В условиях современных рыночных отношений, острой конкуренции, зачастую недобросовестной, достижение необходимого уровня экономической безопасности субъекта экономики бывает проблематичным по причине существования такого негативного фактора, как промышленный шпионаж.
Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, посредством которой осуществляется незаконное получение, использование, а также разглашение информации, представляющей собой коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.
Ведя нечестную игру, предприниматели стараются сэкономить средства и время, которые требуется затратить, чтобы догнать конкурента, занимающего лидирующее положение, либо не допустить в будущем отставания от конкурента, если тот разработал или разрабатывает оригинальную технологию, а также выйти на новые для предприятия рынки.
В качестве методов злоумышленниками применяются:
− подкуп и вербовка персонала конкурирующего предприятия, имеющего доступ к информации, содержащей коммерческую тайну;
− подкуп государственных чиновников для получения информации (финансовых, таможенных и налоговых инспекторов);
− кража чертежей, образцов, документации;
− незаконное проникновение на территорию компании;
− выпытывание сведений, нередко с применением шантажа и угроз;
− взлом компьютерных программ;
− использование технических средств аудио, видео наблюдения [1].
Промышленный шпионаж является единственной предпринимательской отраслью, которая не страдает от возникающих периодически кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности он лишь активизируется.
Большая часть менеджеров полагает, что данный вид недобросовестной конкуренции представляет угрозу лишь узкому кругу организаций, связанных с обороной, разработкой ноу-хау и транснациональным корпорациям. В действительности жертвой может оказаться практически любой предприниматель [4].
В 2018 году Аналитическим центром «InfoWatch» было зарегистрировано 270 случаев утечки информации ограниченного доступа из коммерческих и некоммерческих компаний, государственных организаций, работающих в России, что превышает показатель 2017 года на 6,3 % (рис.1).
Рис. 1. Число зафиксированных утечек информации в 2014–2018 г. [2]
По числу утечек Россия на протяжении шести лет подряд занимает второе место в мировом распределении после США (12 % от числа утечек данных по всему миру). Однако, по оценке авторов, исследование охватывает не более 1 % всех предполагаемых случаев утечек конфиденциальной информации из-за того, что огромное их количество компаниями скрывается, отрицается и опровергается.
Результатом утечки сведений, составляющих коммерческую тайну, как правило, являются прямые и косвенные финансовые потери фирмы, которые порой исчисляются десятками и даже сотнями миллионов долларов.
В случае с данными клиентов, поставщиков ситуация иная. Любая крупная утечка таких данных приводит к абсолютно непрогнозируемым убыткам компании в результате оттока клиентов, падения котировок акций, затратам в виде штрафов за несоблюдение требований регулирующих органов.
Если крупные предприятия несут колоссальные убытки только от части рассекреченных данных, то разглашение информации небольшой компании может привести к банкротству и ликвидации. По мнению западных специалистов, утечка всего лишь 20 % коммерческой информации в 60-ти случаях из 100 приводит к несостоятельности фирмы [4].
Сотрудники «Лаборатории Касперского» провели исследование и подсчитали потери, понесенные компаниями из-за утечки информации (рис. 2).
Рис. 2. Финансовые затраты российских компаний, спровоцированные утечкой данных, тыс. долл. [3]
Согласно исследованию, данная проблема обошлась крупному российскому бизнесу в 2018 году в 246 тыс. долл., что на 2,5 % превышает показатель предыдущего года (240 тыс. долл.). Расходы среднего бизнеса, связанные с утечкой информации, составили 74 тыс. долл., то есть возросли более чем в три раза по сравнению с 2017 годом (23 тыс. долл.). При этом эксперты сходятся в невозможности оценить полный ущерб от утечек, поскольку такие параметры, как простои в работе персонала, снижение производительности, репутационные потери и утрата активов (включая объекты интеллектуальной собственности), практически не поддаются исчислению.
Основная доля утечек в 2018 году произошла через сетевой канал и бумажную документацию — 42,7 % и 44,6 % соответственно. Незначительная часть информации была получена злоумышленниками через интернет мессенджеры (текст, голос, видео) — 6,6 %, электронную почту — 3,3 %, а также мобильные устройства — 1,4 % (рис. 3).
Рис. 3. Распределение утечек информации по каналам в 2018 г. [2]
Зачастую похищение информационных сведений осуществляется посредством персонала компании как настоящего, так и бывшего. При этом в качестве шпионов очень часто оказываются сотрудники, которые проработали на благо компании несколько лет.
Выявленные особенности российской картины утечек информации, в качестве основных способов защиты от промышленного шпионажа позволяют назвать следующие:
− проведение тщательного мониторинга «проблемных» каналов передачи информации (исходящий интернет-трафик, бумажные документы, передача данных на съемные устройства);
− создание и использование специальных систем защиты, позволяющих контролировать конкретные типы информации ограниченного доступа;
− качественный подбор персонала и его стимулирование, налаживание и поддержание отношений внутри коллектива;
− всестороннее применение анализа поведения сотрудников в жесткой привязке к их роли в компании, объему прав доступа к информации;
− для обнаружения технических средств слежения необходимо приглашать специалистов, которые проверят помещение и найдут канал утечки информации.
Соединив технические и человеческие факторы, компания будет способна обеспечить свою эффективную работу и добиться дальнейшего процветания.
Доминирование недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа является объективной реальностью молодого российского рынка. Рост информационных технологий происходит каждый год, следовательно, методы промышленного шпионажа также совершенствуются. В связи с этим, для того чтобы успешно конкурировать на рынке, недостаточно просто обеспечить физическую защиту бизнеса, необходимо построить такую систему обеспечения экономической безопасности, которая уберегла бы предпринимателя от его соперников.
Литература:
- Красовских О. П., Красовских Е. О. Промышленный шпионаж как угроза экономической безопасности предприятия // Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции «Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации». — Пенза: Наука и Просвещение, 2019. — С. 90–93.
- Утечки данных. Россия. 2018 год // Аналитический центр InfoWatch. URL: https://www.infowatch.ru/sites/default/files/report/analytics/russ/InfoWatch_Russ_Report_2018.pdf (дата обращения: 24.11.2019).
- «Лаборатория Касперского» выяснила: утечка данных стоила российскому крупному бизнесу 246 тысяч долларов. // Лаборатория Касперского. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2018_data-leaks (дата обращения: 24.11.2019).
- Ефимова О.А., Урзов В. А. Теоретическое содержание и необходимость борьбы с промышленным шпионажем // Поиск (Волгоград). — 2019. — № 1 (10). — С. 250–254.