Основные ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством в органах и учреждениях прокуратуры РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 09.04.2023

Статья просмотрена: 833 раза

Библиографическое описание:

Сыркина, Е. В. Основные ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством в органах и учреждениях прокуратуры РФ / Е. В. Сыркина, Е. С. Анисимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 247-251. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101363/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье проводится анализ правовой базы антикоррупционного законодательства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Производится оценка подходов к проблемному вопросу о реализации антикоррупционного законодательства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Анализируется специфичность ответственности за совершение правонарушения коррупционного характера и применения мер ответственности к прокурорским работникам. Излагается мнение о проблемном вопросе применения к работникам прокуратуры дисциплинарных взысканий за совершения правонарушений антикоррупционного характера.

Ключевые слова: органы прокуратуры, прокурорский надзор, коррупционные правонарушения, антикоррупционное законодательство, ответственность, дисциплинарные взыскания.

В настоящее время, когда мир развивается с каждой секундой и совершенствует правовые механизмы в соответствии с новыми реалиями, вопрос о противодействии коррупции стоит все также остро. На сегодняшний момент Правительство Российской Федерации, ставя вопрос о противодействии коррупции, как одной из угрожающих проблем безопасности страны принимает меры, вводящие ограничительные требования к поведению государственных служащих, в том числе работников органов и учреждений прокуратуры.

Рассматривая вопрос о противодействии коррупции с помощью ограничительных мер и запретов, следует обратиться к Федеральному закону «О противодействии коррупции», который понимает под противодействием коррупции «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [1].

Особая роль в сфере противодействия коррупции отводится органам прокуратуры РФ, поскольку именно на нее возлагаются функции надзора за соблюдением законодательно закрепленных требований, устанавливающих определенные ограничения и запреты в целях воспрепятствования деятельности, имеющей коррупционный характер. Любая деятельность, связанная с противодействием коррупции, должна иметь под собой, нормативно правовую базу, регламентирующую как базовые принципы, так и конкретные направления реализации полномочий надзорных органов в указанной сфере надзорной деятельности. В деятельности прокуратуры основными ведомственными актами, регламентирующими противодействие коррупции являются: ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 октября 2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочии в сфере противодействия коррупции» [8].

Так, статья 40.2 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, ограничения, которые распространяются на работников прокуратур, также она определяет запреты и обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и «Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В ст.17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [9], установлены запреты, касаемые прокурорских работников. Из них можно выделить запреты касаемые антикоррупционной направленности, а именно:

— участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

— осуществлять предпринимательскую деятельность;

— приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

— быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность;

— получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

— выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории России за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, по договоренности государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

— использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

Также необходимо указать обязанность прокурора, установленную ст. 20 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [9], которая возлагает на прокуроров обязанность ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять в кадровые службы сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (супруг и несовершеннолетние дети) в порядке, предусмотренном Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559 [10]. Данная обязанность, относится к числу антикоррупционных в силу того, что, предоставляя, отчет о своих доходах прокурор несет ответственность за свои материальные блага, а именно, как и каким образом он их получил.

Непредставление прокурором сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является серьезным правонарушением, влекущим увольнение прокурора со службы.

Не всегда работники органов и учреждений прокуратуры выполняют свои обязанности добросовестно. Множество случаев насчитывает судебная практика о том, что работники органов прокуратуры совершают антикоррупционные преступления. Следственный комитет РФ опубликовал статистику по коррупционным преступлениям за 2019 г. Среди обвиняемых 752 сотрудника МВД России, 181 сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний России, 84 сотрудника Федеральной службы судебных приставов России, 34 сотрудника Федеральной таможенной службы России, 51 сотрудник МЧС России, 9 сотрудников прокуратуры, 476 представителей органов местного самоуправления [11].

Ответственность за коррупционные правонарушения» представляет собой достаточно объёмную категорию, включающую в себя механизм применения в том числе административной и уголовной ответственности. Исходя, из того, что по части 1 статьи 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1] физические лица за совершение коррупционных правонарушений могут нести помимо дисциплинарной уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Если же механизм применения уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности представить еще возможно, то механизм применения дисциплинарной ответственности представить будет достаточно трудно.

