Направления оптимизации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 14.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Булохов, И. И. Направления оптимизации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму / И. И. Булохов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120611/ (дата обращения: 16.01.2025).



Статья посвящена комплексному анализу перспектив развития прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму. Выступая в качестве надзорного органа, прокуратура Российской Федерации осуществляет проверку соблюдения и исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. В указанной связи видится необходимым повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности, обозначение проблем в данной сфере и выработка современных подходов к определению предмета и пределов прокурорского надзора, совершенствованию тактики и методики деятельности прокуратуры в указанной сфере.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, прокурорская проверка, экстремизм, экстремистская деятельность, пресечение экстремизма.

Совершенствование работы правоохранительных органов является одной из наиболее важных проблем, существующих в сфере противодействия экстремистской деятельности.

Практика показывает, что угроза экстремизму будет сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства его инфраструктуры, основными элементами которой являются идеология и каналы ее распространения. В этой связи, важное значение приобретает создание системы предупреждения и профилактики экстремистских проявлений. Данная работа возможна только в условиях тесного сотрудничества государственных органов. Представляется, что необходимо создание специализированного органа власти, который должен заниматься координацией всех органов власти по вопросам в сфере экстремизма [1, С. 32].

Помимо этого, возникновению межнациональных конфликтов могут способствовать и ошибки органов власти, разрозненность и недальновидность правоохранительных органов.

На данный момент, полномочия в сфере экстремизма разбросаны между несколькими правоохранительными органами, органами исполнительной власти. Однако, не совсем понятно, какой из органов занимается стратегическим планированием данной деятельности, в том числе и на местном уровне. Перевешивать функции стратегического планирования на органы прокуратуры РФ не совсем корректно.

Необходимо понимать, что Российская Федерация — это многонациональное государство. Фактически, социально-политическая обстановка в стране сама указывает, что необходим самостоятельный орган власти, занимающийся вопросами экстремизма. Его территориальные органы должны заниматься организацией противодействия экстремизму на региональном уровне. Такая мера позволит разгрузить и органы прокуратуры РФ, которые занимаются работой с жалобами, проверкой регионального законодательства и прочими вопросами.

Если же рассматривать прокуратуру РФ как координационный центр по противодействию экстремизму, то необходимо дать ей более широкие полномочия в отношении органов следствия, ФСБ и т. д. В сложившихся условиях, такой вариант маловероятен.

При этом, результаты деятельности органов прокуратуры по противодействию экстремизму свидетельствуют о крайней эффективности надзорного органа. Так, в мае 2024 года на коллегии Генеральной прокуратуры РФ, Генеральным прокурором РФ И. В. Красновым было отмечены результаты работы прокуроров в данном направлении. Так, в части распространения экстремистских материалов за последние два года из сети «Интернет» было удалено сведений с более чем 270 тысяч сайтов [4].

Вопрос противодействия экстремизму стоит особенно остро в условиях проведения специальной военной операции на территории Украины. Распространение экстремистских материалов и убеждений, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности весьма часто становятся предметом прокурорских проверок. Так, по иску прокурора Херсонской области, Херсонский областной суд вынес приговор в отношении местного жителя, признав его виновным по ст. 275 УК РФ — государственная измена и ч. 2 ст. 280 УК РФ — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Судом установлено, что осужденный собирал данные о местах дислокации военной техники и личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, а полученные данные передавал посредством интернет-мессенджера представителям специальных служб Украины [5].

В складывающихся условиях представляется, что необходимо создание правоохранительного органа с надзорными функциями, в задачи которого должно входить создание системы противодействия экстремизму, эффективная работа ее территориальных органов, координация действий всех органов власти в сфере противодействия экстремистской деятельности, стратегическое планирование [3, С. 109].

Современный экстремизм совмещает в себе черты транснациональной организованной преступности и способности использовать акты, методы и практику терроризма во всех его формах. Следовательно, государственная политика в сфере противодействия экстремистской деятельности должна формироваться симметрично степени общественной опасности экстремизма, соответствуя тенденциям развития противоправной деятельности националистических, псевдорелигиозных и иных криминогенных организаций, приобретать системный характер. Как верно отмечают эксперты, «в первую очередь необходим комплексный анализ социально-политических, экономических и других факторов, причин и условий, способствующих формированию элементов экстремистского поведения».

Применительно к прокурорскому надзору, необходимо отметить важность повышенного внимания при проведении прокурорских проверок качеству реализации целевых программ профилактики экстремистских проявлений и достаточному ресурсному и финансовому обеспечению запланированных в них мероприятий [2, С. 245]. Это связано с тем, что работа региональных органов государственной власти и местного самоуправления до сих пор страдает однотипными упущениями и формализмом. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не разрабатывались соответствующие целевые программы, а принятые не имели должного финансирования.

Особое значение имеет выезд работников центральных аппаратов исполнительных органов власти в регионы с наиболее сложной ситуацией в сфере противодействия экстремистской деятельности для оказания практической и методической помощи. Сотрудники Генеральной прокуратуры РФ, на основании статистических показателей, должны осуществлять выезд на места для оказания поддержки в нестабильных регионах.

Работа с молодежью также является одним из перспективных направлений работы правоохранительных органов и, в частности, органов прокуратуры. Так, сотрудники данных ведомств должны постоянно участвовать в работе молодежных форумов, что должно способствовать оптимизации взаимодействия в сфере противодействия экстремисткой деятельности.

