Статья посвящена исследованию роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка в сфере образования. Рассматриваются основные принципы деятельности и правовое регулирования в обозначенной области, а также анализируется эффективность прокурорского надзора. В том числе делается акцент на особенной области осуществления надзора в области реализации национального проекта «Образование». В заключении автор приходит к выводу для достижения целей, поставленных перед органами прокуратуры в данной сфере, необходимо исключать формальный подход, при этом своевременно реагируя на нарушения законности.
Ключевые слова: прокурорский надзор, образование, национальный проект, законность, законодательство в сфере образования.
В условиях современного российского общества система образования занимает одну из ключевых позиций, определяющих не только социальное, но экономическое развитие страны. Образование является основой для формирования квалицированной рабочей силы, что, в свою очередь, способствует устойчивому росту и инновационному прогрессу. В соответствии с инициативами Президента Российской Федерации В. В. Путина, одной из приоритетных задач поставлено создание суверенной системы образования, которая бы отвечала потребностям страны и требованиям глобальной образовательной среды [9].
Ключевым документом в области образовательного законодательства нашей страны является Конституция Российской Федерации, которая закладывает правовые основы для функционирования образовательной системы. Так, в ст. 43 закрепляются основные права и свободы человека и гражданина в сфере образования, что подчеркивает важность доступа к качественному образованию для всех слоев населения [1]. Данные положения служат основополагающими для формирования комплексного и высокого уровня правового регулирования в сфере образования.
Центральное же место в системе федерального законодательства, регулирующего сферу образования, занимает Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Данный закон представляет собой основополагающий документ, в котором изложены ключевые принципы, цели и задачи образования в России. Он определяет подходы к обеспечению доступности, качества и справедливости образовательных услуг, что, в свою очередь, формирует стратегию и тактику реализации заложенных в нем идей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» не только отражает современные вызовы в области образования, но и настраивает систему на достижение долгосрочных целей, укрепляющих интеграцию России в международное образовательное пространство, содействующих инновационному развитию и социальной мобильности ее граждан.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4] определены ключевые национальные цели в различных областях развития страны. Среди них две касаются сферы образования и стали основными целями Национального проекта «Образование» [7]:
- Обеспечение к 2024 году глобальной конкурентоспособности системы образования в России, с целью вхождения нашей страны в число десяти ведущих государств мира по качеству общего образования.
- Формирование гармонично развитой и социально ответственной личности, основанной на духовно-нравственных ценностях народов России и их исторических и культурных традициях.
На достижение этих целей направлен проект «Образование», который охватывает четыре основных направления развития образовательной системы: обновление содержания образования, создание современной инфраструктуры, подготовка и переподготовка профессиональных кадров с акцентом на повышение квалификации, а также оптимизация механизмов управления в этой сфере.
Для систематического и качественного роста запланированных показателей на государственном уровне принимаются стратегические решения, одним из которых как раз является реализация Национального проекта «Образование». Он включает в себя разработку 10 федеральных проектов: «Поддержка семей, имеющих детей; Цифровая образовательная среда; Современная школа; Успех каждого ребенка; Учитель будущего; Молодые профессионалы; Новые возможности для каждого; Социальная активность; Экспорт образования; Социальные лифты для каждого».
Представляется, что успешная реализация указанных направлений и проектов поспособствует не только повышению качества образования в стране, но и созданию условий для социального подхода, расширения доступности образовательных услуг и формирования активного гражданского общества, что, в свою очередь, будет способствовать устойчивому социально-экономического развитию Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
Одним из важнейших аспектов функционирования этой системы является соблюдение законности в образовательной сфере, что требует постоянного контроля и надзора со стороны государственных органов. В этой связи прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования в Российской Федерации приобретает особую значимость.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»: «прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции» [2].
Прокуратура, как орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов, играет ключевую роль в обеспечении правопорядка и законности в различных сферах, включая образование. В условиях растущего интереса общества к качеству образовательных услуг и правам обучающихся, прокурорский надзор становится механизмом, способствующим защите прав граждан и поддержанию необходимых стандартов в образовательной системе. Он включает в себя проверки, надзор за действиями образовательных учреждений, а также участие в правозащитной деятельности, что способствует выявлению и устранению нарушений законодательства.
