В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». Автором особый акцент делается на проблемах определения объектов прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». В данной связи предлагаются пути совершенствования действующего законодательства, которые будут способствовать разрешению проблематики по указанному вопросу.
Ключевые слова: прокурорский надзор, экология, национальный проект, закон, природопользование.
На сегодняшний день экологические проблемы приобрели особую значимость и актуальность. В свою очередь, на международном и национальном уровне встает вопрос о необходимости разработки действенных механизмов, которые позволят сохранить природные богатства. В частности, с этой целью принят достаточно весомый комплекс международных актов, направленных на защиту и охрану окружающей среды, а в рамках Основного закона нашей страны — Конституции Российской Федерации устанавливается обязанность, согласно которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) [2]. Более содержательное раскрытие такой обязанности происходит в рамках специальных нормативных правовых актов, в частности, в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [5].
Вместе с тем, помимо базовой правовой основы, которая регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, принимаются и иные документы и меры, направленные на разрешение актуальных экологических проблем. Одним из таковых выступает национальный проект «Экология» [3].
С целью эффективной реализации указанного национального проекта органы прокуратуры наделены определенными полномочиями, которые позволяют осуществлять прокурорский надзор за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». Вместе с тем, правовое регулирование таких полномочий органов прокуратуры на сегодняшний день нуждается в совершенствовании. Недостаточная законодательная регламентация прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология» обуславливает наличие проблем в рамках реализации таких полномочий органами прокуратуры РФ, что, в свою очередь, препятствует и эффективному практическому воплощению указанного национального проекта. Указанные обстоятельства и актуализируют необходимость проведения исследования по выбранной теме научной статьи.
Одним из проблемных аспектов осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология» является недостаточная законодательная регламентация объектов надзора.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [6] «объектами прокурорского надзора» являются: федеральные органы исполнительной власти, Следственный комитет Российской Федерации, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций».
Следовательно, объектом прокурорского надзора выступает деятельность субъектов, на которых распространяется компетенция прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов [1, c. 143].
Особенности и проблемы осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология» предопределяются большим количеством органов, которые имеют различные полномочия в экологической сфере. Данные органы не являются объектом надзора, под такое понятие как «объект» подпадает именно их деятельность.
В перечень таковых входят органы имеющие общие полномочия в сфере природопользования (например, Президент РФ задает основные ориентиры государственной политики по экологическим вопросам, также можно назвать Правительство РФ и др.) и специальные полномочия (например, Министерство природных ресурсов и Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Российской Федерации и др.). Все указанные органы имеют различный правовой статус, полномочия, что и предопределяет специфику каждого из них. В совокупности они совместными усилиями, посредством межведомственного взаимодействия, позволяют наиболее эффективно реализовывать государственную политику в сфере экологии и разрешать актуальные проблемы, направленные на сохранение окружающей среды. В данной связи особенно актуально говорить о необходимости законодательной систематизации объектов такого прокурорского надзора.
На сегодняшний день правовой статус каждого такого органа, деятельность которого является объектом прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология», регулируется в рамках самостоятельного нормативного правового акта. Например, правовой статус Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации урегулирован в рамках Постановления Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [4]. Соответственно, учитывая различия каждого из органов, имеющих общую или специальную компетенцию в сфере экологии, представляется важным систематизировать перечень объектов прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». Предлагаем реализовать данную законодательную инициативу посредством внесения соответствующих дополнений в приказ Генерального прокурора от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», во-вторых, в рамках предлагаемых дополнений необходимо, в частности, систематизировать объекты такого прокурорского надзора, при этом под объектом прокурорского надзора следует в данном случае понимать именно деятельность органов и должностных лиц, на которых распространяется компетенция прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов. Всех органов и должностных лиц следует поделить на две группы, а именно обладающие общей компетенцией по экологическим вопросам и специальной. Представляется, что законодательная систематизация по данному вопросу позволит конкретизировать особенности объектов прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология».
Таким образом, организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология» нуждается в законодательном совершенствовании. В рамках настоящего исследования особый акцент был сделан на проблематике определения объектов прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». В данной связи предлагается дополнить приказ Генерального прокурора от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» особенностями организации и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология», которые позволят упорядочить особенности такого прокурорского надзора, а также считаем целесообразным систематизировать в рамках такого акта объекты прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология».
Литература:
- Гайнов И. Д. Предмет, объекты и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология» // Алтайский юридический вестник. — 2022. — № 1(37). — С. 142–145.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144.
- Паспорт национального проекта «Национальный проект «Экология» (утв. Минприроды России) (Документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (ред. от 04.08.2022) «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 47. Ст. 6586.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об охране окружающей среды» // Российская газета. № 6. 2002.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 10.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.