Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 19.10.2024

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Слепцова, Е. С. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования / Е. С. Слепцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118454/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена исследованию роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка в сфере образования. Рассматриваются основные принципы деятельности и правовое регулирования в обозначенной области, а также анализируется эффективность прокурорского надзора. В том числе делается акцент на особенной области осуществления надзора в области реализации национального проекта «Образование». В заключении автор приходит к выводу для достижения целей, поставленных перед органами прокуратуры в данной сфере, необходимо исключать формальный подход, при этом своевременно реагируя на нарушения законности.

Ключевые слова: прокурорский надзор, образование, национальный проект, законность, законодательство в сфере образования.

В условиях современного российского общества система образования занимает одну из ключевых позиций, определяющих не только социальное, но экономическое развитие страны. Образование является основой для формирования квалицированной рабочей силы, что, в свою очередь, способствует устойчивому росту и инновационному прогрессу. В соответствии с инициативами Президента Российской Федерации В. В. Путина, одной из приоритетных задач поставлено создание суверенной системы образования, которая бы отвечала потребностям страны и требованиям глобальной образовательной среды [9].

Ключевым документом в области образовательного законодательства нашей страны является Конституция Российской Федерации, которая закладывает правовые основы для функционирования образовательной системы. Так, в ст. 43 закрепляются основные права и свободы человека и гражданина в сфере образования, что подчеркивает важность доступа к качественному образованию для всех слоев населения [1]. Данные положения служат основополагающими для формирования комплексного и высокого уровня правового регулирования в сфере образования.

Центральное же место в системе федерального законодательства, регулирующего сферу образования, занимает Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Данный закон представляет собой основополагающий документ, в котором изложены ключевые принципы, цели и задачи образования в России. Он определяет подходы к обеспечению доступности, качества и справедливости образовательных услуг, что, в свою очередь, формирует стратегию и тактику реализации заложенных в нем идей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» не только отражает современные вызовы в области образования, но и настраивает систему на достижение долгосрочных целей, укрепляющих интеграцию России в международное образовательное пространство, содействующих инновационному развитию и социальной мобильности ее граждан.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4] определены ключевые национальные цели в различных областях развития страны. Среди них две касаются сферы образования и стали основными целями Национального проекта «Образование» [7]:

  1. Обеспечение к 2024 году глобальной конкурентоспособности системы образования в России, с целью вхождения нашей страны в число десяти ведущих государств мира по качеству общего образования.
  2. Формирование гармонично развитой и социально ответственной личности, основанной на духовно-нравственных ценностях народов России и их исторических и культурных традициях.

На достижение этих целей направлен проект «Образование», который охватывает четыре основных направления развития образовательной системы: обновление содержания образования, создание современной инфраструктуры, подготовка и переподготовка профессиональных кадров с акцентом на повышение квалификации, а также оптимизация механизмов управления в этой сфере.

Для систематического и качественного роста запланированных показателей на государственном уровне принимаются стратегические решения, одним из которых как раз является реализация Национального проекта «Образование». Он включает в себя разработку 10 федеральных проектов: «Поддержка семей, имеющих детей; Цифровая образовательная среда; Современная школа; Успех каждого ребенка; Учитель будущего; Молодые профессионалы; Новые возможности для каждого; Социальная активность; Экспорт образования; Социальные лифты для каждого».

Представляется, что успешная реализация указанных направлений и проектов поспособствует не только повышению качества образования в стране, но и созданию условий для социального подхода, расширения доступности образовательных услуг и формирования активного гражданского общества, что, в свою очередь, будет способствовать устойчивому социально-экономического развитию Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Одним из важнейших аспектов функционирования этой системы является соблюдение законности в образовательной сфере, что требует постоянного контроля и надзора со стороны государственных органов. В этой связи прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования в Российской Федерации приобретает особую значимость.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»: «прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции» [2].

Прокуратура, как орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов, играет ключевую роль в обеспечении правопорядка и законности в различных сферах, включая образование. В условиях растущего интереса общества к качеству образовательных услуг и правам обучающихся, прокурорский надзор становится механизмом, способствующим защите прав граждан и поддержанию необходимых стандартов в образовательной системе. Он включает в себя проверки, надзор за действиями образовательных учреждений, а также участие в правозащитной деятельности, что способствует выявлению и устранению нарушений законодательства.

