Роль органов прокуратуры Российской Федерации в защите трудовых прав | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 22.05.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Мачулайтите, А. Г. Роль органов прокуратуры Российской Федерации в защите трудовых прав / А. Г. Мачулайтите. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 529-532. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114523/ (дата обращения: 28.06.2024).



Статья посвящена применению Трудового кодекса Российской Федерации органами прокуратуры. Одной из важнейших функций органов прокуратуры РФ является обеспечение защиты трудовых прав граждан и соблюдение работодателями норм трудового законодательства. В статье рассматриваются основные направления деятельности органов прокуратуры в области применения Трудового кодекса РФ. В работе приведены примеры практической деятельности органов прокуратуры на данном направлении работы — выявленные нарушения и принятые меры реагирования, направленные на их устранение и восстановление нарушенных прав.

Ключевые слова: Трудовой кодекс РФ, прокуратура, прокурорский надзор, трудовое законодательство, охрана труда.

Применение Трудового кодекса Российской Федерации органами прокуратуры РФ является одной из важнейших функций, направленных на обеспечение защиты трудовых прав граждан и соблюдение работодателями норм трудового законодательства.

Статья 37 Конституции РФ гарантирует каждому право на труд, вознаграждение за труд и защиту от безработицы, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры [1]. Трудовой кодекс РФ в статье 352 закрепляет право каждого на защиту своих трудовых прав всеми не запрещенными законом способами, среди которых основными являются самозащита, защита профсоюзами, государственный надзор и контроль, а также судебная защита [2].

Прокуратура РФ, являясь государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, играет ключевую роль в сфере охраны трудовых прав.

Основными направлениями деятельности органов прокуратуры в области применения Трудового кодекса РФ являются [3, с. 143]:

1) Надзор за соблюдением трудовых прав граждан. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства о труде и охране труда, проводит проверки по жалобам и обращениям граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных лиц к ответственности.

2) Надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства. Прокуратура проводит проверки организаций и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения ими требований Трудового кодекса РФ, в том числе в части оформления трудовых отношений, выплаты заработной платы, предоставления гарантий и компенсаций работникам, обеспечения безопасных условий труда.

3) Участие в судебной защите трудовых прав граждан. Прокуроры вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав граждан, в том числе в случаях невыплаты заработной платы, незаконного увольнения, отказа в заключении трудового договора и других нарушений трудового законодательства.

4) Правовое просвещение в сфере трудовых отношений. Органы прокуратуры проводят разъяснительную работу среди населения и работодателей по вопросам применения норм Трудового кодекса РФ, информируют о способах защиты трудовых прав и ответственности за их нарушение.

При осуществлении надзорных мероприятий прокуратура руководствуется положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [4], Трудового кодекса РФ, а также других нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, к которым, в частности, относится Приказ Генпрокуратуры России от 05 февраля 2024 г. № 98 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» [5].

Работник, чьи трудовые права были нарушены, вправе обратиться в прокуратуру по месту регистрации работодателя или фактического исполнения трудовых обязанностей. По результатам проверки прокурор может принять меры реагирования, в том числе обратиться в суд для защиты и восстановления нарушенных трудовых прав гражданина. Защита прокурором трудовых прав в гражданском судопроизводстве является продолжением надзорной деятельности в сфере труда и важной частью защиты конституционных прав и свобод граждан в целом.

Основаниями для подачи прокурором заявления в защиту трудовых прав граждан могут быть невозможность самостоятельного обращения работника в суд по уважительным причинам, а также обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных трудовых прав. Типичными нарушениями, влекущими обращение прокурора в суд, являются незаконное привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности, невыплата зарплаты и выходного пособия. Прокурор обязан вступать в процесс и давать заключения по делам о восстановлении на работе. Правильное рассмотрение таких дел укрепляет законность в сфере труда и защищает права граждан.

Прокурор также вправе направить в суд заявление о выдаче судебного приказа о взыскании начисленной, но не выплаченной зарплаты и иных сумм, причитающихся работнику (ст. 45, 122 ГПК РФ). В приказном производстве прокурор приобретает статус взыскателя. Кроме того, прокурор осуществляет административное и уголовное преследование лиц, нарушающих трудовое законодательство (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

В случае выявления нарушений трудового законодательства прокурор вправе вносить представления об устранении нарушений закона, выносить постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предъявлять иски в суд, а также применять другие меры прокурорского реагирования.

Однако не смотря на закрепление постулатов о важности и значимости труда и ценности трудовых прав на высшем государственном уровне, нарушение таковых не носит единичный характер и деятельность по их охране и защите требует особого внимания. Важно отметить, что практика прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда свидетельствует о том, что проблемы несоблюдения прав граждан на получение причитающихся им выплат, приема граждан на работу без оформления трудовых договоров, установления им заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, уклонения от начисления выплат компенсационного и стимулирующего характера являются крайне распространенным явлением.

