Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, охватывающих все сферы жизни. Анализ содержания понятия «несовершеннолетний», проведенный на основе информации, содержащейся в нормативных источниках и научной литературе, позволяет раскрыть особенности правового статуса данной категории, которые в свою очередь обусловливают специфику организации прокурорской деятельности в данном направлении, своеобразие правового регулирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Ключевые слова: прокурорский надзор, ребенок, несовершеннолетний, правовой статус, возраст, понятие.
В Российской Федерации забота о несовершеннолетних и охрана их прав являются одной из важнейших государственных задач. С одной стороны, в обществе устойчиво закрепилось понимание того, что именно от детей зависит будущее любого государства, с другой стороны, дети беззащитны в силу полной или частичной физической, психической, социальной незрелости.
В настоящее время решение проблем детства, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних продолжает оставаться в спектре приоритетных направлений деятельности государства, что трансформируется и в деятельность органов прокуратуры, хотя и не выделяется в качестве самостоятельной функции. Подтверждением актуальности указанного направления, приоритета интересов и благополучия детей во всех сферах жизнедеятельности является издание приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов».
Специфика указанного направления прокурорского надзора обусловлена особенностями субъекта защиты ‒ ребенка (несовершеннолетнего), который продолжает оставаться особо охраняемой категорией с особым правовым статусом.
Правовой статус несовершеннолетнего можно определить как общий, отраслевой и специальный. В каждом из них проявляется своя специфика, наделяющая несовершеннолетнего характерными правами и обязанностями, предусматривая определенные гарантии, льготы и ограничения, что в свою очередь возлагает на прокурорского работника необходимость учитывать эти особенности в организации своей работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних; требует знания большого объема нормативных правовых актов, которыми регулируется различные сферы, сопряженные с ребенком, и за исполнением которых осуществляет надзор прокурор.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего проявляются содержательно и не только обозначают группу людей по возрастному критерию, но устанавливают юридическую границу между несовершеннолетием и совершеннолетием, что однозначно свидетельствует о специальной природе ребенка, как субъекта правоотношений.
В соответствии с международными правовыми актами граница совершеннолетия определяется в 18 лет, однако встречается оговорка: «если иной возраст не установлен национальным законодательством». Возможно именно поэтому в юриспруденции функционирует достаточно широкий синонимичный ряд: «ребенок», «несовершеннолетний» «дети», «подросток», «малолетний» и т. д.
В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, закреплено следующее определение: «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
Общий правовой статус ребенка раскрывается в Конституции Российской Федерации и рассматривается как универсальный правовой статус человека, гражданина государства и члена общества и наделяет человека (в том числе и несовершеннолетнего) едиными и одинаковыми для всех правами, свободами и обязанностями. Так, в Конституции Российской Федерации отсутствуют указания на возрастные ограничения, лишь в ст. 60 обозначена норма, определяющая возрастной порог зрелости гражданина, — «Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет», то есть общий правовой статус ребенка устанавливает возрастную границу ‒ от 0 до 18 лет. При этом формулой, идентифицирующей ребенка, является интуитивное представление: «ребенок = несовершеннолетний, а значит не взрослый».
В российском законодательстве определение понятия «ребенок» закреплено в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: «ребенок ‒ лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)». В Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
При осуществлении надзорных функций в различных отраслях права прокурор сталкивается с особенностями отраслевого статуса несовершеннолетних. Отраслевой правовой статус несовершеннолетнего основывается на нормативные правовые акты, которые устанавливают статус несовершеннолетних в конкретной отрасли права (семейного, гражданского, трудового, административного, уголовного и иного регулирования общественных отношений).
Так, в российском уголовном законодательстве несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет, то есть субъект преступления в возрасте от 14 до 18 лет именуется несовершеннолетним. При этом возрастной критерий играет определяющую роль при назначении уголовной ответственности. Так, в соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» установление возраста несовершеннолетнего обязательно, поскольку его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, является одним из условий его уголовной ответственности. Кроме того, возраст учитывается и при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, назначении наказания в виде исправительных работ, при допросе с участием педагога или психолога, а также при назначении срока наказания.
В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее ‒ УК РФ) также зафиксированы словосочетания, идентифицирующие лицо до 14 лет в статусе потерпевшего: «ребенок в возрасте до четырнадцати лет» (ч. 1 ст. 82 УК РФ), «лицо, не достигшее двенадцатилетнего возраста» (примечание к ст. 131 УК РФ), «лицо, не достигшее четырнадцатилетнего возраста» (ч. 3 ст. 134 УК РФ), «лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста» (ч. 1 ст. 134 УК РФ).
Именование категории лиц, не достигших четырнадцати лет, конкретизируется в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ‒ ГК РФ): в ст. 28 ГК РФ встречается понятие «малолетний», которое относится к лицам в возрасте от шести до четырнадцати лет. Следует отметить, что понятие «малолетний» встречается в том числе и в уголовном законодательстве, но лишь в качестве обстоятельства, смягчающего или отягчающего наказание лица, совершившего преступление, без указания возрастных критериев. Так, наличие у виновного малолетних детей признается обстоятельством, смягчающим наказание (п. «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ); совершение преступления в отношении малолетнего признается обстоятельством, отягчающим наказание (п. «з» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее ‒ УПК РФ) граница возраста малолетнего также определяется в четырнадцать лет: «исполнение приговора об осуждении лица к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, принудительным работам, аресту или лишению свободы может быть отсрочено судом на определенный срок при наличии у осужденного, являющегося единственным родителем, малолетнего ребенка ‒ до достижения ребенком возраста четырнадцати лет, <…>» (п. 2 ч. 1 ст. 398 УПК РФ).