Основные требования к организации и осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законодательства в рамках реализации национального проекта «Образование» изложены в приказе Генерального Прокурора Российской Федерации от 14 марта 2019 года № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» [5]. Для достижения поставленных перед прокуратурой задач в текущих условиях прокуроры обязаны обеспечить систематическое и эффективное сопровождение реализации национального проекта «Образование». Важно в полном объеме и своевременно использовать предоставленные законом полномочия, как в рамках надзорной деятельности, так и за ее пределами [8].

Вопросы соблюдения законодательства при реализации национального проекта «Образование», включая лицензионные требования к месту осуществления образовательной деятельности, допустимое количество обучающихся, условия социального обеспечения, а также материально-техническое обеспечение образовательного процесса, традиционно входят в сферу прокурорских проверок. Однако проверка законности деятельности образовательных учреждений не охватывает все аспекты, требующие внимания со стороны органов прокуратуры [7, с. 11]. Учитывая значительные объемы бюджетного финансировании, крайне важно, чтобы выделение и расходование этих средств проводилась максимально эффективно и строго в соответствии с законодательством. Прокурорам поставлена задача проводить регулярные проверки соблюдения бюджетного законодательства.

Существенные нарушения прав и свобод граждан могут возникнуть в результате несоблюдения требований законодательства об информационной открытости образовательных организаций для всех участников образовательного процесса. Непредоставление своевременной и полной информации, предусмотренной законом, не только ущемляет права абитуриентов, студентов и их родителей, но и значительно ограничивает возможности осуществления прокурорского надзора, а также государственного и общественного контроля за деятельностью образовательных учреждения, включая соблюдение бюджетного законодательства [7, с. 10].

Указанные вопросы могут стать основой для проведения самостоятельных проверок в рамках надзора за соблюдением законодательства России в сфере образования. Также они могут входить в состав иных проверок в рамках данного направления. Учитывая, что успешность прокурорской деятельности может быть гарантирована лишь при комплексном подходе к реализации предоставленных ему полномочий, необходимо не только выявить нарушения, требующие прокурорского реагирования, но и обеспечить возмещение ущерба, причиненного публичным образованиям. Обеспечение разнообразного подхода к решению задач, стоящих перед прокурорами, осуществляющими надзор за реализацией национального проекта «Образование, позволит им выполнять свою работу целенаправленно, инициативно и эффективно.

В заключении важно отметить, что прокурорский надзор в сфере образования не ограничивается лишь контролем за соблюдением действующих норм. Он также включает в себя анализ правоприменительной практики, выявление системных проблем и разработку предложений по их устранению. Соответственно, прокуроры не только защищают законность, но и участвуют в формировании правовой среды, способствующей улучшению качества образования. В связи с этим, важно, чтобы прокурорский надзор не ограничивался лишь формальным подходов, а стремился к реальному улучшению ситуации в сфере образования, основой которой является защита прав и интересов всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) // Российская газета. 2020. 4 июля.
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 30.09.2024.
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598; 2023. № 32 (Часть I). Ст. 6200.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.10.2024).
  5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 марта 2019 г. № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов». Доступ из Справ. правовой системы «Гарант-Максимум».
  6. Паспорт национального проекта «Образование» // Правительство России. URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 01.10.2024).
  7. Прокурорский надзор за исполнением законов об образовании при реализации национальных проектов: учебное пособие для слушателей факультета профессиональной переподготовки и повышения квалификации / И. И. Головко, О. Н. Коршунова, Ю. В. Морозова, В. В. Омельянович, Е. Б. Серова, К. И. Тимощук; под ред. О. Н. Коршуновой. СПб: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации. 2023. 102 с.
  8. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2023 году // Правительство России. URL: http://government.ru/dep_news/51601/ (дата обращения: 01.10.2024).
  9. Владимир Путин: Россия создаст суверенную систему образования от школы до вуза // Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/03/02/putin-rossiia-sozdast-suverennuiu-sistemu-obrazovaniia-ot-shkoly-do-vuza.html?ysclid=m29xkvmc3g583021846 (дата обращения: 01.10.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прокурорский надзор, сфера образования, национальный проект, образовательная система, образовательный процесс, бюджетное законодательство, правовое регулирование, Россия, свобода человека.


