В данной статье рассматриваются основные направления противодействия экстремизму в Российской Федерации, в которой автор рассматривает современные методы противодействия экстремизму и предлагает методы совершенствования сформированного механизма борьбы.
Ключевые слова: экстремизм, противодействие, основные направления.
This article examines the main directions of countering extremism in the Russian Federation, in which the author examines modern methods of countering extremism and suggests methods for improving the formed mechanism of struggle.
Keywords: extremism, counteraction, main directions.
Экстремизм в последние годы стал одной из наиболее острых проблем, с которой сталкивается современное общество. В условиях глобализации и цифровизации, распространение экстремистских идей приобрело новые формы, затрагивая все слои населения, особенно молодёжь. В России данная проблема особенно актуальна, учитывая многонациональный состав населения, этнические и культурные различия. Угроза экстремизма ставит под вопрос стабильность государства, общественную безопасность и межэтническое согласие.
Цель исследования — анализ основных направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации, а также выработка рекомендаций по улучшению профилактических и правовых мер в данной сфере. Задачи исследования включают:
– изучение причин и факторов, способствующих развитию экстремистских настроений в России;
– анализ правовых мер, направленных на борьбу с экстремизмом;
– обзор профилактических мероприятий, реализуемых государственными и общественными институтами;
– рассмотрение международного опыта противодействия экстремизму и его возможной адаптации в РФ.
Под экстремизмом обычно понимается совокупность радикальных убеждений и действий, направленных на подрыв общественного порядка, дестабилизацию государства, а также разжигание межнациональной, религиозной или политической вражды. В Российской Федерации противодействие экстремизму регулируется законодательством, включая Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет экстремистские действия и устанавливает меры по их пресечению. Противодействие экстремизму включает в себя не только законодательные меры, но и профилактические и образовательные инициативы, направленные на предотвращение радикализации граждан.
В Российской Федерации существует комплекс нормативных актов, регулирующих противодействие экстремистской деятельности. Основным из них является Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который устанавливает понятие экстремизма, регулирует меры наказания и определяет полномочия государственных органов в данной сфере. Кроме того, статьи Уголовного кодекса РФ и административного законодательства предусматривают ответственность за пропаганду экстремизма, разжигание ненависти и прочие действия экстремистского характера. Эти меры позволяют государству формировать систему комплексного подхода к проблеме экстремизма.
Экстремистские настроения часто находят поддержку в условиях социального и экономического неравенства. Социальная и финансовая нестабильность, безработица, особенно среди молодежи, усиливают ощущение несправедливости и могут способствовать радикализации. Молодые люди, не видящие перспектив для самореализации и социального роста, могут быть подвержены влиянию радикальных идей, предлагающих решения их проблем через борьбу с существующим устройством государства и общества.
Политические разногласия и отсутствие доверия к государственным институтам также являются значимыми факторами, способствующими экстремизму. Недовольство политической ситуацией, ощущение ущемления прав и свобод, недостаток диалога между властью и гражданским обществом могут подтолкнуть определённые группы населения к радикальным действиям. В условиях, когда люди не видят законных способов выразить свое несогласие, они могут обращаться к экстремистским идеологиям как к единственному средству протеста.
Россия является многонациональным государством, где живут представители различных этнических и религиозных групп. Это многообразие создаёт культурное богатство, но иногда также становится почвой для конфликтов. В местах, где отсутствуют прочные межэтнические связи и преобладают стереотипы и предвзятость, возникают напряженные отношения, которые могут перерасти в экстремистские действия. Пропаганда национального превосходства или культурного исключения часто служит основой для экстремистских движений, нацеленных на дискриминацию или подавление определённых групп.
С развитием интернета и социальных сетей экстремистские идеи стали легко доступными и широко распространенными. Социальные платформы позволяют радикальным группировкам распространять свою идеологию, привлекать сторонников и организовывать акции, обходя традиционные каналы коммуникации. Специфика интернета — анонимность и скорость распространения информации — усложняет борьбу с экстремистской пропагандой и делает её более влиятельной, особенно среди молодёжи, которая проводит много времени в сети.
Психологические особенности личности, такие как склонность к агрессии, низкая социальная адаптация или чувство обособленности, могут увеличить вероятность вовлечения в экстремистские движения. Подростки и молодёжь, особенно те, кто переживает личные кризисы, легче поддаются радикализации, так как экстремистские группы часто предлагают им чувство значимости и принадлежности к сообществу.
