Актуальные задачи органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 15.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Галактионов, Д. М. Актуальные задачи органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности / Д. М. Галактионов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118229/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



Данная статья анализирует текущие направления работы прокуратуры в сфере борьбы с экстремизмом как внутри страны, так и на международной арене. Подчеркивается значимость прокурорского надзора за исполнением законов, которые предназначены для противодействия экстремистской активности. В результате можно сделать вывод, что одним из основных приоритетов прокуратуры является предотвращение и борьба с финансированием экстремистских действий в России.

Ключевые слова: Российская Федерация , экстремистская деятельность, орган прокуратуры, прокурорский надзор, противодействие экстремизму, законодательство, национальная безопасность, общественная безопасность.

Для эффективного противодействия экстремизму и терроризму необходим комплексный и системный подходы, включающие как правовые, так и социальные меры. Наиболее актуальным является развитие программ по профилактике экстремизма в молодежной среде, где идеологии насилия могут находить своего зрителя. Образовательные инициативы, направленные на формирование критического мышления и толерантности, способные снизить уровень подверженности молодежи радикальным взглядам.

Кроме того, важным аспектом является международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом. Глобальная природа угроз требует объединения усилий государств для обмена опытом, информацией и ресурсами. Создание международных специализированных структур, работающих на предотвращение терроризма, может значительно усилить эффективность данных мероприятий.

Не менее важным является мониторинг и анализ существующих угроз. Эффективные системы предупреждения и реагирования на потенциальные террористические акты должны быть интегрированы в структуру национальной безопасности. Это включает в себя развитие технологий слежения за потенциальными угрозами, а также улучшение работы правоохранительных органов на всех уровнях.

Согласно части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Согласно части 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства [1].

Известно, что право, как объективное социальное явление, оказывающее воздействие на формирование и работу политической системы, само по себе нуждается в особой защите. Осуществление правозащитной деятельности специальными государственными органами, эффективно взаимодействующими между собой, является ключевой функцией государства [9, с. 49].

Прокуратура прежде всего выполняет правоприменительные задачи, используя свои уникальные методы и формы для обеспечения исполнения Конституции РФ и законов, посредством принятия властных и обязательных решений и привлекая механизм государственного принуждения. В результате этих действий прокуратура добивается укрепления правопорядка и общественной безопасности в различных аспектах государственного управления.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [6].

Стоит отметить, что даже в демократическом обществе происходят столкновения различных социальных интересов. Однако демократическим режимам свойственно стремление к согласованию интересов различных общественных групп. Нарушение принципа согласования интересов, основанного на общих интересах, может привести к конфликтам и нарушению порядка.

Процесс согласования интересов является сложным и не происходит автоматически; он зависит от наличия глубоких демократических традиций и уровня общей и политической культуры общества.

Экстремизм, являясь одновременно политическим и правовым явлением, требует постоянного изучения, так как эти две социальные феномены являются неотъемлемой частью объективной реальности и их исследования непрерывно актуальны.

Прокуроры на местах обязаны регулярно анализировать информацию о состоянии преступности экстремистской направленности, выявлять тенденции и потенциальные угрозы. В этом процессе особое внимание уделяется взаимодействию с другими правоохранительными органами и организациям гражданского общества, которые могут предоставить важные данные для правильной оценки ситуации.

Также необходимо отметить важность профилактической работы. В целях предупреждения экстремистских проявлений прокуратура может осуществлять контроль за исполнением законодательства в сфере образования и СМИ. Образовательные учреждения являются ключевыми в формировании общественного сознания, поэтому работа с ними требует особого подхода. Организация информационных кампаний, проведение лекций и семинаров, направленных на формирование толерантности и взаимоуважения среди молодежи, способствуют созданию устойчивого иммунитета к экстремистской идеологии.

Отдельное значение имеет работа прокуратуры в интернете, поскольку виртуальное пространство часто используется для распространения экстремистских материалов и вербовки новых сторонников радикальных идей. Прокуроры должны тесно сотрудничать с органами, осуществляющими мониторинг и регулирование интернет-ресурсов, а также с провайдерами и социальными сетями для блокировки нелегального контента. Важно не только выявлять и пресекать такие действия, но и привлекать виновных к ответственности, демонстрируя неизбежность наказания за экстремистскую деятельность.

