В 1995 году был принят указ Президента под номером № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». Целью, которого, было предупреждение и борьба с проявлениями фашистской идеологии в России.
На основании данного указа была создана комиссия, при Президенте России, которая и дала определение фашизму, указала и перечислила все действия, которые на основании данного указа попадали под термин — фашизм. Но что, интересно были сделаны выводы, что все действия ельцинского режима и правления и попадали под термин и определение — фашистский режим. Но, к сожалению, результаты исследования не были выгодны заказчиками и не были доведены до всей общественности. И было принято решение, приостановить работу комиссии.
Следующим этапом формирования правовых основ противодействия экстремистской деятельности стал доклад, который был составлен по просьбе администрации Президента общественным фондом, на тему: «Информатика для демократии», цель данного доклада — изучение проблем политического экстремизма в России. Именно данный доклад и служил основной федеральной программы, цель которой была сформулирована следующим образом: разработка мероприятий по противодействию политическому и религиозному экстремизму в России. Данная программа была составлена на короткий срок всего два года — 1999 и 2000 года. Программа была принята — Министерством Юстиции и одобрена Правительством России. На основе данной Программы были разработаны и приняты следующие законы: «О запрещении нацистской символики» и «О противодействии политическому экстремизму», данные законы были направлены на рассмотрение в Государственную Думу.
В законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» дается следующее определение экстремизма [1]:
1) экстремистская деятельность (экстремизм):
– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность и т. д.
Также приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», закреплено, что на основе анализа состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в том числе о приоритетном порядке принятия профилактических мер. Считать надзор за исполнением указанного законодательства одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры. Особое внимание уделять обеспечению постоянного и эффективного надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и их территориальных органов, в том числе за своевременностью, полнотой, законностью и обоснованностью принимаемых ими мер по выявлению и пресечению экстремистских проявлений.
Для пресечения и предупреждения правонарушений необходимо в полной мере использовать имеющиеся полномочия, предусмотренные ст. 6–11 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»: объявление предостережения и вынесение предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, обращение в суд с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения, иной организации и запрещении их деятельности, о прекращении деятельности средства массовой информации.
При реализации мер уголовно-правового характера по противодействию экстремистской деятельности необходимо обеспечить надзор за законностью и обоснованностью принятия правоохранительными органами решений по материалам, заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях экстремизма, а также задержанием лиц, осуществляющих экстремистскую деятельность; соблюдением законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченными органами, легализации полученных результатов и использовании их при расследовании уголовных дел; исполнением требований закона об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.
При выявлении нарушений закона требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования.
В организации надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности при наличии оснований использовать возможности взаимодействия с негосударственными организациями, общественными и религиозными объединениями, политическими партиями.
В необходимых случаях предавать гласности принимаемые органами прокуратуры меры по предупреждению и пресечению экстремизма.
Таким образом, положения данного приказа, предоставляют широкий перечень полномочий прокурорам для противодействия экстремизму, в основе из которых лежит усиление надзорных функций в отношении государственных органов, деятельность которых направлена на противодействие экстремизму.
Так же приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека», закрепляет необходимость в полной мере использовать предоставленные федеральным и региональным законодательством полномочия для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности.
Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
А также позицию, что в надзорных действиях руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Наличие коллизий в праве различных государств порождает проблемы в организации правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети.
В последние годы был разработан ряд федеральных законов, которыми введена уголовная ответственность за финансирование экстремизма (статья 282.3 УК РФ), нормативно закреплён порядок досудебной блокировки интернет-сайтов, распространяющих экстремистский контент; законодательно запрещены анонимные денежные переводы; установлена административная ответственность владельцев сайтов или страниц в сети Интернет (блогеров), ежесуточная посещаемость которых составляет более трёх тысяч пользователей, за размещаемый контент [2].
Кроме того, организация правового обеспечения проводится в рамках Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации (образована Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 года № 988), в состав которой включены представители 16 федеральных министерств и ведомств [3]. Организуется сотрудничество на антиэкстремистском направлении с правоохранительными органами государств СНГ.
Таким образом, предлагается:
- уточнить правовое и уголовно-процессуальное разграничение компетенции правоохранительных органов в сферах борьбы с экстремизмом.
- Ужесточить санкции по ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, предусматривающим уголовную ответственность за совершение преступлений экстремистского характера, для возможности осуществления ряда оперативно-розыскных и следственных мероприятий, предусмотренных за совершение только тяжких и особо тяжких преступлений.
- Заключить международные договоры с рядом исламских государств (Саудовской Аравией, Афганистаном, Пакистаном, Йеменом, Кувейтом, Сирией, Турцией, Суданом, Малайзией, Катаром), где предусмотреть: отказ в выдаче въездной визы гражданам Российской Федерации при отсутствии соответствующего разрешения государственных органов субъектов Российской Федерации и их депортация в установленном порядке.
По результатам исследования можно выделить положительные черты законодательства, которые позволяют совершенствовать организацию правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма.
Однако, существуют и проблемы — недостаточная разработанность терминологии в законодательстве отдельных государств, что создает проблемы во взаимодействии служб отдельных государств в сфере организации правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети.
Рекомендации по профилактике экстремизма в законодательной сфере включают в себя:
– законодательно уточнить само понятие «экстремизм», разработать мероприятия по предотвращению экстремизма;
– подвергнуть экспертизе, действующие, а также разработать новые федеральные акты и законы, и другие правовые акты в сфере культурной и миграционной политики противодействия экстремизму [4].
Экстремизм представляет серьезную угрозу стабильности и безопасности страны в целом.
Литература:
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3031.
- Мельникова Д.П. Правовое регулирование экстремистской деятельности в сети интернет. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/151/2191.
- Указ Президента РФ от 26.07.2011 N 988 (ред. от 17.02.2016) «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»).
- Карпов А.В. Механизм противодействия экстремизму в Российской Федерации посредством конституционно-правовых гарантий равноправия и самоопределения народов / А.В.Карпов, В.В.Ломакин // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 11. - С.17-29.