Роль медиа в борьбе с коррупцией в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Научная публицистика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 19.06.2024

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Юриков, Н. А. Роль медиа в борьбе с коррупцией в России / Н. А. Юриков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 460-461. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115797/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная научная статья исследует влияние средств массовой информации на противодействие коррупции в Российской Федерации. Автор проводит анализ доступной литературы и практики, описывает механизмы, которые медиа могут использовать для выявления и обнародования фактов коррупции, а также рассматривает роль гражданского общества в процессе борьбы с коррупцией через информационные каналы. Результаты исследования позволяют сделать выводы о значимости медиа в формировании общественного мнения и взаимодействия с органами власти для принятия эффективных мер по противодействию коррупции, а также указывают на необходимость соблюдения журналистских стандартов и этических принципов при освещении коррупционных дел.

Ключевые слова: коррупция, медиа, СМИ, гражданское общество, анализ, практика, освещение, газеты, интернет, телевидение, радио, новостной портал.

На протяжении долгого времени общество старалось не придавать огласке проблему коррупции, всячески уходя от обсуждения этого феномена. Сегодня же тема открыта для обсуждения, причем в открытом медиапространстве. На сегодняшний день у правительства, равно как и у общества есть явное понимание того, что чем прозрачнее антикоррупционная деятельность, тем успешнее будет ее результат. В связи с этим средствам массовой информации отводится значительное место, так как масс-медиа является достаточно крупным механизмом влияния на общественное сознание, который способен формировать общественное мнение не только вокруг самих коррупционеров, но и в целом насчет явления коррупции, что является необходимым элементом в борьбе с коррупцией. Способствуют этому сами критерии СМИ, а именно: массовость получателя, публичность, периодичность выхода публикаций, разнообразие форм выхода материала (печатная форма, телевизионные — радио и кинохроники, сеть интернет).

В современном обществе коррупция выступает одной из главных угроз для развития экономических, политических институтов и социальной сферы. Россия, несмотря на свои уникальные особенности и историю, не является исключением, и борьба с коррупцией остается одним из приоритетов национальной повестки. С этой целью используется большое количество разноплановых инструментов, имеющих также и различные механизмы противодействия коррупции. В этой связи особенное внимание уделяется роли средств массовой информации или медиа, как например: печатная пресса, аудиовизуальные СМК (средства массовой коммуникации) и информационные службы. Медиа оказывают значительное влияние на общественное мнение, формируют у населения целостные образы и представления, а также являются важным каналом общественного контроля предоставляя достоверные сведения о происходящих событиях как вокруг конкретного дела, так и обстановке в целом.

На основании этого, можно рассматривать СМИ, как элемент гражданского контроля, обладающий своим ресурсом для решения проблемы коррупции. К этому ресурсу можно отнести:

  1. Достаточно широкая аудитория: очевидцы, лица пострадавшие от действий коррупционеров, должностные лица, которым стала известна информация о коррупции в ходе осуществления ими рабочей деятельности;
  2. Журналистские расследования: у журналистов есть возможность проведения расследований в рамках своих компетенций, выявляя факты коррупции и злоупотребления должностными полномочиями, публикуя это в открытом доступе. Такие материалы направлены на привлечение внимания общественности, вызывая порицание и давление на власть с целью принятия мер по противодействию конкретным актам коррупции;
  3. Освещение антикоррупционных мероприятий: СМИ могут информировать общественность о действиях и инициативах правительства, других организаций и отдельных лиц по борьбе с коррупцией, повышая уровень осведомленности и поддержки со стороны общества;
  4. Создание общественного давления: при придании огласки конкретным событиям, у СМИ появляется возможность мобилизации общественности, способствуя формированию гражданского общества и привлечению государственных институтов к проблеме коррупции.

Как показывают последние исследования российских социологов, медиа могут играть и играют ключевую роль в борьбе с коррупцией, раскрывая факты нарушения действующего законодательства, информируя общественность о действиях чиновников и представителей власти, а также стимулируя активные обсуждения самой проблемы коррупции. За последнее десятилетие в России произошли значительные изменения как в сфере законодательства, так и в самой медийной сфере, что неоднозначно повлияло на способы и методы информационного воздействия. Однако, несмотря на эти изменения, медиа продолжают сталкиваться все с новыми новыми вызовами и ограничениями, которые затрудняют их роль в противодействии коррупции.

В последнее время в СМИ попадает все больше дел, связанных с коррупцией. Так например, 13 июня 2024 года новостной портал «Российская Газета» (rg.ru) опубликовал новость о крупнейшей взятке в истории России, где фигурантами дела стали двое сотрудников следственного комитета, вымогавших криптовалюту у хакерской группировки Infraud Organization в размере превышающим 2,7 тысячи биткоинов, что на момент написания статьи в перерасчете на российский рубль составляет свыше 6 миллиардов рублей. По итогам получения взятки, участники этой группировки обратились к правоохранителям, после чего злоумышленник был задержан. Позднее задержали и его сообщницу, роль которой сводилась к тому, чтобы получить доступ к носителям информации, а затем передать арестованному их содержимое, в виде биткоинов.