Как раз для усовершенствования механизма применении служебной ответственности за коррупционные правонарушения, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» был дополнен тремя статьями, которые его конкретизируют, именно:

— статья 41.8 «Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»;

— статья 41.9 «Увольнение в связи с утратой доверия»;

— статья 41.10 «Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения» [2].

В пункте 1 статьи 41.8 «О прокуратуре Российской Федерации» за несоблюдение работником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о прокуратуре, Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 41.7 Закона о прокуратуре, в которой в пункте 1 устанавливается перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на прокурорских работников. Данная отсылка, является не совсем корректной, так как перечень взысканий за совершение коррупционных правонарушений должен быть ограничен по сравнению с установленными восемью видами дисциплинарных наказаний. Так как антикоррупционные правонарушения являются отдельным видом правонарушений, они содержат в себе больший вред, чем другие правонарушения и применять те виды, дисциплинарных наказаний, установленных в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», является не совсем справедливым.

При условии признания работника органов и учреждений прокуратуры совершения им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего органа прокуратуры по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого работника.

Здесь происходит смешение понятий, это свидетельствует пункт 8 статьи 41.10, в соответствии с которым в случае, если в течение одного года со дня применения взыскания работник не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1 статьи 41.7 Закона о прокуратуре, за исключением увольнения из органов прокуратуры, или взысканию, предусмотренному статьей 41.8, он считается не имеющим взыскания.

Но дело в том, что, данная статья 41.8 является отсылочной и корреспондирует ко всему разнообразию видов дисциплинарных наказаний, перечисленных в статье 41.7 Закона о прокуратуре, так происходит несостыковка данных норм.

В 2018 году комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов органов прокуратуры проведено 357 заседаний, на которых рассмотрены материалы в отношении 673 работников. При этом основаниями для заседаний послужили в том числе 138 фактов представления неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, 321 случай несоблюдения требований к служебному поведению и (или) урегулированию конфликта интересов. В результате работы указанных комиссий установлено 148 фактов недостоверности и неполноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 48 нарушений в сфере урегулирования конфликта интересов; привлечено к служебной ответственности 67 должностных ли.

К сожалению, данные о конкретных видах взысканий отсутствуют. Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что число привлеченных к ответственности прокурорских работников явно не корреспондирует количеству выявленных нарушений.

Но несмотря на дисциплинарные взыскания, существуют другие виды ответственности, которые были перечислены выше. Самым строгим видом ответственности является уголовная ответственность. В применении данной формы ответственности также возникают проблемы, одна из которых — большая латентность преступлений коррупционного характера в органах и учреждениях прокуратуры. Латентность обусловлена, прежде всего, согласительным характером большинства коррупционных преступлений, носящих форму сделки. Часть таких преступлений оказывается не выявленной в силу того, что не имеет прямой потерпевшей стороны, которая могла бы сообщить о них в компетентные органы.

Ярким примером служит дело помощника прокурора Симферопольского района Крыма. Ему вменялись три статьи УК РФ — п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 159. Он обвинялся в незаконной продаже наркотиков и покушении на мошенничество. По версии следствия, помощник прокурора дал обещание знакомому, что смягчит меру пресечения его теще. За содействие помощник прокурора потребовал 50 тысяч рублей. Исполнить свое обещание, он не успел — его задержали сотрудники ФСБ Крыма и Севастополя. Как сообщали в ГСУ СК РФ по Республике Крым и городу Севастополю, помимо мошенничества обвиняемый успел совершить еще одно преступление, связанное с продажей крупной партии наркотиков. Дело было возбуждено лично Владимиром Терентьевым, исполняющим обязанности руководителя крымского Следственного Комитета РФ, так как, по УПК РФ, уголовные дела, в которых фигурируют сотрудники прокуратуры, производятся по особому порядку [12]. Данное преступление, долгое время числилось в числе латентных преступлений, что давало препятствие для его раскрываемости.

Проблема латентности преступлений с коррупционным характером очень трудна и многогранна. Она должна решаться постепенно, применительно только самые проверенные механизмы разрешения таких преступлений. Также, можно привести в пример, как ученые-правоведы предлагают задачи, направленные на профилактику данной категории преступности:

1) выработка конкретных предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, позволяющие регистрировать и учитывать преступления коррупционной направленности в органах и учреждениях прокуратуры;

2) искоренение убежденности в безнаказанности сотрудников органов прокуратуры.