В условиях быстро меняющегося мира, новые вызовы и угрозы требуют от прокуратуры постоянного повышения профессиональной компетенции сотрудников. Организация регулярных курсов повышения квалификации, участие в международных семинарах и обмен опытом с коллегами из других стран способствует укреплению профессиональных навыков и расширению знаний работников прокуратуры. В результате такой работы прокуратура сможет достойно противостоять экстремистским проявлениям и обеспечивать стабильность и безопасность общества в долгосрочной перспективе.

Научная новизна данного исследования состоит в доказательстве актуальности и важности разработки систематизированных мероприятий для усовершенствования прокурорского контроля за исполнением законов по борьбе с экстремизмом и терроризмом. В исследовании формулируются новые подходы к оптимизации надзорной деятельности прокуратуры, выявляются методы и средства повышения её эффективности, учитывающие современные вызовы и угрозы экстремистской деятельности.

Экстремизм (происходит от латинского слова extremus, означающего «крайний, чрезмерный») представляет собой приверженность радикальным и экстремальным взглядам и методам. В правовом контексте это выражается в призывах или действиях (или их отсутствии), направленных на дискриминацию человека и (или) гражданина, унижение человеческого достоинства, применение насилия против людей или определенных социальных групп по признакам расы, национальности, пола, языка или религии, имеет долгую историю в России, поскольку российское государство традиционно является многонациональным и многоконфессиональным.

Значительное место среди органов борьбы с экстремисткой деятельностью принадлежит системе органов прокуратуры РФ. Несмотря на то, что обязанности по противодействию экстремизму возложены практически на все государственные и муниципальные органы и учреждения, органам прокуратуры отводится ключевая роль в рассматриваемом направлении. Надзорная деятельность органов прокуратуры РФ в сфере борьбы с экстремизмом представляет собой «самостоятельное направление прокурорской деятельности, носящее профилактическую направленность и обусловленное возложением на прокуратуру функций прокурорского надзора и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» [10, с. 118].

Сейчас экстремистская активность считается одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации, что закреплено в основных правовых актах, таких как Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [3] и Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». [2].

По данным правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации количество зарегистрированных террористических преступлений за январь-ноябрь 2022 г. составляет 2 109, в динамике с аналогичным периодом прошлого года это увеличение на 4,0 %; экстремистской направленности — 1 407, что на 43,1 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года [8].

На территории РФ Северо-Кавказский, Центральный, Южный и Приволжский Федеральные округа занимают ведущие позиции по числу преступлений террористической и экстремистской направленности.

Рост числа преступлений террористического и экстремистского характера вызывает значительное беспокойство органов правопорядка и общественности. Особое внимание при анализе данных уделяется Северо-Кавказскому Федеральному округу (764преступления террористического характера и 162 экстремистской направленности), который традиционно остается одним из наиболее напряженных регионов в этой сфере. Историческая и социально-экономическая нестабильность, присутствие различных радикальных группировок и сложные межэтнические отношения способствуют сохранению высокого уровня риска.

Центральный Федеральный округ (347/388) также демонстрирует тревожную динамику, что обусловлено рядом факторов, включая миграционные процессы, деятельность экстремистских организаций и активную пропаганду радикальных идей через интернет. Важным аспектом является усиление государственного контроля за сетевыми источниками, что позволяет своевременно выявлять и пресекать противоправную деятельность, однако это требует значительных ресурсов и координации между различными силовыми структурами.

В Южном (224/179) и Приволжском (244/228) Федеральных округах ситуация также остается сложной. Социально-экономические проблемы, наличие ряда этнических меньшинств и активность радикальных групп создают благодатную почву для распространения экстремистских идей. В этих регионах акцент сделан на профилактику, включая обучающие программы и взаимодействие с молодежными группами, чтобы уменьшить вовлеченность граждан в противоправные действия.

