим инструментом противодействия преступности, являющейся угрозой национальной безопасности [7].
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в координации деятельности правоохранительных органов является повышение эффективности борьбы с преступными проявлениями в результате проведения координационных совещаний, организации рабочих групп, истребования статистической и другой необходимой информации, осуществлении иных полномочий в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью [8].
Конституционные поправки в соответствии с Законом РФ от 14 марта 2020г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также изменения ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», акцентирующими правовой статус прокуратуры как «единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции» [9] способствуют повышению эффективности деятельности органов прокуратуры.
Введение нового порядка назначения на должности и освобождения от должностей отдельных категорий прокуроров с передачей соответствующих полномочий Президенту Российской Федерации укрепило государственно-правовой статус прокуратуры и придало дополнительный импульс повышению эффективности ее деятельности.
Проведенный статистический анализ состояния преступности позволяет сделать важные выводы о том, что число зарегистрированных преступлений уменьшилось почти вдвое (на 43,8 %). В 2020 г. структура преступности не претерпела значимых изменений. Однако тревожит постоянный в течение последних лет рост удельного веса особо тяжких преступлений, если в 2008 г. он составлял 3,9 %, то в 2020 г. уже 5,9 %. При этом в последнее время отмечается стабильное увеличение их абсолютного числа: на 7,4 % в 2020 г., на 6,1 % в 2019 году, а за три года — на 13,1 %.
Больше половины всех зарегистрированных преступлений (53,6 %), как и в прежние годы, составили хищения чужого имущества. Между тем, продолжилась тенденция сокращения числа отдельных видов преступлений, наиболее существенно характеризующих состояние общеуголовной преступности, причем более высокими темпами, чем преступность в целом.
Принимая во внимание сохраняющиеся в стране негативные характеристики в социально-экономической, нравственно-психологической и иных сферах общественной жизни, представляется затруднительным объяснить причины такого снижения корыстно-насильственной преступности. Можно предположить, что это происходит из-за увеличения латентной части преступности, в том числе формируемой за счет необращения граждан в правоохранительные органы [4].
По итогам прошедшего года 948 647 совершенных преступлений остались нераскрытыми, а их доля по сравнению с 2019 года возросла с 43,4 % до 44,6 %. Значительно увеличилось (+19,3 %, 68 532) число нераскрытых преступных деяний, отнесенных к категории особо тяжких.
Практика прокурорской деятельности показывает, что количество нарушений, допускаемых следственными органами всех ведомств, имеет тенденцию к стабильному росту. Так, на 11,8 % (с 292 996 до 327 677) увеличилось в истекшем году число установленных прокурорами нарушений в работе следователей Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК России) при 58 приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, а также в ходе следствия [6].
В 2020 г., несмотря на снижение числа зарегистрированных преступлений (-1,8 %), в производстве следственных органов МВД России находилось на 1,6 % больше уголовных дел (всего 1 600 425). Однако количество дел, направленных в суд с обвинительным заключением либо постановлением о применении принудительных мер медицинского характера снизилось на 2,9 % (с 331 136 до 321 604).
Говоря о работе следствия, нельзя не коснуться такого важного вопроса, как соблюдение разумных сроков досудебного производства. В 2020 года общее (суммарное) количество уголовных дел, оконченных следственными органами, несколько возросло (+0,5 %, с 489 059 до 491 257). При этом следователями СК России окончено производством 116 401 дело (+5,8 %), МВД России — 349 750 (-1,2 %) и ФСКН России — 25 106 (+1,0 %).
По ряду дел продление сроков предварительного следствия объяснимо. В частности, отсутствие соответствующих специалистов и экспертных учреждений приводит к длительному проведению некоторых видов экспертиз. В недостаточной степени решаются задачи оперативно-розыскной деятельности при осуществлении противодействия организованной преступности.
Документирование преступных действий представителей организованных групп и преступных сообществ находится на низком уровне, дела оперативного учета необоснованно прекращаются в связи с разобщением групп. В ряде субъектов Российской Федерации отсутствует должный ведомственный контроль.
Таким образом, органам прокуратуры можно было бы предоставить больше властных полномочий, в том числе дающих право поставить вопрос о привлечении к ответственности руководителей правоохранительных и других органов государственной власти за несоблюдение процесса координации и неисполнение принятых решений.
Деятельность прокуратуры по координации деятельности органов, которые участвуют в деятельности по охране правопорядка несет важное прикладное значение при осуществлении противостояния преступной деятельности, однако нуждается в модернизации в соответствии с требованием существующих общественных отношений и стремительным развитием информационных технологий.
В современных социально-экономических условиях координация в рамках деятельности по охране правопорядка особенно важна, так как именно благодаря ей сократилось количество убийств и покушений на убийство на 6,9 %, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — на 12,3 %, разбоев — на 19 %, грабежей — на 21,3 %, квартирных краж — на 20,9 % и краж транспортных средств — на 29,5 %.
Важным критерием снятия социальной напряженности является деятельность в области борьбы с преступной деятельностью со стороны государства, объединяющая разнородные по интересам социальные группы посредством выработки оптимального механизма нормативных правовых норм и их реализации. По сути, в этом и заключается социальная функция координации прокуратурой противодействия преступной деятельности.
Таким образом, координация прокуратурой правоохранительных органов по борьбе с преступностью является одним из ключевых звеньев в механизме защиты интересов личности, общества и государства.
Литература:
- Багмет А. М., Османова Н. В. К вопросу о процессуальной самостоятельности следователя на стадии возбуждения уголовного дела и законности принимаемых им решений // Российская юстиция. — 2019. — № 8.
- Бажанов С. В. Смешение функций надзора и уголовного преследования в прокурорской деятельности // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. — 2017. — № 3.
- Белов С. Д. Цифровизация прокурорского надзора и вопросы взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными и контрольно-надзорными органами // Законность. — 2018. — № 8.
- Васильева А. В. Кадровое обеспечение деятельности и служба в органах прокуратуры // Actual scientific research 2018: материалы XXXVII Международной научно-практической конференции, 2018.
- Исаенко В. Н. О методиках прокурорского надзора за исполнением требований закона об установлении и изобличении совершивших преступления лиц // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2018. — № 1.
- Настольная книга прокурора. В 2 ч. Часть 1: практ. пособие / под общ. ред. О. С. Капинус, С. Г. Кехлерова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ.2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
- Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»// СЗ РФ.1996. №17. Ст. 1958.
- Федеральный закон от 17 января 1992г. № 2202-1 (ред.9 ноября 2020г.) «О прокуратуре Российской Федерации»//СЗ РФ. 1995. №47. Ст.4472.