Основные требования к организации и осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законодательства в рамках реализации национального проекта «Образование» изложены в приказе Генерального Прокурора Российской Федерации от 14 марта 2019 года № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» [5]. Для достижения поставленных перед прокуратурой задач в текущих условиях прокуроры обязаны обеспечить систематическое и эффективное сопровождение реализации национального проекта «Образование». Важно в полном объеме и своевременно использовать предоставленные законом полномочия, как в рамках надзорной деятельности, так и за ее пределами [8].
Вопросы соблюдения законодательства при реализации национального проекта «Образование», включая лицензионные требования к месту осуществления образовательной деятельности, допустимое количество обучающихся, условия социального обеспечения, а также материально-техническое обеспечение образовательного процесса, традиционно входят в сферу прокурорских проверок. Однако проверка законности деятельности образовательных учреждений не охватывает все аспекты, требующие внимания со стороны органов прокуратуры [7, с. 11]. Учитывая значительные объемы бюджетного финансировании, крайне важно, чтобы выделение и расходование этих средств проводилась максимально эффективно и строго в соответствии с законодательством. Прокурорам поставлена задача проводить регулярные проверки соблюдения бюджетного законодательства.
Существенные нарушения прав и свобод граждан могут возникнуть в результате несоблюдения требований законодательства об информационной открытости образовательных организаций для всех участников образовательного процесса. Непредоставление своевременной и полной информации, предусмотренной законом, не только ущемляет права абитуриентов, студентов и их родителей, но и значительно ограничивает возможности осуществления прокурорского надзора, а также государственного и общественного контроля за деятельностью образовательных учреждения, включая соблюдение бюджетного законодательства [7, с. 10].
Указанные вопросы могут стать основой для проведения самостоятельных проверок в рамках надзора за соблюдением законодательства России в сфере образования. Также они могут входить в состав иных проверок в рамках данного направления. Учитывая, что успешность прокурорской деятельности может быть гарантирована лишь при комплексном подходе к реализации предоставленных ему полномочий, необходимо не только выявить нарушения, требующие прокурорского реагирования, но и обеспечить возмещение ущерба, причиненного публичным образованиям. Обеспечение разнообразного подхода к решению задач, стоящих перед прокурорами, осуществляющими надзор за реализацией национального проекта «Образование, позволит им выполнять свою работу целенаправленно, инициативно и эффективно.
В заключении важно отметить, что прокурорский надзор в сфере образования не ограничивается лишь контролем за соблюдением действующих норм. Он также включает в себя анализ правоприменительной практики, выявление системных проблем и разработку предложений по их устранению. Соответственно, прокуроры не только защищают законность, но и участвуют в формировании правовой среды, способствующей улучшению качества образования. В связи с этим, важно, чтобы прокурорский надзор не ограничивался лишь формальным подходов, а стремился к реальному улучшению ситуации в сфере образования, основой которой является защита прав и интересов всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) // Российская газета. 2020. 4 июля.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 30.09.2024.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598; 2023. № 32 (Часть I). Ст. 6200.
- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.10.2024).
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 марта 2019 г. № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов». Доступ из Справ. правовой системы «Гарант-Максимум».
- Паспорт национального проекта «Образование» // Правительство России. URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 01.10.2024).
- Прокурорский надзор за исполнением законов об образовании при реализации национальных проектов: учебное пособие для слушателей факультета профессиональной переподготовки и повышения квалификации / И. И. Головко, О. Н. Коршунова, Ю. В. Морозова, В. В. Омельянович, Е. Б. Серова, К. И. Тимощук; под ред. О. Н. Коршуновой. СПб: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации. 2023. 102 с.
- Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2023 году // Правительство России. URL: http://government.ru/dep_news/51601/ (дата обращения: 01.10.2024).
- Владимир Путин: Россия создаст суверенную систему образования от школы до вуза // Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/03/02/putin-rossiia-sozdast-suverennuiu-sistemu-obrazovaniia-ot-shkoly-do-vuza.html?ysclid=m29xkvmc3g583021846 (дата обращения: 01.10.2024).