Промышленный шпионаж как угроза экономической безопасности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.11.2019

Статья просмотрена: 3007 раз

Библиографическое описание:

Воробьева, М. А. Промышленный шпионаж как угроза экономической безопасности предприятия / М. А. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 353-356. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64528/ (дата обращения: 23.11.2024).



В условиях современных рыночных отношений, острой конкуренции, зачастую недобросовестной, достижение необходимого уровня экономической безопасности субъекта экономики бывает проблематичным по причине существования такого негативного фактора, как промышленный шпионаж.

Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, посредством которой осуществляется незаконное получение, использование, а также разглашение информации, представляющей собой коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.

Ведя нечестную игру, предприниматели стараются сэкономить средства и время, которые требуется затратить, чтобы догнать конкурента, занимающего лидирующее положение, либо не допустить в будущем отставания от конкурента, если тот разработал или разрабатывает оригинальную технологию, а также выйти на новые для предприятия рынки.

В качестве методов злоумышленниками применяются:

− подкуп и вербовка персонала конкурирующего предприятия, имеющего доступ к информации, содержащей коммерческую тайну;

− подкуп государственных чиновников для получения информации (финансовых, таможенных и налоговых инспекторов);

− кража чертежей, образцов, документации;

− незаконное проникновение на территорию компании;

− выпытывание сведений, нередко с применением шантажа и угроз;

− взлом компьютерных программ;

− использование технических средств аудио, видео наблюдения [1].

Промышленный шпионаж является единственной предпринимательской отраслью, которая не страдает от возникающих периодически кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности он лишь активизируется.

Большая часть менеджеров полагает, что данный вид недобросовестной конкуренции представляет угрозу лишь узкому кругу организаций, связанных с обороной, разработкой ноу-хау и транснациональным корпорациям. В действительности жертвой может оказаться практически любой предприниматель [4].

В 2018 году Аналитическим центром «InfoWatch» было зарегистрировано 270 случаев утечки информации ограниченного доступа из коммерческих и некоммерческих компаний, государственных организаций, работающих в России, что превышает показатель 2017 года на 6,3 % (рис.1).

Рис. 1. Число зафиксированных утечек информации в 2014–2018 г. [2]

По числу утечек Россия на протяжении шести лет подряд занимает второе место в мировом распределении после США (12 % от числа утечек данных по всему миру). Однако, по оценке авторов, исследование охватывает не более 1 % всех предполагаемых случаев утечек конфиденциальной информации из-за того, что огромное их количество компаниями скрывается, отрицается и опровергается.

Результатом утечки сведений, составляющих коммерческую тайну, как правило, являются прямые и косвенные финансовые потери фирмы, которые порой исчисляются десятками и даже сотнями миллионов долларов.

В случае с данными клиентов, поставщиков ситуация иная. Любая крупная утечка таких данных приводит к абсолютно непрогнозируемым убыткам компании в результате оттока клиентов, падения котировок акций, затратам в виде штрафов за несоблюдение требований регулирующих органов.

Если крупные предприятия несут колоссальные убытки только от части рассекреченных данных, то разглашение информации небольшой компании может привести к банкротству и ликвидации. По мнению западных специалистов, утечка всего лишь 20 % коммерческой информации в 60-ти случаях из 100 приводит к несостоятельности фирмы [4].

Сотрудники «Лаборатории Касперского» провели исследование и подсчитали потери, понесенные компаниями из-за утечки информации (рис. 2).

Рис. 2. Финансовые затраты российских компаний, спровоцированные утечкой данных, тыс. долл. [3]

Согласно исследованию, данная проблема обошлась крупному российскому бизнесу в 2018 году в 246 тыс. долл., что на 2,5 % превышает показатель предыдущего года (240 тыс. долл.). Расходы среднего бизнеса, связанные с утечкой информации, составили 74 тыс. долл., то есть возросли более чем в три раза по сравнению с 2017 годом (23 тыс. долл.). При этом эксперты сходятся в невозможности оценить полный ущерб от утечек, поскольку такие параметры, как простои в работе персонала, снижение производительности, репутационные потери и утрата активов (включая объекты интеллектуальной собственности), практически не поддаются исчислению.

Основная доля утечек в 2018 году произошла через сетевой канал и бумажную документацию — 42,7 % и 44,6 % соответственно. Незначительная часть информации была получена злоумышленниками через интернет мессенджеры (текст, голос, видео) — 6,6 %, электронную почту — 3,3 %, а также мобильные устройства — 1,4 % (рис. 3).

Рис. 3. Распределение утечек информации по каналам в 2018 г. [2]

Зачастую похищение информационных сведений осуществляется посредством персонала компании как настоящего, так и бывшего. При этом в качестве шпионов очень часто оказываются сотрудники, которые проработали на благо компании несколько лет.

Выявленные особенности российской картины утечек информации, в качестве основных способов защиты от промышленного шпионажа позволяют назвать следующие:

− проведение тщательного мониторинга «проблемных» каналов передачи информации (исходящий интернет-трафик, бумажные документы, передача данных на съемные устройства);

− создание и использование специальных систем защиты, позволяющих контролировать конкретные типы информации ограниченного доступа;

− качественный подбор персонала и его стимулирование, налаживание и поддержание отношений внутри коллектива;

− всестороннее применение анализа поведения сотрудников в жесткой привязке к их роли в компании, объему прав доступа к информации;

− для обнаружения технических средств слежения необходимо приглашать специалистов, которые проверят помещение и найдут канал утечки информации.

Соединив технические и человеческие факторы, компания будет способна обеспечить свою эффективную работу и добиться дальнейшего процветания.

Доминирование недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа является объективной реальностью молодого российского рынка. Рост информационных технологий происходит каждый год, следовательно, методы промышленного шпионажа также совершенствуются. В связи с этим, для того чтобы успешно конкурировать на рынке, недостаточно просто обеспечить физическую защиту бизнеса, необходимо построить такую систему обеспечения экономической безопасности, которая уберегла бы предпринимателя от его соперников.

Литература:

  1. Красовских О. П., Красовских Е. О. Промышленный шпионаж как угроза экономической безопасности предприятия // Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции «Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации». — Пенза: Наука и Просвещение, 2019. — С. 90–93.
  2. Утечки данных. Россия. 2018 год // Аналитический центр InfoWatch. URL: https://www.infowatch.ru/sites/default/files/report/analytics/russ/InfoWatch_Russ_Report_2018.pdf (дата обращения: 24.11.2019).
  3. «Лаборатория Касперского» выяснила: утечка данных стоила российскому крупному бизнесу 246 тысяч долларов. // Лаборатория Касперского. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2018_data-leaks (дата обращения: 24.11.2019).
  4. Ефимова О.А., Урзов В. А. Теоретическое содержание и необходимость борьбы с промышленным шпионажем // Поиск (Волгоград). — 2019. — № 1 (10). — С. 250–254.
Основные термины (генерируются автоматически): промышленный шпионаж, недобросовестная конкуренция, долл, коммерческая тайна, компания, разглашение информации, Россия, утечка информации.


Задать вопрос