В статье проведен анализ теоретических и правовых основ прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в условиях российской экономики. Приведены актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Автором сделан вывод о необходимости внесений изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение эффективности механизмов защиты нарушенных имущественных прав государства при реализации государственного оборонного заказа.
Ключевые слова: прокурорский надзор, оборонно-промышленный комплекс, государственный оборонный заказ, федеральный бюджет.
The article analyzes the theoretical and legal foundations of prosecutorial supervision over the implementation of legislation in the field of the military-industrial complex in the conditions of the Russian economy. The current problems of prosecutorial supervision over the execution of laws by enterprises of the military-industrial complex are presented. The author concludes that it is necessary to amend the legislation of the Russian Federation aimed at improving the effectiveness of mechanisms for protecting violated property rights of the state in the implementation of the state defense order.
Keywords: prosecutor's supervision, military-industrial complex, state defense order, federal budget.
Высокий уровень обороноспособности государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новейшие достижения научно-технического прогресса.
Обороноспособность страны обеспечена на десятилетия вперед, хотя и здесь нам нельзя почивать на лаврах и расслабляться, а нужно идти вперед, внимательно наблюдая и анализируя то, что происходит в этой сфере в мире, разрабатывать боевые комплексы и системы будущих поколений [1].
Основные задачи военной политики Российской Федерации определены Президентом Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктриной.
Одной из основных задач в указанной сфере является поддержание Вооруженных Сил, других войск и органов в заданной готовности к боевому применению, и мобилизационной экономики страны на уровне необходимом для обеспечения задач в военное время.
Указанные задачи во многом обеспечиваются посредством положений законодательства о государственном оборонном заказе.
Надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе (далее — ГОЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Принимая во внимание приоритеты, обозначенные Президентом Российской Федерации, в том числе по усилению государственного контроля, эффективным расходованием головными исполнителями и смежниками бюджетных средств, выделяемых на ГОЗ, повышению финансовой дисциплины участвующих в его исполнении организаций, работа на данном направлении должна носить системный характер и оказывать непосредственное воздействие на состояние законности в оборонной отрасли.
За последние годы системно скоординированная работа органов прокуратуры с органами государственной власти и контролирующими органами позволила добиться укрепления финансовой дисциплины в оборонной сфере, улучшить ситуацию с исполнением ГОЗ, сократить задолженность предприятий по невыполненным обязательствам. Мерами прокурорского реагирования незамедлительно пресекаются срывы сроков выполнения обязательств по государственным контрактам, хищения бюджетных средств, их неправомерного расходования, вывод за рубеж и обналичивание.
Вместе с тем, на сегодняшний день остаются не решены вопросы слабой организации деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК), низкого уровня планирования загрузки производственных мощностей, неэффективный механизм ценообразования, несоответствие качества продукции, производимой предприятиями ОПК, сложности в реализации банковского сопровождения ГОЗ и отсутствие действенной системы формирования кооперации.
Вопреки важности выполняемой работы допускаются факты неправомерного использования в рамках ГОЗ контрафактных изделий иностранного производства. Не обеспечивается должная защита прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе выполнения ГОЗ.
Несомненно, органами прокуратуры делается многое, чтобы полностью пресечь воровство и злоупотребления в оборонном комплексе, однако принимаемых мер явно недостаточно. Не соответствующей масштабам проблемы остается деятельность органов прокуратуры по принятию мер к возмещению ущерба, причиненного преступлениями.
Состояние законности свидетельствует о необходимости принятия действенных мер по организации прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства и законодательства о государственном оборонном заказе таким образом, чтобы гарантировано обеспечить получение бюджетных средств конечным потребителем и освоение их в установленном законом порядке исполнителями государственного оборонного заказа.
Таким образом, учитывая выявленные на сегодняшний день проблемы в рамках выполнения заданий ГОЗ, представляется целесообразным внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение эффективности механизмов защиты нарушенных имущественных прав государства при реализации ГОЗ.
Согласно части третьей статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя и не подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым [2].
При этом статьей 23 УПК РФ определено, что если деяние, предусмотренное главой 23 УПК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.
Таким образом, возбуждение уголовных дел по фактам причинения ущерба дочерним предприятиям государственных корпораций, прежде всего в сфере государственного оборонного заказа, в силу перечисленных требований возможно только при условии поступления заявления от их руководителей.
По данным формы федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС «О состоянии преступности и результатах расследования преступлений» за период с 2018 года по июнь 2022 года в Российской Федерации зарегистрировано 4196 преступлений в сфере ОПК (по годам: 2018–673, 2019–784, 2020–923, 2021–1094, 2022–722), из них предварительно расследовано 2652 преступления (по годам: 2018–414, 2019–465, 2020–578, 2021–808, 2022–387), о которых в суд направлено 1754 уголовных дела (по годам: 2018–277, 2019–301, 2020–245, 2021–527, 2022–311).
Размер причиненного материального ущерба по уголовным делам, возбужденным по фактам противоправных деяний в сфере оборонно-промышленного комплекса, за последние несколько лет превысил 16,6 млрд. рублей.
При этом органы предварительного следствия могут столкнуться с необоснованными отказами должностных лиц государственных корпораций либо интегрированных с ними структур от возбуждения уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере государственного оборонного заказа.
Отказ в признании ущерба должностные лица могут мотивировать достижением конечных целей государственного оборонного заказа, несмотря на противоправные действия в ходе его исполнения, выявленные в ходе прокурорской проверки, отсутствием претензий со стороны государственных заказчиков. Стоит учесть, что представители предприятий ОПК могут под различными предлогами уклоняться от признания материального ущерба, выявленного в рамках проверок органов прокуратуры, особенно в случаях, когда заявление должно поступить от руководителя организации, которым и совершены противоправные действия.
Соответствующие изменения необходимо внести в статьи 20 и 23 УПК РФ, которые будут предусматривать отнесение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 159, 160, 165, 201 части первой Уголовного кодекса Российской Федерации, в случаях, когда предметом преступления являются денежные средства и (или) иное имущество, выделенные в целях реализации государственного оборонного заказа, к делам публичного обвинения, и исключающих необходимость подачи руководителем организации заявления о возбуждении уголовного дела.
Предлагаемые изменения позволяют повысить ответственность организаций ОПК за соблюдение норм законодательства в сфере ГОЗ, а также в полной мере обеспечат неотвратимость уголовного наказания лиц, виновных в хищении средств, выделенных из федерального бюджета, и способствуют своевременному взыскиванию причиненного ущерба.
Литература:
- Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, «Парламентская газета», № 241–242, 22.12.2001, «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52.