Анализ данных указывает на необходимость всестороннего подхода для противодействия террористической и экстремистской активности, включающего как усиление оперативных мер, так и долгосрочные программы по социально-экономической стабилизации регионов. Надежное взаимодействие между федеральными и региональными властями, правоохранительными органами и гражданским обществом является ключевым фактором в обеспечении безопасности и устойчивого развития России.

С учетом проведения российскими вооруженными силами специальной военной операции на Украине и русофобской политики, проводимой США, Великобританией и странами Европейского Союза, международный экстремизм переживает подъем. В частности, по административным искам Генерального прокурора и его заместителей, украинские организации, националистические группировки и объединения были признаны экстремистскими решениями Верховного Суда Российской Федерации.

Вследствие этого, миграционные потоки лиц, имеющих отношение к данным организациям, усложнили ситуацию с безопасностью как в соседних странах, так и на глобальном уровне. Полученные разведданные свидетельствуют о попытках членов этих организаций наладить контакты с радикальными группировками в других регионах, что серьезно угрожает международной стабильности.

Кроме того, резко активизировались попытки вербовки граждан Европы и Северной Америки в ряды экстремистских формирований. В значительной степени это стало возможным благодаря информационным кампаниям, ведущим пропаганду насилия и идеализирующим войну. Несмотря на противодействие правоохранительных органов и спецслужб, такие формирования продолжают находить новые пути для финансирования и вооружения, поддерживая тем самым свою боеспособность.

Необходимо также отметить, что рост экстремистской активности сопровождается значительным увеличением числа кибератак на критическую инфраструктуру различных государств. Хакерские группировки, действующие под прикрытием анонимности, совершают целенаправленные атаки на финансовые системы, энергетические объекты и государственные учреждения, стремясь дестабилизировать ситуацию и вызвать панику среди населения. В этой связи вопросы кибербезопасности выходят на передний план и требуют международного сотрудничества для эффективного противодействия угрозам.

Эти ощутимые изменения в международной обстановке подчеркивают важность разработки новых стратегий и мер по обеспечению государственной и общественной безопасности. Признание и пресечение деятельности экстремистских организаций, усиление законодательства и повышение координации между странами — все это требует внимательного подхода и активных действий со стороны мирового сообщества.

Важной частью профилактической работы является проведение регулярных проверок источников массовой информации, включая как традиционные СМИ, так и интернет-СМИ. На основе данных мониторинга формируются списки ресурсов, подлежащих проверке. Для повышения эффективности данной работы органы прокуратуры осуществляют взаимодействие с иными государственными органами, такими как МВД, ФСБ и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Законодательные основы деятельности органов прокуратуры по противодействию экстремизму в сети «Интернет» установлены в Федеральном законе 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [3] и Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4]. В статье 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ установлено право Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей направлять Роскомнадзору требования об ограничении доступа к интернет-ресурсам, распространяющим экстремистские призывы, без судебного разбирательства. В нескольких регионах РФ профилактические мероприятия, направленные на предупреждение экстремизма и терроризма, включают в себя мониторинг интернет-пространства.

В целях противодействия распространению данной преступной идеологии, Генеральная прокуратура РФ направляет запросы в Роскомнадзор для блокировки веб-сайтов, содержащих экстремистский контент, а также на удаление информации, связанной с терроризмом. В 2022 году в Роскомнадзор было направлено 167 требований о блокировке информации по экстремистской и террористической тематике в отношении 14 тысяч сайтов, в 2023 году эта цифра выросла до 388 в отношении 19 тысяч сайтов. В Генпрокуратуре назвали закономерным рост числа направляемых в Роскомнадзор требований по блокировке материалов иностранных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ. В 2023 году в Роскомнадзор было направлено 58 требований о блокировке материалов нежелательных НПО, в то время, как в 2022 году — 15.

Особой мерой ответа прокуратуры на экстремистскую деятельность является подача исков в суд с требованиями о признании информационных материалов экстремистскими. Судебное решение о признании материала экстремистским принимается по месту его нахождения, распространения или расположения организации, которая его создала. По состоянию на август 2024 года в федеральном списке экстремистских материалов зарегистрировано 5 443 позиции.

Тем не менее, на практике в реализации этих мер возникают сложности. Так, Приказ Генерального прокурора РФ от 8 сентября 2016 года № 562 [7] утвердил Инструкцию, анализ которой показывает, что в ней прописаны достаточно сложные процедуры, которые затрудняют оперативное реагирование на случаи экстремизма.