В качестве примера можно привести проверочные мероприятия в отношении работодателей органами прокуратуры. Прокуратурой г. Сызрани была проведена проверка в отношении индивидуального предпринимателя, в ходе которой было установлено, что индивидуальным предпринимателем нарушаются требования федерального законодательства, выразившиеся в несвоевременной оплате труда. Согласно абзацу 5 статьи 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Абзацем 7 части 2 статьи 22 ТК РФ установлено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. В ходе проверки органами прокуратуры было установлено, что в период с января по ноябрь 2022 года индивидуальным предпринимателем выплаты не производились. Таким образом, прокуратурой г. Сызрани были выявлены нарушения трудового законодательства, в результате чего в отношении индивидуального предпринимателя было внесено представление об устранении нарушений закона.

Прокуратура уделяет особое внимание соблюдению работодателями специальных норм трудового законодательства, направленных на защиту прав и интересов различных категорий работников. В отношении несовершеннолетних это касается ограничений по приему на работу, условий труда, продолжительности рабочего времени, охраны труда и др. (ст. 63, 92, 94, 265–272 ТК РФ). Для женщин и лиц с семейными обязанностями предусмотрены гарантии при приеме на работу, запреты на привлечение к определенным видам работ, ограничения работы в ночное время и сверхурочно, предоставление дополнительных отпусков и перерывов для кормления ребенка и т. д. (ст. 253–264 ТК РФ). Инвалидам должны быть созданы условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, установлена неполная рабочая неделя, предоставлен ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней и др. (ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»). Для лиц, работающих во вредных и опасных условиях, установлены компенсации и гарантии, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда, обязательные медосмотры и др. (ст. 92, 117, 147, 213 ТК РФ).

Прокурорские проверки соблюдения трудовых прав данных категорий работников носят системный характер и включают в себя анализ локальных нормативных актов работодателя, трудовых договоров, приказов и распоряжений, материалов специальной оценки условий труда, медицинских осмотров и т. д. При выявлении нарушений прокуроры применяют весь комплекс мер реагирования, добиваясь их реального устранения и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности [6, c. 41].

В качестве примера можно привести проверочные мероприятия органами прокуратуры по обращению работника о нарушении его трудовых прав. В ходе изучения обращения прокуратурой г. Самары было установлено, что заявительница работала по срочному трудовому договору, тем не менее работодатель уволил ее, несмотря на предоставленные справки о беременности, тем самым нарушив ее трудовые права. В силу абзаца 1 статьи 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. Таким образом, по результатам проверки прокуратурой был принесен протест на незаконные приказ об увольнении работницы в отношении работодателя. По итогам рассмотрения актов прокурорского реагирования женщина была восстановлена в занимаемой должности.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в условиях динамично развивающихся общественных отношений и изменений в трудовом законодательстве органы прокуратуры постоянно совершенствуют формы и методы своей работы, внедряют новые подходы к осуществлению надзора за соблюдением трудовых прав граждан. Прокуратура активно взаимодействует с институтами гражданского общества, профессиональными союзами, правозащитными организациями в целях выявления и пресечения нарушений трудового законодательства.

Эффективное применение Трудового кодекса РФ органами прокуратуры способствует укреплению законности в сфере трудовых отношений, повышению уровня защищенности прав работников, созданию благоприятных условий для реализации гражданами своих трудовых прав и свобод. Прокурорский надзор является важнейшей гарантией соблюдения конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Таким образом, применение Трудового кодекса Российской Федерации органами прокуратуры РФ является неотъемлемой частью государственного механизма защиты трудовых прав граждан, обеспечения соблюдения работодателями норм трудового законодательства и поддержания стабильности трудовых отношений в обществе. Прокурорский надзор в данной сфере служит важнейшим инструментом реализации социальной функции государства и способствует построению правового государства и развитию гражданского общества в Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 года № 6–ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7–ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2–ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11–ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1–ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5–ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6–ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7–ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8–ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; Официальный интернет–портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197–ФЗ (в ред. от 04 августа 2023 г., с изм. от 24 октября 2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 сентября 2023 г.) // Собрание законодательства РФ — 2002 — № 1 (ч. 1) — Ст. 3.
  3. Кириллова Н. П. Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов / Н. П. Кириллова. 4–е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 349 с.
  4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 (в ред. от 24 июля 2023 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ — 1995 — № 47 — Ст. 4472.
  5. Приказ Генпрокуратуры России от 05 февраля 2024 г. № 98 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» // Документ опубликован 5 февраля 2024 г. на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
  6. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для вузов / Ю. Е. Винокуров, А. Ю. Винокуров; под редакцией Ю. Е. Винокурова. 16–е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 571 с.
Основные термины (генерируются автоматически): трудовое законодательство, Трудовой кодекс РФ, Российская Федерация, ТК РФ, орган прокуратуры, заработная плата, прокурорский надзор, индивидуальный предприниматель, соблюдение работодателями, Трудовой кодекс.


Похожие статьи

Задать вопрос