Экстремизм как угроза государственной целостности Российской Федерации
Автор: Садретдинов Олег Евгеньевич
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2017)
Дата публикации: 03.11.2017
Статья просмотрена: 29299 раз
Библиографическое описание:
Садретдинов, О. Е. Экстремизм как угроза государственной целостности Российской Федерации / О. Е. Садретдинов. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13217/ (дата обращения: 17.12.2024).
Сегодня, развитие мировой политики и международных отношений между государствами протекают в условиях противоречивых процессов, что в свою очередь делает уязвимыми участников этих процессов перед лицом как традиционных, так и новых вызовов, и угроз. Несмотря на достижения в социальной, экономической, технологической, научной и иными сферами, достижениями в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, остается по-прежнему актуален вопрос создания механизмов регулирования мирового порядка как гаранта решения новых проблем, не поддающихся урегулированию военным путем. К таким проблемам можно отнести последствия распада многонациональных государств, ненадежность институтов ООН в обеспечении глобальной безопасности, сепаратизм, международная организованная преступность, рост этнического и религиозного экстремизма [1]. Указанные проблемы оказывают непосредственное влияние на суверенитет и территориальную целостность государств. Для России, как многонационального государства, экстремизм особенно опасен, поскольку угрожает мирному сосуществованию разных этнических и социальных групп, посягает на основные принципы государственного устройства [2]. В соответствии со Стратегией противодействия экстремизму одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране [3]. Согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремизмом понимается насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, а также возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни [4].
В стратегии национальной безопасности Российской Федерации закреплены основные угрозы государственной и общественной безопасности которыми является [5]:
1) деятельность экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
2) деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
3) деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе.
В научной литературе можно встретить такое определение экстремизма: «Экстремизм представляет собой совокупность общественно опасных деяний, которым можно только противодействовать. Исходя из этого, можно утверждать, что экстремизм — это исключительно нечто запрещенное законом» [6]. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. определяет экстремизм как какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организацию в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон [7]. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1344 (2003) «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе», обращая внимание на необходимость законодательного ограничения свободы выражения мнений, собраний и объединений, для целей борьбы с экстремизмом подчеркивает, что независимо от своей природы экстремизм представляет собой форму политической деятельности [8]. В ч. 2 примечания к ст. 282.1 УК РФ под преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ [9].
Таким образом, в наиболее общем виде экстремизм определяется как идеология и практика использования крайних, противозаконных мер для достижения поставленных целей, связанных с нарушением неотъемлемых конституционных прав граждан, интересов общества и государства. По сути, экстремистская деятельность направлена на нарушение большинства норм, предусмотренных Конституцией РФ. Основы конституционного строя России закреплены в Конституция РФ в которой определяются правовой статус личности, федеративное устройство, систему, компетенцию органов государственной власти, которые принимают участие в обеспечении национальной безопасности [10]. Конституция Российской Федерации является системообразующим нормативным правовым актом для формирования и развития всех без исключения отраслей права и, в частности, тех, которые имеют наиболее важное значение в обеспечении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. В статье четвертой Конституции РФ получило свое закрепление такое свойство государственной власти, как неделимость. Конституция РФ регламентирует два важнейших признака суверенного государства — это целостность и неприкосновенность, которые в свою очередь отнесены к вопросам исключительного ведения Российской Федерации [11]. Целостность государства — один из атрибутивных признаков государственного суверенитета, его неделимости. Как уже выше было отмечено, целостность государства обеспечивается самой Российской Федерацией. Следовательно, нарушение целостности — это деяние, направленное против государственного строя или, иными словами, преступление против государства.