Таким образом, понимание и анализ причин и факторов распространения экстремизма в РФ являются важной основой для разработки эффективных мер противодействия этой угрозе.
Одной из ключевых стратегий противодействия экстремизму в России являются законодательные меры. Основным нормативным актом, регулирующим борьбу с экстремистской деятельностью, является Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Этот закон устанавливает понятие экстремизма, определяет виды экстремистской деятельности и меры ответственности за нее, а также полномочия государственных органов в сфере борьбы с экстремизмом. Также важную роль играют статьи Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающие наказание за пропаганду экстремизма, разжигание ненависти и совершение других экстремистских действий.
Кроме того, деятельность таких органов, как Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Министерство внутренних дел (МВД), направлена на выявление, пресечение и предупреждение экстремистской деятельности. Эти структуры проводят оперативно-розыскные мероприятия, мониторинг информации в сети интернет, выявляют и блокируют экстремистские материалы. Однако существует ряд ограничений и вызовов, связанных с правоприменением: сложности в доказательстве вины, необходимость соблюдения баланса между обеспечением безопасности и защитой прав и свобод граждан.
Профилактическая работа в образовательных учреждениях играет важную роль в предотвращении экстремистских проявлений, особенно среди молодежи, которая наиболее подвержена влиянию радикальных идей. В российских школах и университетах проводятся лекции и тренинги, направленные на формирование у молодежи толерантности, уважения к культурному многообразию и критического отношения к экстремистским идеям.
Образовательные программы включают в себя занятия по правам человека, истории и культуре разных народов России, тренинги по развитию навыков критического мышления и информационной безопасности. Большую роль играют и программы молодежного добровольчества, спортивные и культурные мероприятия, направленные на развитие социальной активности, что помогает создавать положительные модели поведения и снижать вероятность вовлечения молодежи в экстремистские движения.
С развитием цифровых технологий и интернета экстремизм нашел благодатную почву для распространения через онлайн-ресурсы и социальные сети. В ответ на это государство активно внедряет информационные меры по борьбе с экстремизмом в виртуальной среде. Роскомнадзор и другие регулирующие органы проводят мониторинг и блокировку сайтов и аккаунтов, распространяющих экстремистские материалы. Важной частью этой работы является создание и поддержание черных списков сайтов, где размещается запрещенный контент.
Кроме того, используются современные технологии, такие как искусственный интеллект и анализ больших данных, для выявления подозрительных активностей и потенциальных угроз. Некоторые социальные сети и мессенджеры также внедряют автоматические системы фильтрации и модерации контента, чтобы препятствовать распространению экстремистских идей.
Помимо государственных органов, значительную роль в противодействии экстремизму играют общественные организации и религиозные институты, которые имеют значительное влияние на население и проводят работу по профилактике экстремизма на уровне местных сообществ. Общественные и религиозные лидеры оказывают влияние на мировоззрение граждан и способствуют развитию толерантности и межкультурного диалога. Совместные мероприятия, такие как форумы, конференции и дискуссионные клубы, способствуют открытой дискуссии и информированности граждан по вопросам экстремизма и радикализации.
Религиозные организации, в свою очередь, ведут просветительскую работу, развенчивая экстремистские трактовки религиозных доктрин, что помогает предотвратить вовлечение в радикальные группы людей, склонных искать в религии ответы на свои жизненные вопросы.
Эти направления работы создают многоуровневую систему противодействия экстремизму, которая включает законодательные, профилактические, информационные и социальные меры. Только комплексный подход может дать эффективные результаты в борьбе с данной угрозой.
В разных странах мира разработаны и применяются эффективные методы противодействия экстремизму, которые могут быть полезны и для России. К примеру:
– Европейский Союз: страны ЕС применяют комплексные меры, включая образовательные программы по развитию критического мышления у молодежи, поддержку многообразия, а также активный мониторинг экстремистской деятельности в интернете. Организация Евроюст способствует обмену информацией и координации правоохранительных органов между странами-членами, что помогает пресекать трансграничные экстремистские сети.
– Соединенные Штаты Америки: в США акцент сделан на профилактике и раннем выявлении экстремистских настроений через программы вовлечения местных сообществ. Поддержка НКО и волонтерских движений позволяет правительству вовлекать граждан в профилактическую работу, создавая инициативы для уязвимых групп. Действуют образовательные программы и мониторинг экстремистской активности в интернете, а также мощная инфраструктура аналитики данных, которая помогает отслеживать потенциальные угрозы.