Ключевые слова

образование, прокурорский надзор, законность, национальный проект, законодательство в сфере образования

Похожие статьи

Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)

В статье представлен анализ направлений деятельности органов прокуратуры РФ в сфере охраны окружающей среды и рассмотрены особенности реализации прокурорами своих полномочий. Сделаны выводы о том, что на сегодняшний день должностные лица органов прок...

Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»

В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Автором особый акцент делается этапы организации деятель...

Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология»

В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». Автором особый акцент делается на проблемах определения объектов прокурорского...

Актуальные задачи органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности

Данная статья анализирует текущие направления работы прокуратуры в сфере борьбы с экстремизмом как внутри страны, так и на международной арене. Подчеркивается значимость прокурорского надзора за исполнением законов, которые предназначены для противод...

О некоторых проблемных аспектах прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства

Прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства является одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры по обеспечению правовой и экологической безопасности. Однако, несмотря на все усилия, в этой сфере остаются некоторы...

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Автором рассматривается проблема недостаточности круга полномочий прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Анализируются теоретические исследования в данной области. Автор отмечает, что нали...

Роль органов прокуратуры Российской Федерации в защите трудовых прав

Статья посвящена применению Трудового кодекса Российской Федерации органами прокуратуры. Одной из важнейших функций органов прокуратуры РФ является обеспечение защиты трудовых прав граждан и соблюдение работодателями норм трудового законодательства. ...

Деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья представляет собой всесторонний анализ деятельности прокуратуры в контексте надзора за органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью в современной России. Освещаются ключевые аспекты оперативно-розыскной деятельности, включая ее о...

К вопросу об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе и правовом регулировании

В статье проведен анализ теоретических и правовых основ прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в условиях российской экономики. Приведены актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением...

Роль органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции

В статье анализируется роль и функции прокуратуры в противодействии коррупции в Российской Федерации. В статье рассматриваются правовые основы деятельности прокуратуры в данной сфере, в том числе законодательные акты, регламентирующие ее полномочия. ...

Похожие статьи

Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)

В статье представлен анализ направлений деятельности органов прокуратуры РФ в сфере охраны окружающей среды и рассмотрены особенности реализации прокурорами своих полномочий. Сделаны выводы о том, что на сегодняшний день должностные лица органов прок...

Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»

В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Автором особый акцент делается этапы организации деятель...

Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология»

В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». Автором особый акцент делается на проблемах определения объектов прокурорского...

Актуальные задачи органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности

Данная статья анализирует текущие направления работы прокуратуры в сфере борьбы с экстремизмом как внутри страны, так и на международной арене. Подчеркивается значимость прокурорского надзора за исполнением законов, которые предназначены для противод...

О некоторых проблемных аспектах прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства

Прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства является одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры по обеспечению правовой и экологической безопасности. Однако, несмотря на все усилия, в этой сфере остаются некоторы...

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Автором рассматривается проблема недостаточности круга полномочий прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Анализируются теоретические исследования в данной области. Автор отмечает, что нали...

Роль органов прокуратуры Российской Федерации в защите трудовых прав

Статья посвящена применению Трудового кодекса Российской Федерации органами прокуратуры. Одной из важнейших функций органов прокуратуры РФ является обеспечение защиты трудовых прав граждан и соблюдение работодателями норм трудового законодательства. ...

Деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья представляет собой всесторонний анализ деятельности прокуратуры в контексте надзора за органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью в современной России. Освещаются ключевые аспекты оперативно-розыскной деятельности, включая ее о...

К вопросу об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе и правовом регулировании

В статье проведен анализ теоретических и правовых основ прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в условиях российской экономики. Приведены актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением...

Роль органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции

В статье анализируется роль и функции прокуратуры в противодействии коррупции в Российской Федерации. В статье рассматриваются правовые основы деятельности прокуратуры в данной сфере, в том числе законодательные акты, регламентирующие ее полномочия. ...

Задать вопрос