В работе рассмотрены вопросы положения органов прокуратуры в защите трудовых прав граждан, целей, поставленных перед надзорным ведомством в этой области и практические аспекты их достижения, а еще соотношение отмеченной работы с функциональными задачами органов исполнительной власти государства специально уполномоченных на контроль (надзор) за соблюдением требований трудового законодательства.
Ключевые слова: прокурорский надзор, нарушение трудовых прав, санкции прокурора, защита граждан, трудовые права, прокуратура
T he paper discusses the position of the Prosecutor's office in the protection of labor rights of citizens, the goals set for the Supervisory authority in this area and practical aspects of their achievement, as well as the relationship of this work with the functional tasks of the Executive authorities of the state specially authorized to control (supervision) monitoring compliance with labor legislation.
Keywords: Prosecutor's supervision, violation of labor rights, Prosecutor's sanctions, protection of citizens, labor rights, Prosecutor's office
Каждый человек имеет право на защиту своих трудовых прав. В Трудовом кодексе Российской Федерации закреплены нормы, условия, права и обязанности работников и работодателе.
В нашей стране контроль за соблюдением прав работников относится к компетенции Федеральной инспекции труда (Трудовой инспекции), государственных надзорных органов, а также других органов исполнительной власти.
Тема защиты трудовых прав работников была всегда и остается достаточно актуальной, тем более в настоящий момент времени в виду происходящих в мире событий, связанных с пандемией 2020 года (covid-19), поскольку трудовые права работников могут быть нарушены со стороны недобросовестных работодателей [7, c. 13].
Во многих странах объявлен карантин или режим самоизоляции, в связи с которым предприятия несут колоссальные убытки. Несмотря на то, что предпринимаемые государственные меры поддержки направлены на систематизацию возникающих проблем и их нивелирование, со стороны работодателей имеют место нарушения трудовых прав работников.
Так, например, в период активного распространения вируса в нашей стране, граждане обязаны соблюдать режим самоизоляции, в связи с чем в период с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно должны находиться дома.
Данные ограничения установлены Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (covid-19)». Названным нормативным правовым актом работникам вышеуказанные дни отнесены к нерабочим дням, которые должны быть оплачены работодателем в полном объёме как рабочие дни. Данные требования не распространяются на предприятия, которые перечислены в пункте 4 названного Указа.
Однако на практике, отдельные работодатели не желают нести дополнительные расходы в виде выплаты работникам заработной платы за такой достаточно большой период нерабочих дней. И поэтому для того, чтобы минимизировать свои убытки, принуждают работников писать заявления на отпуск без сохранения заработной платы. Работники, боясь потерять работу, вынуждены поддаваться данным требованиям, которые диктуют работодатели в такие непростые для всех времена.
Данные противоправные действия однозначно являются незаконными и нарушают трудовые права работников. Работодатель не имеет права отправлять работников в отпуск без содержания по инициативе самого работодателя. Для того, чтобы восстановить нарушенные права, работник имеет полное право обратиться в Трудовую инспекцию, надзорные органы (прокуратуру) и непосредственно в суд [6, c. 128].
Эти действия работников могут осуществляться в соответствии с установленными в статье 352 ТК РФ способами защиты трудовых прав работников, согласно которой основными способами защиты трудовых прав и свобод работников являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В науке трудового права множество работ посвящено защите трудовых прав граждан, но во многих из них эта проблема исследуется с позиции трудовых споров, их законного регулирования и разрешения. При данном этот вопрос мало рассмотрен на теоретическом уровне. Исследуя механизм защиты прав и законных интересов сотрудников в трудовой области, нужно обратиться к рассмотрению субъектов защиты, среди которых значимое положения относится к органам прокуратуры.
Разрешение трудовых споров затрудняется разным статусов сотрудников и работодателя. Трудовое правоотношение относится к группе управленческих отношений, в которых сотрудник имеет подчиненное место. Данное место сотрудника приводит к тому, что он «не все время готов инициировать спор, опасается потерять работу, таким образом продолжительное время мирится с нарушением его прав. Данным объясняется латентный характер правонарушений в области труда». Таким образом защита трудовых прав имеет дополнительный характер восстановления в различи от иных прав и свобод.
Надзор за соблюдением трудовых прав граждан является одним из главных направлений работы органов прокуратуры. В связи с данным «Генеральной прокуратурой Российской Федерации и прокурорами субъектов Федерации осуществляется мониторинг данной ситуации, в том числе за соблюдением прав на своевременное и в полном размере вознаграждение за труд, охрану труда, защиту от безработицы. Материалы прокурорских проверок говорят об их многочисленных нарушениях со стороны как управляющего, так и должностных субъектов разного уровня» [1, c. 205].