– Германия: Германия использует комплексную программу противодействия экстремизму, включая такие меры, как центры реабилитации для лиц, проявляющих склонность к экстремистским взглядам. Власти также поддерживают консультационные центры, где могут обращаться семьи и друзья людей, которых затронула радикализация. Поддерживаются общественные организации, которые ведут превентивную работу в молодежной среде.
– Скандинавские страны: Швеция, Норвегия и Дания делают акцент на программах дерадикализации и реабилитации для тех, кто уже был вовлечен в экстремистскую деятельность. Они предлагают поддерживающие программы, направленные на помощь таким людям в возвращении к нормальной жизни, используя психологическую поддержку и образовательные программы, адаптированные под местные сообщества.
Многие из описанных мер могут быть адаптированы и применены в России с учётом её культурных и социальных особенностей. Некоторые из возможных шагов:
– Программы дерадикализации и реабилитации: Введение центров реабилитации и программ социальной адаптации, особенно для лиц, которые участвовали в экстремистской деятельности или подвержены её влиянию, может помочь в их возвращении в общество. Опыт Германии и скандинавских стран показывает, что подобные программы снижают вероятность повторного вовлечения в радикальные движения.
– Сотрудничество с общественными и религиозными организациями: Использование американского и европейского опыта работы с НКО и общественными организациями может помочь России усилить превентивные меры. Создание сети общественных организаций, поддерживающих профилактическую работу с молодежью, может стать эффективным инструментом для снижения экстремистских настроений.
– Образовательные программы и медиаграмотность: европейский опыт демонстрирует эффективность образовательных программ, направленных на формирование критического мышления, толерантности и медиаграмотности. Внедрение в российские образовательные учреждения курсов, посвященных медиаобразованию и безопасности в интернете, поможет молодежи критически оценивать информацию, что снижает вероятность попадания под влияние экстремистских идей.
– Технологии мониторинга экстремистской активности в интернете: использование технологий, таких как анализ больших данных и искусственный интеллект, может усилить возможности правоохранительных органов в выявлении потенциальных экстремистских угроз. Опыт США и стран ЕС может быть полезен для разработки систем мониторинга и анализа данных, с учётом национальных особенностей российского интернета.
Для успешного противодействия экстремизму важно международное сотрудничество. Россия уже сотрудничает с ООН и Интерполом, однако расширение этого взаимодействия может усилить противодействие трансграничным экстремистским группам. Обмен опытом и передовыми практиками, участие в международных конференциях и программах обмена позволит российским специалистам учиться на опыте зарубежных коллег и адаптировать лучшие практики к российским условиям.
Адаптация лучших мировых практик, с учётом специфики российского общества, может повысить эффективность мер противодействия экстремизму, что в долгосрочной перспективе укрепит общественную стабильность и безопасность.
На основе проведённого исследования можно сделать вывод, что противодействие экстремизму в Российской Федерации требует многоуровневого и комплексного подхода. Рассмотренные направления — законодательные меры, профилактическая работа в образовательной и молодежной среде, информационная безопасность, использование международного опыта — позволяют создать более эффективную систему борьбы с экстремизмом. Однако каждый из этих аспектов требует дальнейшего совершенствования и адаптации к текущим вызовам и угрозам.
Существующая система противодействия экстремизму в России достигла определённых успехов, но также сталкивается с рядом ограничений и вызовов. Законодательная база РФ обеспечивает основную правовую защиту от экстремистских проявлений, однако некоторые нормы требуют обновления для учета современных реалий, таких как цифровая радикализация и активное использование социальных сетей экстремистскими группами. Профилактические меры, особенно в образовательных учреждениях, положительно влияют на молодёжь, но нуждаются в расширении и углублении с учетом региональных и этнических особенностей.
Для повышения эффективности системы противодействия экстремизму в России можно предложить следующие рекомендации:
– Модернизация правовой базы: включение норм, регулирующих противодействие цифровому экстремизму, и более чёткое определение ответственности за распространение экстремистских материалов в интернете.
– Усиление профилактической работы среди молодежи: расширение образовательных программ по формированию критического мышления, медиаграмотности и межкультурной толерантности. Включение в школьные и университетские программы курсов, направленных на развитие уважения к различиям и устойчивости к экстремистским идеям.