Необходимость публикации подобных кейсов в СМИ обусловлена еще и тем, чтобы не появлялась возможность прекращения уголовных дел, так например, согласно новостному порталу KP40 (kp40.ru): в 2018 году в небольшом городе Малоярославец Калужской области, местный предприниматель пытался дать взятку сотруднику ФСБ в размере 200 тысяч рублей, с целью избежать наказания и остаться с нелегальными рабочими, которые выполняли работы у предпринимателя в теплицах, где он выращивал овощи, 51 мигрант находились на территории РФ нелегально, за каждого из них ему грозил штраф от 250 до 800 тысяч рублей сейчас же помимо наказания за нелегально трудящихся ему грозит новое уголовное дело за попытку дать взятку сотруднику силовых ведомств, в чем тоже не малую роль сыграли СМИ, освещая ситуацию от начала и до конца.

В настоящее время роль медиа и СМИ в целом сложно переоценить во всем мире, где Россия не является исключением, они не только помогают распознавать коррупционные схемы, но так же освещают весь ход расследования, с целью не дать скрыть дело и лишить возможности правонарушителей уйти от ответственности. Несмотря на появление новых вызовов, СМИ продолжают выполнять свою важную роль в формировании прозрачного общества, свободного от коррупции. Также стоит отметить, что при значимости средств массовой информации в противодействии коррупции их роль не должна сводиться исключительно к разоблачению фактов коррупционного поведения, но СМИ берут на себя ответственность по формированию общественного мнения касаемо коррупции как явления и укреплению гражданского общества с целью предотвращения противоправного поведения в будущем.

Литература:

  1. Российская газета / https://rg.ru/2024/06/13/v-sude-balashihi-rassmatrivaiut-delo-o-vziatke-v-bitkoinah-byvshim-sotrudnikam-sk.html;
  2. KP40.ru / https://www.kp40.ru/news/headline/51395/.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, коррупция, массовая информация, общественное мнение, противодействие коррупции, Россия, СМИ, медиа, новостной портал, проблема коррупции.


Похожие статьи

Общественный контроль как способ борьбы с коррупцией

Данная работа посвящена актуальной проблеме нынешнего времени — противодействие коррупции. По статистике уровень коррупции в России растет с каждым годом. Но к сожалению, целостной программы борьбы с этим явлением в нашем государстве нет, поэтому мы ...

Онлайн или офлайн? Печатные СМИ в век цифровизации

Статья представляет собой исследование развития интернет-журналистики и интернет-СМИ в России, проблем адаптации традиционных, в частности, печатных СМИ к потребностям современного человека в удобном и быстром получении информации, а также отношение ...

Медийный фактор протестных акций в России 2019 года

В статье авторы при помощи сравнительного анализа рассматривают протесты в г. Москва 2019 года, их специфику относительно протестного движения 2011–2013 гг., а также оценивают роль медийной коммуникации между властью и протестующими. В ходе исследова...

Совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти в условиях цифровизации

В статье проведен комплексный системный анализ влияния цифровизации на совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации. Отмечается, что одним из безусловных преимуществ цифровизации являетс...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Институт медиации в Российской Федерации

Статья посвящена анализу института медиации в Российской Федерации с акцентом на психологическом аспекте данного процесса. Несмотря на множество исследований, касающихся формальных и процессуальных сторон медиации, автор акцентирует внимание на важно...

Механизмы принуждения в финансовой сфере и их влияние на экономическую стабильность

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что в современных условиях финансовые рынки становятся все более скомпрометированными и требуют высокого уровня регулирования. Принуждение является одним из важнейших инструментов финанс...

Информационная повестка региональных СМИ при освещении деятельности губернаторов в условиях кризисной ситуации

В статье раскрыты причины в трансформации информационной повестки за последние два года. Отмечено, что информационная повестка — важнейший инструмент, который влияет на общественное и политическое сознание в современных условиях политико-коммуникатив...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Похожие статьи

Общественный контроль как способ борьбы с коррупцией

Данная работа посвящена актуальной проблеме нынешнего времени — противодействие коррупции. По статистике уровень коррупции в России растет с каждым годом. Но к сожалению, целостной программы борьбы с этим явлением в нашем государстве нет, поэтому мы ...

Онлайн или офлайн? Печатные СМИ в век цифровизации

Статья представляет собой исследование развития интернет-журналистики и интернет-СМИ в России, проблем адаптации традиционных, в частности, печатных СМИ к потребностям современного человека в удобном и быстром получении информации, а также отношение ...

Медийный фактор протестных акций в России 2019 года

В статье авторы при помощи сравнительного анализа рассматривают протесты в г. Москва 2019 года, их специфику относительно протестного движения 2011–2013 гг., а также оценивают роль медийной коммуникации между властью и протестующими. В ходе исследова...

Совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти в условиях цифровизации

В статье проведен комплексный системный анализ влияния цифровизации на совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации. Отмечается, что одним из безусловных преимуществ цифровизации являетс...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Институт медиации в Российской Федерации

Статья посвящена анализу института медиации в Российской Федерации с акцентом на психологическом аспекте данного процесса. Несмотря на множество исследований, касающихся формальных и процессуальных сторон медиации, автор акцентирует внимание на важно...

Механизмы принуждения в финансовой сфере и их влияние на экономическую стабильность

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что в современных условиях финансовые рынки становятся все более скомпрометированными и требуют высокого уровня регулирования. Принуждение является одним из важнейших инструментов финанс...

Информационная повестка региональных СМИ при освещении деятельности губернаторов в условиях кризисной ситуации

В статье раскрыты причины в трансформации информационной повестки за последние два года. Отмечено, что информационная повестка — важнейший инструмент, который влияет на общественное и политическое сознание в современных условиях политико-коммуникатив...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Задать вопрос