С периода образования в главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан в его деятельности «особенное внимание уделяется надзору за соблюдением федеральными органами исполнительной власти трудовых, жилищных, пенсионных и других прав и свобод граждан, за законностью издаваемых ими и их должностными субъектами правовых актов в данной области».
В интервью, данном начальником управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по исследованию обращений и приему граждан, еще подтверждается приоритетность этого направления правозащитной работы, так как большая часть обращений граждан, поступающих в органы прокуратуры, связана с нарушениями трудовых прав.
Цели и задачи прокурорского надзора в исследуемой области вытекают из норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и «профильного» приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Дискуссионной считается проблема нужности закрепления в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) положений, касающихся надзора за соблюдением трудового законодательства органами прокуратуры, так как работающая глава 57 ТК РФ, посвященная государственному контролю (надзору) и ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства, не отводит такой роли прокуратуре.
Конкретно по данному значимым представляется определение критериев и показателей оценки работы органов прокуратуры, в том числе по надзору за соблюдением конституционных прав граждан. Критерии и показатели разрешают измерить и расценить действенность прокурорского надзора. В случае, если критерий — это мерило оценки, то показатель — это численное выражение частоты встречаемости какого-либо положения за некоторый временной отрезок.
В юридических работах говориться, что «многие ущемленные в правах граждане ищут защиту своих прав прежде всего на досудебной стадии, в том числе в органах прокуратуры, поскольку судебные процедуры весьма длительны и связаны со значительными материальными и временными затратами». Административный порядок защиты преимущественно проявляется через защиту социальных прав в процессе обжалования действий (бездействия) органов власти, должностных лиц в вышестоящие органы или вышестоящим должностным лицам. Среди форм защиты социальных прав административная форма как акт реагирования компетентного органа, направленного на восстановление нарушенных прав, является, бесспорно, преобладающей [10, c. 183].
Несмотря на многочисленные изменения трудового законодательства, все же сохранена общая концепция трудового права, его защитная роль. Обеспечиваемые на федеральном уровне гарантии трудовых прав и свобод являются минимально допустимыми. «В порядке опережающего правотворчества управомоченные органы государственной власти субъектов Федерации вправе принимать лишь нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, улучшающие трудовые права работников». В связи с этим прокурорский надзор за законностью нормативно-правовых актов субъектов Федерации и муниципальных образований не ослабевает. Следует подчеркнуть, что организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ регламентированы только основы такого надзора, его же конкретные способы реализации постоянно требуют совершенствования и адаптации вслед за соответствующими изменениями законодательства.
Трудовым правом закрепляется приоритет локальных нормативно-правовых актов, коллективных трудовых соглашений, индивидуальных трудовых договоров по отношению к источникам публичного права при соблюдении условий улучшения положения работников в указанных актах. То есть «в трудовой договор могут включаться положения, не указанные в ТК РФ, при условии соблюдения принципа недопустимости ухудшения положения работника по сравнению с нормами действующего законодательства» [2, c. 53].
Ввиду того, что в настоящее время подростки с ранних лет начинают трудовую деятельность, осуществление надзора за соблюдением их прав должно составлять предмет особой озабоченности органов прокуратуры.
Нельзя не согласиться с оценкой О. И. Волницкой о том, что в России несовершеннолетние представляют собой не просто дешевую, а довольно часто и бесплатную рабочую силу, подвергаясь при этом эксплуатации во многих сферах, причем порой незаконных.
Поэтому Генеральный прокурор РФ в приказе от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» требует от подчиненных прокуроров, чтобы при организации надзора за соблюдением конституционных и иных прав несовершеннолетних они исходили из того, что благосостояние и интересы детей имеют приоритетное значение во всех сферах жизни общества и государства.
В связи с этим представляется, что работа органов прокуратуры должна носить упреждающий характер; устранение нарушений закона и восстановление в правах работников, в особенности несовершеннолетних, обязано являться итогом не лишь исследуемых обращений граждан, но и осуществляемых по инициативе самой прокуратуры проверок с привлечением сотрудников иных правоохранительных и контролирующих органов.
Дети из «трудных» семей, а еще несовершеннолетние, освободившиеся из воспитательной колонии, особенных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, представляют собой категорию особенно социально незащищенных лиц. «Таких несовершеннолетних нужно трудоустраивать в обязательном порядке, образовывать рабочие места, претворять в жизнь квотирование рабочих мест» [9, c. 118].
Положения Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» усматривают нормы о квотировании трудовых мест для социально незащищенных категорий граждан, в частности инвалидов. Так как трудовое законодательство сообразно положениям ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации пребывает в общем ведении Российской Федерации и ее субъектов, видится возможным и желательным закрепить на законодательном уровне квотирование трудовых мест для более обширного круга социально незащищенных лиц.