– Технологическое развитие мониторинга и аналитики: использование технологий искусственного интеллекта и анализа больших данных для мониторинга интернет-ресурсов и социальных сетей на предмет распространения экстремистского контента. Также полезно развивать программы по предотвращению цифровой радикализации, с вовлечением ИТ-специалистов и платформ для социальных сетей.
– Расширение международного сотрудничества: углубление сотрудничества с международными организациями, такими как ООН, Интерпол и Европол, а также участие в программах обмена опытом с зарубежными странами, которые успешно применяют свои методы борьбы с экстремизмом. Это поможет России использовать лучшие мировые практики в собственных условиях.
В заключение стоит отметить, что противодействие экстремизму — это постоянный процесс, который требует не только эффективных правовых и силовых мер, но и изменений на уровне культуры и общественного сознания. Объединение усилий государства, образовательных учреждений, общественных организаций и религиозных лидеров поможет сформировать в обществе атмосферу, в которой экстремистские идеи не смогут укорениться и распространиться. Только комплексный и системный подход позволит обеспечить безопасность и стабильность, способствуя укреплению гражданского единства и взаимоуважения в многонациональном обществе России.
Литература:
- Федеральный закон № 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Доступен в сети Интернет: [www.consultant.ru] (https://www.consultant.ru/).
- Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Доступен в сети Интернет: [www.consultant.ru] (https://www.consultant.ru/).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Белкин, А. А. Противодействие экстремизму в молодежной среде: правовые и организационные аспекты // Молодой ученый. — 2020. — № 24. — С. 302–306. Доступно в сети Интернет: [moluch.ru](https://moluch.ru/).
- Викулов, С. С., Горшков, А. В. Экстремизм и терроризм: правовая политика и практика противодействия // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2021. — № 4. — С. 50–56.
- Власова, Е. В. Профилактика экстремизма в образовательных учреждениях: региональный опыт // Образование и право*. — 2019. — № 8. — С. 75–78.
- Габов, А. В. Правовые и организационные проблемы борьбы с экстремизмом в России // Государственная служба и кадры. — 2019. — № 2. — С. 52–57.
- Ларина, И. Ю., Зубов, В. Г. Социально-психологические факторы, влияющие на распространение экстремизма среди молодежи // Социологические исследования*. — 2021. — № 2. — С. 98–104.
- Сулейманов, Р. Р. Интернет и социальные сети как площадки распространения экстремистских идей в современной России // *Вопросы безопасности*. — 2020. — № 6. — С. 66–70.
- Фомин, А. А. Противодействие распространению экстремизма в интернете: международный и российский опыт // Право и государство: теория и практика*. — 2019. — № 12. — С. 49–54.
- Цветков, В. А. Дерадикализация как метод борьбы с экстремизмом: международный опыт и перспективы для России // Безопасность Евразии*. — 2021. — № 1. — С. 123–130.
- Шамсутдинова, Е. В., Мансуров, А. Р. Правовое регулирование деятельности по борьбе с экстремизмом в РФ: состояние и перспективы развития // Вестник экономики, права и социологии*. — 2020. — № 3. — С. 110–115.
- Чернявская, Н. Г. Проблемы противодействия экстремизму и терроризму в условиях глобализации // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2020. — № 4. — С. 93–100.
- Юрченко, О. В. Государственные и общественные меры противодействия экстремизму в России // Право и политика*. — 2019. — № 2. — С. 89–95.
- Отчет Евроюста за 2021 год о противодействии терроризму и экстремизму в Европе // Доступен в сети Интернет: [eurojust.europa.eu] (https://www.eurojust.europa.eu/).
- Актуальные проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации: учебное пособие / [Дёмин Г. И., Снеговой А. В., Щукин В. М., Балаева Д. Р.]; Академия управления МВД России. — Москва: Академия управления МВД России, 2022. — 103 с
- Кузьмин, А. В. Профилактика экстремизма: от криминологической к социально-культурной концепции: монография / А. В. Кузьмин. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2017. — 91 с.
- Селиверстов, С. А. Предупреждение экстремизма органами внутренних дел: монография / С. А. Селиверстов; Федеральное государственное казённое учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт» Министерства внутренних дел Российской федерации. — Москва: ВНИИ МВД России, 2017. — 303 с.
- Оразалиев, А. М. Организационный опыт деятельности полиции стран Западной Европы и США по предупреждению криминальных проявлений исламского экстремизма: дисс.... канд. юрид. наук: 12.00.11. — Москва, 2007. — 224 с.