3) стимулирование сотрудников органов и учреждений прокуратуры в работе для того, чтобы не было соблазна пойти на преступление коррупционного характера [7].

Литература:

  1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция)/ (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/)
  2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (последняя редакция)/ (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/)
  3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 25.03.2011 № 79 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации». // Законность. № 6. 2010.
  4. Приказ Генпрокуратуры России от 04.10.2010 № 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации». // Законность. № 12. 2010
  5. Потапова Л. В. Проблема определения места органов прокуратуры РФ в системе разделения властей // Российский юридический журнал. 2005. № 4. С. 35.
  6. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс.
  7. Штакина Ю. А. Профилактика латентной преступности // Технологии, образование, наука: стратегия прорыва: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 06 марта 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 13–14. URL: https://apni.ru/article/512-profilaktika-latentnoj-prestupnosti
  8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 октября 2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочии в сфере противодействия коррупции»/ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405333623/
  9. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ
  10. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 15.01.2020) «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с «Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»)
  11. Генпрокуратура раскрыла статистику преступлений, совершённых сотрудниками правоохранительных органов [Электронный ресурс]. URL: http://infopressa.com/2018/10/31/genprokyratyra-raskryla-statistiky-prestyplenii-sovershennyh-sotrydnikami-pravoohranitelnyh-organov/ (дата обращения: 01.12.2022).
  12. Первое коррупционное СМИ/https://pasmi.ru/archive/282997/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, учреждение прокуратуры, коррупционный характер, взыскание, имущественный характер, противодействие коррупции, антикоррупционное законодательство, государственная гражданская служба, помощник прокурора, урегулирование конфликта интересов.


Похожие статьи

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения

Статья посвящена прокурорскому надзору за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. Прокурорский надзор является одной из главных функций прокуратуры и направлен на обеспечение законности деятельности государственных ор...

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.

Противодействие коррупции органами прокуратуры Российской Федерации посредством проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

Статья посвящена проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органами прокуратуры Российской Федерации. На основании теоретического анализа выявлены особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-пр...

Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые ...

О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменит...

Полномочия прокурора по надзору за исполнением проверки сроков дознания

В представленной статье рассматриваются полномочия прокурора за исполнением сроков дознания. Отмечается, что надзор прокурора в сфере досудебного производства имеет существенную специфику. В статье излагаются взгляды на реализацию прокурором надзорны...

Анализ проблем применения мер прокурорского реагирования за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и использовании ее результатов

В статье рассмотрены некоторые дискуссионные вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, исследованы проблемы оперативно-розыскной деятельности, а также проблемы прим...

Особенности и некоторые проблемные вопросы правового регулирования прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматриваются особенности правового регулирования прокурорского надзора на стадии предварительного расследования в формах предварительного следствия и дознания. Отмечена разница в перечне полномочий работников органов прокуратуры при осуще...

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Похожие статьи

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения

Статья посвящена прокурорскому надзору за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. Прокурорский надзор является одной из главных функций прокуратуры и направлен на обеспечение законности деятельности государственных ор...

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.

Противодействие коррупции органами прокуратуры Российской Федерации посредством проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

Статья посвящена проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органами прокуратуры Российской Федерации. На основании теоретического анализа выявлены особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-пр...

Проблема установления оптимального объема полномочий прокурора при осуществлении прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с деятельностью прокуратуры Российской Федерации при надзоре за органами предварительного следствия и дознания на стадии предварительного расследования. Выявляется некоторые ...

О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменит...

Полномочия прокурора по надзору за исполнением проверки сроков дознания

В представленной статье рассматриваются полномочия прокурора за исполнением сроков дознания. Отмечается, что надзор прокурора в сфере досудебного производства имеет существенную специфику. В статье излагаются взгляды на реализацию прокурором надзорны...

Анализ проблем применения мер прокурорского реагирования за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и использовании ее результатов

В статье рассмотрены некоторые дискуссионные вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, исследованы проблемы оперативно-розыскной деятельности, а также проблемы прим...

Особенности и некоторые проблемные вопросы правового регулирования прокурорского надзора на предварительном следствии

В статье рассматриваются особенности правового регулирования прокурорского надзора на стадии предварительного расследования в формах предварительного следствия и дознания. Отмечена разница в перечне полномочий работников органов прокуратуры при осуще...

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Задать вопрос