В Гражданском процессуальном кодексе (далее ‒ ГПК РФ) не содержится определения понятия «несовершеннолетний». Лишь главы 31–32 ГПК РФ затрагивают статус несовершеннолетнего в части ограничения или лишения несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами и объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным.
В главе 11 Семейного кодекса Российской Федерации (далее ‒ СК РФ), посвященной правам несовершеннолетних детей, а в частности в ст. 54 СК РФ, «ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)».
В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее ‒ ТК РФ) встречаются такие понятия, как «ребенок», «дети», «несовершеннолетний», «несовершеннолетние дети», однако их смысл и необходимость использования ряда понятий для определения одного субъекта правоотношений не поясняются. В главе 42 ТК РФ зафиксировано универсальное, наиболее общее именование несовершеннолетних: «лица в возрасте до восемнадцати лет».
Следует отметить, что любопытным является и словосочетание «несовершеннолетние дети». В данном словосочетании наблюдается плеоназм ‒ оборот речи, в котором сочетаются однородные по значению слова, излишние с точки зрения логического смысла [8, с. 139]. К тому же в нормативных правовых документах отсутствует словосочетание «совершеннолетние дети».
Особое значение при реализации надзорной функции принадлежит специальному правовому статусу, который рассматривается как статус несовершеннолетнего, принадлежащего к определенной категории (например, дети-сироты, дети-инвалиды, дети участников СВО и др.). Однако рассмотреть более детально специальный статус в рамках научной статьи не представляется возможным, поскольку гарантии и права, которыми наделяется несовершеннолетний, еще более масштабны и многогранны.
Следует также рассмотреть точку зрения научного сообщества. Так, профессор Э. Б. Мельникова считает, что несовершеннолетний — это «человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, то есть реализацию в полном объеме провозглашенных человеку и гражданину конституцией и другими законами страны субъективных прав и юридических обязанностей» [5, с. 36]; Т. В. Лобанова предлагает в качестве универсального использовать понятие «ребенок» [4, с. 11]; Н. М. Савельева связывает понятие «несовершеннолетний» исключительно с возрастным критерием, а понятие «ребенок» указывает на то, что лицо не обладает полной дееспособностью в правоотношениях [7, с. 8–9]; Е. Н. Микитова считает, что главным признаком ребенка как специального субъекта являются возрастные границы [6, с. 20]; В. И. Абрамов также отмечает приоритет возрастных параметров, при этом определяя понятие «ребенок» как универсальное и не ограничивается лишь возрастным критерием его определения [1, с. 12], О. В. Бутько определяет понятие «несовершеннолетие» как устанавливаемую государством юридическую границу, в рамках которой ребенок живет и формируется в одном правовом режиме, после которого режим приобретает иное содержание [3, с. 11].
Также стоит отметить, что некоторые ученые выявляют зависимость понятий от конкретной отрасли права. Например, профессор А. С. Автономов отмечает, что понятие «несовершеннолетний» применяется преимущественно в уголовном и гражданском праве, в рамках которого существенное значение имеет возрастной аспект. В таких отраслях права, как конституционное или семейное используется понятие «ребенок» [2, с. 39].
На наш взгляд, рассматриваемые термины синонимичными можно считать лишь в бытовой сфере, однако с юридической точки зрения они не являются тождественными, так как закрепляют конкретные особенности правового статуса. В рамках возрастного критерия наиболее емким и социально направленным является понятие «ребенок» (или производное «дети»). Понятие «малолетний» ограничено возрастными рамками (до 14 лет) и требует дополнительной терминологии для именования лица, достигшего 14 лет. Термин «несовершеннолетний» является исчерпывающим и определенным в плане возрастной границы, в соответствии с которой наступает совершеннолетие.
Таким образом, правовой статус несовершеннолетнего представляет собой единство общего, отраслевого и специального статусов, поскольку именно такой подход позволяет выявить специфику правового положения ребенка в конкретной ситуации. Следовательно, унифицировать терминологию до универсального понятия, подходящего к любой отрасли и ситуации, невозможно. В свою очередь многообразие юридических терминов не только подчеркивает масштабность и стратегическую значимость данного направления прокурорского надзора, но в том числе устанавливает высокий уровень квалификации для прокурорских работников при исполнении обязанностей по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних.
Литература:
- Абрамов, В. И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. ‒ Саратов, 2007. ‒ 56 с.
- Автономов, А. С. Ювенальная юстиция. Учебное пособие. / А. С. Автономов. ‒ М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2009. ‒ 186 с.
- Бутько, О. В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. … канд. юрид. наук. ‒ Краснодар, 2004. ‒ 27 с.
- Лобанова, Т. В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук. ‒ Уфа, 2006. ‒ 171 с.
- Мельникова, Э. Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие для образоват. учреждений М-ва юстиции Рос. Федерации / Э. Б. Мельникова. ‒ Москва: Дело, 2001. — 270 с.
- Микитова, Е. Н. Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. ‒ М., 2002. ‒ 25 с.
- Савельева, Н. М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты / Н. М. Савельева. ‒ Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006 ‒ 151 с.
- Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз. Под ред. А. П. Евгеньевой: 3-е изд., стер. − М.: Русский язык, 1985–1988. Т. 3. П-Р., 1987. — 752 с.