Если в городскую (районную) прокуратуру поступает информация о том, что на определённом сайте имеются призывы к экстремистской деятельности, прокурор не имеет права сразу отправить требование в Роскомнадзор для блокировки этой незаконной информации без суда. Согласно Инструкции, требуется выполнить ряд сложных шагов. Во-первых, сообщение о призывах к экстремизму на указанном интернет-ресурсе должно быть переслано в прокуратуру субъекта РФ. Во-вторых, прокурор субъекта РФ обязан провести проверку данного сообщения. При изучении материалов может быть назначена экспертиза, если невозможно однозначно определить, является ли информация экстремистской и отвечает ли она требованиям законодательства. В-третьих, по результатам проверки формируется заключение, которое утверждается прокурором субъекта РФ и направляется в Генеральную прокуратуру РФ, где в течение 30 дней готовится требование на ограничение доступа к соответствующим информационным ресурсам. После того, как требование об ограничении доступа к интернет-ресурсу готово и утверждено, оно направляется в Роскомнадзор. Этот процесс также занимает определенное время, так как документация должна быть тщательно проверена и согласована. Лишь после получения требования от Генеральной прокуратуры, Роскомнадзор приступает к технической процедуре блокирования ресурса.

Следует учитывать, что на каждом этапе возможны задержки, обусловленные как человеческим фактором, так и различными бюрократическими процедурами. Например, экспертиза информации может затянуться из-за нехватки квалифицированных специалистов, а утверждение заключений может быть отложено по различным причинам, таким как высокая загруженность должностных лиц. Все эти аспекты существенно влияют на оперативность блокировки экстремистского контента.

Несмотря на всю громоздкость данного механизма и целесообразности внесения поправок в указанные законодательные акты, стоит отметить весьма важный момент, который устанавливается в Инструкции, что при выявлении на сайте незаконных данных, прокуратура проводит анализ не только самого ресурса, но и страниц пользователей, пользующихся таким контентом, проверяет другие ресурсы на наличие возможных дубликатов незаконной информации. Также следует учитывать, что несмотря на проведенную блокировку Роскомнадзором, информация может распространяться через зеркальные сайты или иные ресурсы, которые могут быть зарегистрированы на иностранных серверах. Это создает дополнительную трудность для правоохранительных органов, которые обязаны работать в условиях быстроменяющейся цифровой среды и развивающихся технологий. Кроме того, распространение противоправного контента может осуществляться с использованием анаграмм, обфускации и различных методов шифрования, что делает процесс его отслеживания и блокировки весьма сложным и ресурсозатратным.

В данном контексте особое значение приобретает повышение уровня межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества. Эффективное противодействие экстремизму и иным правонарушениям в интернете требует координации усилий между различными структурами — прокуратурой, Роскомнадзором, правоохранительными органами и зарубежными коллегами. Усиление обмена информацией, применение единых стандартов и методов борьбы с противоправным контентом являются ключевыми элементами в этом процессе.

Кроме того, органам прокуратуры предоставляется право вносить предупреждения о недопустимости экстремистской деятельности руководителям организаций и физических лиц. Такое предупреждение выносится в случае, если у прокурора имеются достаточные основания полагать, что действия указанных лиц или организаций могут привести к совершению преступлений экстремистской направленности. В случае невыполнения или несвоевременного выполнения требований предупреждения, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации или о запрете деятельности физического лица.

В условиях современного мира, где экстремистские и террористические группы становятся все более изощренными в своих методах. Финансирование их организаций зачастую осуществляется через сложные и многоуровневые системы, включающие как легальные, так и нелегальные каналы. Эти каналы могут включать в себя банковские операции, благотворительные организации, контрабанду, а также криминальные предприятия, такие как торговля наркотиками и оружием. Успешное блокирование этих финансовых потоков требует координации усилий между различными государственными и международными структурами, включая финансовые ведомства, правоохранительные органы, спецслужбы и международные организации.