В тех случаях, когда нарушенные права просят участия прокурора в судебном производстве, прокуроры активно применяют предоставленное им гражданско-процессуальным законодательством право вступления в гражданский процесс для дачи заключения по делам о трудовых спорах. Представляется, что отмеченное право обязано распространяться и на те случаи, когда субъект просит содействия органов прокуратуры в компенсации денежного ущерба, причиненного в итоге неправомерного увольнения. «Защита прокурором трудовых прав, свобод и законных интересов людей в гражданском судопроизводстве считается обособленным нужным продолжением надзорной работы в области трудовых отношений и важной составной частью защиты конституционных прав и свобод граждан».
Число трудовых споров, исследуемых судами общей юрисдикции, из года в год является стабильно большим. Большая доля дел данной категории — споры об увольнении по инициативе управляющего компании.
Список обыденных нарушений законодательства, которые являются причинами для обращения прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав граждан, весьма широк. В жизни прокуроры зачастую всего реагируют на несвоевременную выплату заработной платы, несоблюдение управляющими периодов расчета при увольнении сотрудников, невыплату выходного пособия при закрытии компаний или уменьшения штатной численности сотрудников, не предоставление льгот отдельным категориям людей и др.
Практика отражает, что поводами для предъявления заявлений являются не лишь обращения людей и материалы общенадзорных проверок, но и «информация государственных органов статистики о задолженности по заработной плате, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений и детских учреждений; материалы уголовных и гражданских дел; сообщения СМИ» [3, c. 235].
В 2009 году были увеличены законные основания для обращения прокурора в суд. Добавочными причинами для подачи прокурором заявления в суд работающего законодательство сейчас указывает «обращение к нему гражданина о защите нарушенных либо оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в области трудовых (служебных) отношений и других непосредственно связанных с ними отношений: защиты семьи, социальной защиты, охраны здоровья и др.».
Суд, после вступления в юридическую силу отмеченных перемен в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, лишен возможности отказа в принятии искового заявления по причине неуважительности оснований, по которым лицо не имеет возможности сам поддерживать свои исковые требования. Прокурору, однако, при обращении в суд в защиту трудовых прав граждан нужно дать письменную просьбу гражданина о защите его прав в суде [5–8].
Таким образом, активное развитие трудового законодательства просит постоянного увеличения профессионального уровня сотрудников органов прокуратуры, использования новых подходов при осуществлении прокурорских проверок соблюдения трудовых прав граждан. Итогами работы органов прокуратуры как значимого составляющего государственного правозащитного механизма обязаны быть и становятся определенная помощь гражданам, чьи права и интересы нарушены, привлечение виновных субъектов к юридической ответственности, предупреждение нарушений работающего реального законодательства. Принцип верховенства права не имеет возможности быть осуществлен вне практической работы и сотрудников органов прокуратуры как должностных субъектов государственных органов, работа которых должна быть нацелена на защиту прав и свобод человека и гражданина.
Литература:
1. Ахмедов Р. А. Роль прокуратуры РФ в защите прав и свобод человека и гражданина в современных условиях // Новая наука: от идеи к результату. — 2017. — № 2. — С. 204–207.
2. Алиев Д. Т. Право работника на защиту своего достоинства: проблемы реализации и перспективы развития // Научный поиск. — 2015. — № 11. — С.53–54
3. Ахмедов Р.А Правовая основа и приоритетные направления деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением прав человека // Евразийский юрид. журнал. 2017. — № 7– С. 235–238.
4. Беляков П. А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления // Законность. — 2019. — № 4. — С. 11–16.
5. Воробьев С. Д. Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры // Законность. — 2019. — № 4. — С. 3–6. — 9
6. Ведянин В. В. Прокуратура в рамках надзорных отношений по соблюдению трудового законодательства: общая характеристика // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2020. — № 24. — С. 128–132.
7. Волницкая О. И. Надзор за исполнением законов о защите трудовых прав несовершеннолетних // Законность. — 2020. — № 3. — С. 13–15.
8. Громова О. М. Права и свободы человека и гражданина как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры // Стратегическое управление: теория, практика, проблемы: материалы 14-й Региональной научно-практической конференции. — Владимир, 2017. — № 3. — С. 93–104.
9. Гибадатов, У. И. Способы защиты трудовых прав / У. И. Гибадатов// Молодой ученый. — 2018. — № 46. — С. 117–119.
10. Еримбетов С. С. Конституционно-право -вые основы деятельности прокуратуры в области надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017.– № 3.– С. 181–184.