В статье анализируются отдельные виды проблемные аспекты координирующей функции прокуратуры по борьбе с преступностью, а также рассматриваются вопросы взаимодействия в рамках осуществления данной деятельности с правоохранительными органами. Также анализируются правовые основы рассматриваемого вида деятельности и отдельные вопросы организационно-правового обеспечения.
Ключевые слова: прокуратура, координационная деятельность, правоохранительные органы, борьба с преступностью.
Актуальность темы исследования координационной деятельности органов прокуратуры состоит в том, что она является ключевым аспектом обеспечения законности, правопорядка, борьбы с преступностью и иных правонарушений. Прокуратура — это государственный орган, который обладает значительными полномочиями в сфере обеспечения законности и защиты прав и свобод граждан. Однако, чтобы эти полномочия были реализованы максимально эффективно, необходимо обеспечить координацию иных государственных органов.
Координация деятельности прокуратуры имеет важное значение в свете изменений, происходящих в современных условиях. Необходимость адаптации и совершенствования работы прокуратуры в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды требует также изменения системы координации деятельности. Общество ожидает от прокуратуры защиты своих прав и свобод, поэтому изучение исследования вопросов координационной деятельности прокуратуры является актуальным и имеет большое значение для решения проблем правоприменения.
Правовой основой взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью на сегодняшний день выступают Конституция Российской Федерации, ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов. К числу последних относится утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», определяющий механизм организации взаимодействия правоохранительных органов по разработке и осуществлению на практике совместных мероприятий по борьбе с преступностью [2].
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17 января 1992 года
№ 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» координация деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия преступности функционально возложена на прокуратуру [1]. Необходимо отметить, что указанная деятельность является одним из приоритетных направлений органов прокуратуры, в том числе и на уровне субъекта РФ. Для более детального урегулирования организации координационной деятельности был принят Приказ Генпрокуратуры России от 16 января 2012 года № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» [3], развивающем положения федерального законодательства и актов Президента Российской Федерации в указанной сфере.
Анализируя вышеуказанные нормативные акты, необходимо отметить, что из них следует, что в вопросах борьбы с преступностью прокуратура координирует деятельность только правоохранительных органов, в свою очередь по вопросам обеспечения законности органы прокуратуры активно взаимодействуют со всеми государственными органами. Подобная возможность обусловлена правовым статусом, позволяющий относиться рассматриваемый орган к универсальным, в связи с чем обладает полномочиями во многих сферах деятельности, что говорит о возможности координации им не только правоохранительные органы, но и любые иные в той части, которая связан с вопросами обеспечения законности, правопорядка, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.
Он также взаимодействует со всеми органами государственной власти и в этом смысле является универсальным органом, который в силу своего устава обладает всеми необходимыми возможностями для организации процесса координации своей деятельности в борьбе с преступностью.
Между тем, ввиду загруженности органов прокуратуры отдельные авторы полагают, что координационную деятельность можно было бы переложить на иные органы, к примеру, на Контрольное управление Президента Российской Федерации, либо на какой-то иной специально созданный для этого орган [5, с. 121]. В данном контексте хотелось бы отметить, что в практическом аспекте данное предложение не совсем выполнимо по следующим причинам.
Во-первых, создание новых органов и встраивание их в уже действующий механизм противодействия преступности не будет способствовать повышению эффективности деятельности по борьбе с преступностью, поскольку ныне существующим правоохранительным органам придется заново выстраивать свою работу по взаимодействию в обозначенной сфере, кроме того, появление нового органа повлечет полного пересмотра правовой базы, регламентирующей координацию.
Во-вторых, для контроля на региональном уровне потребуется создание территориальных структур, что будет связано с необходимостью их материально-технического обеспечения, укомплектования кадрами и т. д. В связи с чем возникает вопрос о необходимости и рациональности введение чего-то нового или перекладывания полномочий прокуратуры другим органам в такой узконаправленной деятельности, с которой органы прокуратуры в настоящее время справляются надлежащим образом. Тем более что отечественная государственно-правовая практика показала нецелесообразность создания подобных узкофункциональных структур: вспомним налоговую полицию, ФСКН, ФМС России.
Как представляется, логичнее, наоборот, расширить механизм координации деятельности прокуратуры, передав соответствующие полномочия ее органам и увеличив штат ее сотрудников, подчеркнув роль прокуратуры как органа координатором деятельности всех сил правопорядка и утверждая, что при организации взаимодействия по борьбе с преступностью, государственной власти других органов координационная функция прокуратуры являлась также основной, необходимо отметить, что «законодательно закрепленный механизм организации такого взаимодействия не является совершенным даже на уровне правоохранительной системы, поскольку в Российской Федерации отсутствует законодательное закрепление понятия правоохранительной системы, ее структуры и содержания деятельности» [4, с. 74; 6, с. 300].
Оценивая организационно-правовое обеспечение координационной деятельности, можно выявить следующие недостатки:
- Отсутствие единой методологии и стандартов координации деятельности между организациями.
- Недостаточная четкость и конкретность нормативных актов, регулирующих процессы координации.
- Неэффективные методы контроля за соответствием организаций установленным требованиям в области координации.
- Недостаточная развитость системы мониторинга и оценки результатов координационной деятельности.
- Взаимодействие между организациями в процессе координации организуется на низком уровне.
- Ограничены возможности управления конфликтами, возникающими в процессе координации деятельности.
- Недостаточное понимание значимости координации среди руководствующих кадров и работников организаций.
- В условиях развития модернизации и информатизации в сфере координационной деятельности в недостаточном объеме используются возможности современного программного обеспечения и систем обработки данных.
Таким образом, учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что координационная деятельность органов прокуратуры является достаточно положительными и перспективным направлением государственной политики, в связи с чем можно говорить о том, что возможно уже в ближайшее время она станет одним из основных инструментов обеспечения законности и правопорядка, а также будет выступать катализатором повышения уровня эффективности деятельности по борьбе с преступностью. Подобные выводы также обусловлены возможностью органов прокуратуры организовывать процесс согласованного взаимодействия всех субъектов государственной области.
Литература:
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472; 2023. — № 1 (часть I). — Ст. 28.
- Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 (ред. от 31.12.2019) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // Собрание законодательства РФ. –1996. — № 17. — Ст. 1958.
- Приказ Генпрокуратуры России от 16 января 2012 г. № 7 (ред. от 25.11.2022) «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. № 3. 2012.
- Жданов С. П. Понятия «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы» // Экономика. Право. Общество. 2017. № 2 (10). С. 71–75.
- Зинуров Р. Н. Концептуальные основы и научно-практические проблемы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (Тенденции и закономерности): дисс.... д-ра. юрид. наук. Уфа, 2003. 351 c.
- Тарасов А. М. К вопросу о понятии правоохранительной деятельности и о правоохранительных органах // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 4 (44). С. 299–305.