В целом, совершенствование работы органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности должно включать в себя:

 обеспечение принятия профилактических мер, направленных на предупреждение фактов финансирования экстремистской деятельности

 организацию проверок исполнения уполномоченными государством контролирующими и надзорными органами, их территориальными и обособленными подразделениями, должностными лицами требований законодательства в данной сфере;

 принятие мер реагирования на ненадлежащее выполнение контрольно-надзорными органами возложенных на них функций по контролю за деятельностью организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в сфере противодействия экстремистской деятельности;

 обеспечение повышенного внимания при проверках религиозных объединений на следующие обстоятельства: не противоречат ли его внутренние установления нормам законодательства РФ, не оказывает ли деятельность религиозного объединения отрицательное влияние на отношение к семье, браку, образованию и здоровью, которое вытекает из вероучения и правил, обязательных для членов объединения и служителей культа; не нарушаются ли конституционные права граждан;

 осуществление координации деятельности правоохранительных органов как по борьбе с преступностью, так и по поводу разрешения конкретного уголовного дела, криминальной ситуации, в целях обеспечения взаимодействия и взаимоконтроля каждого из субъектов координации.

 и иное.

Резюмируя, следует отметить, что на практике все еще существует достаточное количество направлений совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму. Несмотря на то, что практика противодействия экстремизму в органах прокуратуры уже сложилась и достаточно широка, крайне важно продолжать работу в этом направлении путем модернизации действующего законодательства, разработки методических рекомендаций для последующих прокурорских проверок, а также комплексной реализации всех полномочий прокурора в данной сфере.

Литература:

  1. Борисов С. В. Проблемы и перспективы совершенствования правоохранительной деятельности в сфере противодействия экстремизму // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2014. № 3. С. 30–41.
  2. Кувардин В. В., Богомолова К. И. Роль органов прокуратуры в противодействии экстремизму и терроризму в современной России // Вестник СГЮА. 2023. № 2 (151). С. 244–250.
  3. Шелепова С. А. Вопросы совершенствования законодательства в области противодействия экстремизму в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2018. № 1. С. 107–111.
  4. Краснов поставил задачу противодействия вовлечению подростков в экстремизм в соцсетях — Текст электронный // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/20884225 (дата обращения 12.12.2024).
  5. В Херсонской области суд вынес приговор по уголовному делу о государственной измене и публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности — Текст электронный // Официальный сайт прокуратуры Херсонской области. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/news-state main?item=99644860 (дата обращения 12.12.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): экстремистская деятельность, прокурорский надзор, сфера противодействия, орган, Российская Федерация, экстремизм, противодействие, стратегическое планирование, Генеральная прокуратура РФ, надзорный орган.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму

Настоящая статья посвящена анализу деятельности органов прокуратуры по надзору в сфере реализации антитеррористического законодательства. Автором рассматриваются результаты функционирования отдельных органов в данной сфере и отмечается, что значитель...

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об экстремизме

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением законности на территории страны. Законодателем сформулированы нормативные основы реализации данной отрасли прокурорского надзора. Значимость отрасли обусловлена, в том числе, текущей...

О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменит...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму

Экстремизм является угрозой фундаментальных норм, которые обеспечивают существование человеческого общества. Поэтому противодействие экстремизму и выступает главным направлением в государственно-властной деятельности. Прокурорский надзор за исполнени...

Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Настоящая статья посвящена исследованию значения деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Автором анализируются статистические данные деятельности прокуратуры в данной сфере, свидет...

Основные ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством в органах и учреждениях прокуратуры РФ

В данной статье проводится анализ правовой базы антикоррупционного законодательства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Производится оценка подходов к проблемному вопросу о реализации антикоррупционного законодательства в органа...

Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры

В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Противодействие коррупции органами прокуратуры Российской Федерации посредством проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

Статья посвящена проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органами прокуратуры Российской Федерации. На основании теоретического анализа выявлены особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-пр...

Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму

Настоящая статья посвящена анализу деятельности органов прокуратуры по надзору в сфере реализации антитеррористического законодательства. Автором рассматриваются результаты функционирования отдельных органов в данной сфере и отмечается, что значитель...

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об экстремизме

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением законности на территории страны. Законодателем сформулированы нормативные основы реализации данной отрасли прокурорского надзора. Значимость отрасли обусловлена, в том числе, текущей...

О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменит...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму

Экстремизм является угрозой фундаментальных норм, которые обеспечивают существование человеческого общества. Поэтому противодействие экстремизму и выступает главным направлением в государственно-властной деятельности. Прокурорский надзор за исполнени...

Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Настоящая статья посвящена исследованию значения деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Автором анализируются статистические данные деятельности прокуратуры в данной сфере, свидет...

Основные ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством в органах и учреждениях прокуратуры РФ

В данной статье проводится анализ правовой базы антикоррупционного законодательства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Производится оценка подходов к проблемному вопросу о реализации антикоррупционного законодательства в органа...

Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры

В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Противодействие коррупции органами прокуратуры Российской Федерации посредством проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

Статья посвящена проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органами прокуратуры Российской Федерации. На основании теоретического анализа выявлены особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-пр...

Задать вопрос