Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 04.03.2022

Статья просмотрена: 3048 раз

Библиографическое описание:

Саркаров, А. К. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации / А. К. Саркаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89264/ (дата обращения: 17.12.2024).



Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации носит сложный и многогранный характер и связана с защитой конституционного порядка, прав и свобод человека и гражданина от внешних и внутренних угроз. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, под национальной безопасностью РФ понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации» [3].

Существенную угрозу национальной безопасности РФ представляет наиболее опасная форма организованной преступности — экстремизм. Распространение экстремистских идей в такой многонациональной стране, как Россия будет нести угрозу мирному сосуществованию разных этнических и социальных групп, что может привести к тяжелым и необратимым последствиям. Поэтому в настоящее время противодействие экстремизму как «идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности» [3]. Президент РФ В. В. Путин в одном из свои выступлений, отметил, что «распространение экстремистских идей в такой многонациональной стране, как Россия, будет иметь тяжелые и необратимые последствия» [5], и указал на то, что экстремизм несёт угрозу национальной безопасности и затрагивает все основные сферы общественной жизни — политическую, экономическую и социальную.

В Российской Федерации за последние годы предпринимаются активные меры, закрепляющие правовые, организационные основы противодействия экстремисткой деятельности (действует ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ О противодействии экстремисткой деятельности», принят Указ Президента от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», а также в структуре МВД создано Главное управление по противодействую экстремизму). Несмотря на предпринятые меры количество преступлений экстремисткой направленности за 2021 год возросло в России почти на 25 % по сравнению с 2020 годом.

Проанализировав криминологическую обстановку в Российской Федерации, связанную с распространением экстремисткой преступности, можно прийти к такому выводу:

1) различного рода общественные движения и объединения (благотворительные, религиозные организации, спортивные секции) создаются на законной основе, но на практике реализуют экстремистские цели.

2) молодёжь в возрасте от 14 до 30 лет участвуют в организованных массовых экстремистских акциях и объединяются в неформальные молодёжные организации экстремистской направленности. Члены этих молодёжных объединений пытаются объединить в своих рядах единомышленников, а также лиц ранее судимых. Они все чаще вооружаются и используют огнестрельные и другие виды оружия для достижения своих целей.

3) необходимо отметить стремление представителей ряда радикальных партий, общественных движений и объединений манипулировать в своих политических целях членами неформальных молодёжных организаций и даже использовать их в качестве боевых структур.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о критической криминальной ситуации в сфере экстремистской преступности. Президент Российской Федерации в своём выступлении в Совете Безопасности подчеркнул, что «нужно последовательно, глубоко и настойчиво заниматься профилактикой экстремизма, искоренять даже предпосылки для его проявления» [5]. Он призвал правоохранительные органы своевременно выявлять причины, способные спровоцировать конфликты на национальной, социальной или религиозной почве. В Указе «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» им были обозначены три основные направления противодействия экстремизму: повышение внимания к межнациональным отношениям, работа с молодежью и совершенствование миграционной политики. Для решения поставленных задач по противодействию экстремизму необходим комплексный подход, хорошо знать о состоянии дел в каждом конкретном субъекте, нужно постоянно анализировать отношения между различными национальными и социальными группами.

Существующая система правоохранительных органов, направленная на противодействие экстремисткой деятельности, весьма разнообразна, в ней нет иерархичности, правоохранительные органы выполняют схожие функции, что на практике часто проводят к спорам о компетенции. С нашей точки зрения, для противодействия экстремизму нужно образовать специальный правоохранительный орган, который будет координировать деятельность органов государственности власти и местного самоуправления по борьбе с экстремизмом, а также иметь возможность напрямую обращаться к Президенту РФ с соответствующими предложениями. Главной задачей этого органа должно стать: создание эффективных механизмов противодействия экстремистским угрозам, предусматривающая своевременное информирование населения и установление пятиуровневой системы опасности, где каждому из уровней соответствует разработанный комплекс общих и специальных мер, направленных на борьбу с экстремизмом.

Особенно актуальным в сфере борьбы с экстремизмом остаётся проблема совершенствования и упорядочивания правового массива. В настоящее время в данной сфере действуют множество актов разного уровня, отдельные положения которых зачастую дублируют, а в ряде случаев и противоречат друг другу. Для решения этой проблемы целесообразным будет систематизировать действующее законодательство, опираясь на сложившуюся ситуацию и на опыт борьбы с экстремизмом. Все законы должны соответствовать современным реалиям и чётко регламентировать порядок взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления в борьбе с этим страшным социальным явлением — экстремизмом

Подводя итог, можно полагать, что динамика мировых процессов, социально-экономическое развитие нашего общества требует от государств точечных и слаженных действий, с этой целью нужно развивать сотрудничество на международной арене. Каждое государство должно постоянно совершенствовать методы борьбы с экстремисткой преступностью внутри своего общества. «Ключевыми направлениями по противодействию экстремисткой деятельности в РФ являются комплексное решение проблем социальной сферы, реализация национальных проектов, преодоление расслоения населения, духовное оздоровление общества, а также обеспечение необходимого экономического, в том числе военного и промышленного потенциала» [1, С. 11]. Государство должно поддерживать культуру и самобытность народов, противодействовать вербовке молодёжи в виртуальном пространстве, нужно правильно организовать досуг молодёжи, воспитывать у них чувства патриотизма и умение противостоять социально опасному поведению. Цитируя слова нашего Президента, нужно сказать, что «участвовать в борьбе с экстремизмом нужно не разрозненно, а единым фронтом, действовать на опережение для предупреждения проявлений экстремизма, вместе вести просветительскую работу, в том числе в интернете, создавать условия для укрепления мира и согласия в обществе» [5].

Литература:

1. Патрушев Н. П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России. // Журнал российского права. 2007. С. 3–12.

2. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: URL: https://student2.consultant.ru/

3. «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753) (ред. от 29.05.2020) Режим доступа: URL: https://legalacts.ru/doc/strategija-protivodeistvija-ekstremizmu-v-rossiiskoi-federatsii-do/

4. Выступление В. В. Путина в Совете Безопасности от 29.05.2020 г. Режим доступа: URL: https://tass.ru/politika/1586366

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, национальная безопасность, экстремизм, Россия, местное самоуправление, многонациональная страна, национальная безопасность РФ, орган, Президент РФ, противодействие.


Задать вопрос