Сегодня экстремизм, как одна из основных угроз целостности государства, является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране, угрожают национальной безопасности Российской Федерации. Исходя из основных угроз, выделенных в стратегии национальной безопасности Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что экстремизм — это деятельность различных организаций и структур оказывающая влияние на суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, и являющимся источником угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В Военной доктрине Российской Федерации, отмечаются такие военные опасности и угрозы как распространение сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма, а также подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации [12]. В Российской Федерации государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и противодействия экстремизму обеспечивается силами органов ФСБ России, Министерством обороны, Генеральной прокуратурой, МВД, Следственным комитетом во взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Законодательная основа по противодействию экстремизму в Российской Федерации составляет более 21 федерального закона, 5 Постановлений Правительства Российской Федерации, 15 ведомственных приказов [13]. По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации при общем снижении количества зарегистрированных преступлений на территории Российской Федерации снизилось на 36,4 % количество преступлений террористического характера, но возросло на 12,3 % число преступлений экстремистской направленности. В указанных общих сведениях о состоянии преступности в Российской Федерации за первое полугодие 2017 года, преступлений экстремистской направленности зарегистрировано 247 [14].
По данным Министерства Внутренних Дел Российской Федерации за первое полугодие 2017 года зарегистрировано 507 преступлений террористического характера (-28,3 %) и 421 преступление экстремистской направленности (+7,9 %). По регионам преступлений экстремисткой направленности больше всего зарегистрировано: г. Москва, Свердловская область, Республика Дагестан, Московская область, Алтайский край, Кировская область [15]. Согласно последнему обзору судебной практики ВС, в России зафиксирован рост экстремистских преступлений. Так в 2012 году в суды по всей стране поступило 260 уголовных дел, в 2013 году — 402, в 2014 году — 485, в 2015 году — 544, в 2016 году — 830 дел [16]. Одним из приоритетных направлений по противодействию религиозному экстремизму является выявление фактов проникновения на территорию региона членов исламских экстремистских и террористических организаций (объединений), а также распространения идеологии радикального ислама [17].
Таким образом, экстремизм сегодня для России это одна из основных угроз как для конституционного строя, так и для территориальной целостности. Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности, обеспечения территориальной целостности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования выявления, пресечения, предупреждения, экстремизма (в том числе в информационной сфере), развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом. Также Российской Федерации необходимо в соответствии с международными договорами развивать сотрудничество в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом, совершенствовать законодательство по противодействию деятельности экстремистских сообществ.
Литература:
- Чернядьева Н. А. Конвенционная модель терроризма в универсальных соглашениях ООН // Российский ежегодник международного права — 2014. СПб.: Россия — Нева. 2015. С. 217–235;
- Смушкин А. Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС КонсультантПлюс. 2015. С.3;
- «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753. Документ опубликован не был;
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031;
- Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1. Ст. 212;
- Хлебушкин А. Г. Совершенствование борьбы с организованной преступностью, коррупцией и экстремизмом. М., 2008. С. 29;
- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // СЗ РФ. 2003. № 41. Ст. 3947;
- Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 1053-О / Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кочемарова Владислава Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 1 и части третьей статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // «Вестник Конституционного Суда РФ». 2014. № 2. Ст.3;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954;
- Дмитриев Ю. А. «Конституция Российской Федерации / Доктринальный комментарий» 2-е издание, измененное и дополненное // «Статут». 2013. С.472;
- «Конституция Российской Федерации» принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Военная доктрина Российской Федерации утв. Президентом РФ 2014. № Пр-2976. // РГ. 2014. № 298. Ст.13;
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 1;
- Сборник преступности в России за первое полугодие 2017 года. / Генеральная Прокуратура Российской Федерации. Главное организационно-аналитическое управление. Управление правовой статистики состояние. // № 4-ЕГС. стр.7, 32,34;
- Состояние преступности в России. Министерства Внутренних Дел Российской Федерации. / ФКУ «Главный Информационно-аналитический центр». стр.8,9,11;
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 в ред. от 03.11.2016 / О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности // РГ. 2012. № 35. Ст.9;
- Аналитическая записка о ходе реализации долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений 2014–2015 годы» за 2016 год // //URL:https://www.nso.ru/sites/test.new.nso.ru/wodby_files/files/imce/otchet_po_dcp_profilaktika_pravonarusheniy_za_2016_god.pdf.