Особое внимание следует уделить взаимодействию между органами прокуратуры и Росфинмониторингом на всех этапах расследования. Важным аспектом является регулярное проведение совместных совещаний и оперативных совещаний, на которых обсуждаются текущие результаты работы и планируются дальнейшие действия. Это позволит повысить эффективность работы по выявлению каналов финансирования и пресечению деятельности экстремистских и террористических группировок.

Обнаружение каналов финансирования становится чрезвычайно сложным из-за возросшей популярности криптовалют, которые обеспечивают принципиально новую форму взаимодействия между отправителем и получателем. Для эффективного противодействия финансированию экстремистских организаций необходимо разработать и внедрить комплексные правовые механизмы, направленные на обеспечение прозрачности и отслеживаемости криптовалютных транзакций. Одним из возможных решений является создание международной базы данных подозрительных операций, которая позволила бы государственным органам обмениваться информацией о финансовой активности, связанной с потенциально опасными субъектами. Кроме того, следует рассмотреть возможность введения обязательной идентификации пользователей криптовалютных платформ, что позволит установить личность участников транзакций и, таким образом, усложнит использование криптовалют в противоправных целях.

Однако внедрение таких мер сталкивается с рядом значительных вызовов. Одним из них является необходимость учета принципа суверенитета государств, что может затруднить формирование единых международных стандартов. Кроме того, кибербезопасность остается важным аспектом в развитии правового регулирования криптовалют. Введение новых правил должно сопровождаться разработкой надежных систем защиты данных и предотвращения кибератак, чтобы не допустить утечек информации и не нанести ущерб добропорядочным пользователям.

Кроме того, прокуратура принимает меры предосторожности для защиты основ конституционного строя, национальных интересов, прав граждан и обеспечения безопасности от влияния нежелательных иностранных организаций на территории РФ. Согласно Федеральному закону от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] Генеральный прокурор РФ и его заместители, взаимодействуя с министерством иностранных дел, имеют право запрещать деятельность таких организаций без судебного разбирательства. Включение в список нежелательных организаций приводит к блокировке их счетов и закрытию филиалов.

Задача прокуратуры в борьбе с экстремизмом и терроризмом состоит в том, чтобы координировать действия, включая проведение совместных проверок религиозных и общественных организаций, а также СМИ; организация совместных выездов в её подведомственные структуры; создание и реализация совместных планов между ведомствами в этой области; обсуждение актуальных проблем на координационных совещаниях и принятие коллективных решений.

Главной задачей прокуратуры является быстрая проверка законности проведения предварительных следственных действий по делам, которые связаны с экстремистской активностью.

Необходимо также акцентировать внимание на повышении профессиональной подготовки сотрудников, задействованных в данном направлении. Обучение должно включать как теоретические аспекты, так и практические навыки, способствующие более глубокой и комплексной оценке экстремистских угроз. Также важно внедрение программ по повышению уровня правовой грамотности населения, что способствует снижению уровня социальной напряженности и профилактике экстремистских настроений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года) // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 18.09.2024). Режим доступа: свободный.
  2. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 // Гарант: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74094369//(дата обращения: 18.09.2024). Режим доступа: свободный.
  3. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ: принят Государственной Думой 27 июня 2002 года: одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года // Гарант: URL: сайт. https://base.garant.ru/12127578/(дата обращения: 18.09.2024). Режим доступа: свободный.
  4. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) // Гарант: сайт. URL: сайт. https://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 18.09.2024). Режим доступа: свободный.
  5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.03.2022 N 46-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 18.09.2024). Режим доступа: свободный.
  6. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (последняя редакция) // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/.
  7. Приказ Генерального прокурора РФ от 8 сентября 2016 № 562 «Об организации работы по рассмотрению уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направлению требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию» // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 18.09.2024). Режим доступа: свободный.
  8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2022 года // Портал правовой статистики. Генеральная прокуратура Российской Федерации: сайт. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 18.09.2024). Режим доступа: свободный.
  9. Мариничева А. Ю. О прокурорском противодействии экстремизму // Уголовная юстиция. 2018. № 12.
  10. Юрковский А. В. Органы прокуратуры в странах Северо-Восточной Азии: конституционно-правовой анализ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 3–5.


Задать вопрос