Статья посвящена комплексному анализу перспектив развития прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму. Выступая в качестве надзорного органа, прокуратура Российской Федерации осуществляет проверку соблюдения и исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. В указанной связи видится необходимым повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности, обозначение проблем в данной сфере и выработка современных подходов к определению предмета и пределов прокурорского надзора, совершенствованию тактики и методики деятельности прокуратуры в указанной сфере.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, прокурорская проверка, экстремизм, экстремистская деятельность, пресечение экстремизма.
Совершенствование работы правоохранительных органов является одной из наиболее важных проблем, существующих в сфере противодействия экстремистской деятельности.
Практика показывает, что угроза экстремизму будет сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства его инфраструктуры, основными элементами которой являются идеология и каналы ее распространения. В этой связи, важное значение приобретает создание системы предупреждения и профилактики экстремистских проявлений. Данная работа возможна только в условиях тесного сотрудничества государственных органов. Представляется, что необходимо создание специализированного органа власти, который должен заниматься координацией всех органов власти по вопросам в сфере экстремизма [1, С. 32].
Помимо этого, возникновению межнациональных конфликтов могут способствовать и ошибки органов власти, разрозненность и недальновидность правоохранительных органов.
На данный момент, полномочия в сфере экстремизма разбросаны между несколькими правоохранительными органами, органами исполнительной власти. Однако, не совсем понятно, какой из органов занимается стратегическим планированием данной деятельности, в том числе и на местном уровне. Перевешивать функции стратегического планирования на органы прокуратуры РФ не совсем корректно.
Необходимо понимать, что Российская Федерация — это многонациональное государство. Фактически, социально-политическая обстановка в стране сама указывает, что необходим самостоятельный орган власти, занимающийся вопросами экстремизма. Его территориальные органы должны заниматься организацией противодействия экстремизму на региональном уровне. Такая мера позволит разгрузить и органы прокуратуры РФ, которые занимаются работой с жалобами, проверкой регионального законодательства и прочими вопросами.
Если же рассматривать прокуратуру РФ как координационный центр по противодействию экстремизму, то необходимо дать ей более широкие полномочия в отношении органов следствия, ФСБ и т. д. В сложившихся условиях, такой вариант маловероятен.
При этом, результаты деятельности органов прокуратуры по противодействию экстремизму свидетельствуют о крайней эффективности надзорного органа. Так, в мае 2024 года на коллегии Генеральной прокуратуры РФ, Генеральным прокурором РФ И. В. Красновым было отмечены результаты работы прокуроров в данном направлении. Так, в части распространения экстремистских материалов за последние два года из сети «Интернет» было удалено сведений с более чем 270 тысяч сайтов [4].
Вопрос противодействия экстремизму стоит особенно остро в условиях проведения специальной военной операции на территории Украины. Распространение экстремистских материалов и убеждений, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности весьма часто становятся предметом прокурорских проверок. Так, по иску прокурора Херсонской области, Херсонский областной суд вынес приговор в отношении местного жителя, признав его виновным по ст. 275 УК РФ — государственная измена и ч. 2 ст. 280 УК РФ — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Судом установлено, что осужденный собирал данные о местах дислокации военной техники и личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, а полученные данные передавал посредством интернет-мессенджера представителям специальных служб Украины [5].
В складывающихся условиях представляется, что необходимо создание правоохранительного органа с надзорными функциями, в задачи которого должно входить создание системы противодействия экстремизму, эффективная работа ее территориальных органов, координация действий всех органов власти в сфере противодействия экстремистской деятельности, стратегическое планирование [3, С. 109].
Современный экстремизм совмещает в себе черты транснациональной организованной преступности и способности использовать акты, методы и практику терроризма во всех его формах. Следовательно, государственная политика в сфере противодействия экстремистской деятельности должна формироваться симметрично степени общественной опасности экстремизма, соответствуя тенденциям развития противоправной деятельности националистических, псевдорелигиозных и иных криминогенных организаций, приобретать системный характер. Как верно отмечают эксперты, «в первую очередь необходим комплексный анализ социально-политических, экономических и других факторов, причин и условий, способствующих формированию элементов экстремистского поведения».
Применительно к прокурорскому надзору, необходимо отметить важность повышенного внимания при проведении прокурорских проверок качеству реализации целевых программ профилактики экстремистских проявлений и достаточному ресурсному и финансовому обеспечению запланированных в них мероприятий [2, С. 245]. Это связано с тем, что работа региональных органов государственной власти и местного самоуправления до сих пор страдает однотипными упущениями и формализмом. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не разрабатывались соответствующие целевые программы, а принятые не имели должного финансирования.
Особое значение имеет выезд работников центральных аппаратов исполнительных органов власти в регионы с наиболее сложной ситуацией в сфере противодействия экстремистской деятельности для оказания практической и методической помощи. Сотрудники Генеральной прокуратуры РФ, на основании статистических показателей, должны осуществлять выезд на места для оказания поддержки в нестабильных регионах.
Работа с молодежью также является одним из перспективных направлений работы правоохранительных органов и, в частности, органов прокуратуры. Так, сотрудники данных ведомств должны постоянно участвовать в работе молодежных форумов, что должно способствовать оптимизации взаимодействия в сфере противодействия экстремисткой деятельности.
В целом, совершенствование работы органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности должно включать в себя:
обеспечение принятия профилактических мер, направленных на предупреждение фактов финансирования экстремистской деятельности
организацию проверок исполнения уполномоченными государством контролирующими и надзорными органами, их территориальными и обособленными подразделениями, должностными лицами требований законодательства в данной сфере;
принятие мер реагирования на ненадлежащее выполнение контрольно-надзорными органами возложенных на них функций по контролю за деятельностью организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в сфере противодействия экстремистской деятельности;
обеспечение повышенного внимания при проверках религиозных объединений на следующие обстоятельства: не противоречат ли его внутренние установления нормам законодательства РФ, не оказывает ли деятельность религиозного объединения отрицательное влияние на отношение к семье, браку, образованию и здоровью, которое вытекает из вероучения и правил, обязательных для членов объединения и служителей культа; не нарушаются ли конституционные права граждан;
осуществление координации деятельности правоохранительных органов как по борьбе с преступностью, так и по поводу разрешения конкретного уголовного дела, криминальной ситуации, в целях обеспечения взаимодействия и взаимоконтроля каждого из субъектов координации.
и иное.
Резюмируя, следует отметить, что на практике все еще существует достаточное количество направлений совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму. Несмотря на то, что практика противодействия экстремизму в органах прокуратуры уже сложилась и достаточно широка, крайне важно продолжать работу в этом направлении путем модернизации действующего законодательства, разработки методических рекомендаций для последующих прокурорских проверок, а также комплексной реализации всех полномочий прокурора в данной сфере.
Литература:
- Борисов С. В. Проблемы и перспективы совершенствования правоохранительной деятельности в сфере противодействия экстремизму // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2014. № 3. С. 30–41.
- Кувардин В. В., Богомолова К. И. Роль органов прокуратуры в противодействии экстремизму и терроризму в современной России // Вестник СГЮА. 2023. № 2 (151). С. 244–250.
- Шелепова С. А. Вопросы совершенствования законодательства в области противодействия экстремизму в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2018. № 1. С. 107–111.
- Краснов поставил задачу противодействия вовлечению подростков в экстремизм в соцсетях — Текст электронный // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/20884225 (дата обращения 12.12.2024).
- В Херсонской области суд вынес приговор по уголовному делу о государственной измене и публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности — Текст электронный // Официальный сайт прокуратуры Херсонской области. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/news-state main?item=99644860 (дата обращения 12.12.2024).