В статье анализируются практические аспекты проведения экстрадиционных проверок прокурорами районных (городских) прокуратур, изучаются основные проблемные моменты при осуществлении таких проверок сотрудниками прокуратуры, и предлагаются пути их решения, предлагаются рекомендации по взаимодействию с поднадзорными правоохранительными органами при проведении экстрадиционных проверок и решении вопроса о выдаче лица компетентным органам инициатора розыска, указывается на основные меры реагирования на нарушения законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова: экстрадиционная проверка, международно-правовое сотрудничество прокуратуры, выдача лиц для уголовного преследования.
Международное сотрудничество представляет собой регулируемую нормами международного и внутригосударственного права, совместную и согласованную деятельность правоохранительных органов различных стран по защите интересов личности, общества, государства и международного сообщества от преступных посягательств, имеющих международный, транснациональный характер.
Сотрудничество с органами власти иностранных государств, международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
«Международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации — это деятельность Генеральной прокуратуры и органов иных государств и международных организаций, направленная на решение задач, стоящих перед указанными органами и требующих межгосударственного взаимодействия.
Историческое предназначение прокуратуры Российской Федерации — осуществление надзора за исполнением законов, все остальные функции органов прокуратуры России неразрывно связаны с надзорными полномочиями.
Международное сотрудничество является необходимым условием эффективного осуществления отечественной прокуратурой надзорных и иных полномочий.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью — это деятельность государств и других участников международного общения в сфере предупреждения преступности — как общеуголовной, так и организованной, борьбы с ней и обращения с правонарушителями.
Поскольку прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, полномочия по непосредственному проведению экстрадиционных проверок и сбору первичных документов, направленных на решение вопроса о возможности выдачи лица, находящегося в межгосударственном розыске, возложены на городских и районных (специализированных) прокуроров [1].
Основаниями для проведения экстрадиционной проверки является установление сотрудниками правоохранительных органов лица, находящегося в межгосударственном розыске, например, при проверке документов у иностранных граждан сотрудниками полиции.
Кроме того, прокурор, при осуществлении надзорной деятельности может самостоятельно выявить лицо, находящееся в межгосударственном розыске, например, при проверке уголовных дел.
В соответствии с п. 1 постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов области от 29 марта 2012 года «О состоянии и организации работы правоохранительных органов Московской области, достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Московской области» информация о нахождении лица в межгосударственном розыске незамедлительно сообщается горрайспецпрокурорам.
Согласно со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202–1, Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
Также, на основании п. 3 раздела 1 и п. 7 раздела 3 положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, деятельность органов по борьбе с преступностью координируют Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры [2].
В связи с чем, положения координационных совещаний обязательны к исполнению принявшими их органами, а на городских (районных) прокуроров возложена обязанность по надзору за неукоснительным соблюдением указанных положений поднадзорными органами.
Так, прокурору (помощнику прокурора) необходимо ориентировать поднадзорные правоохранительные органы на незамедлительное информирование прокуратуры о факте установление лица, находящегося в межгосударственном розыске по каналам быстрой связи (факс, телефон, электронная почта), последующие документы целесообразно процессуально оформлять рапортом.
Согласно ст. 92 УПК РФ, вопрос о задержании должен быть решен в течение 3 часов с момента фактического установления подозреваемого лица, который процессуально оформляется протоколом задержания [3].
В связи с чем, при осуществлении надзора, прокурору (помощнику прокурора) необходимо устанавливать фактическое время выявления правоохранительными органами лица, находящегося в межгосударственном розыске и сверять его с временим регистрации рапорта сотрудников правоохранительных органов в книге учета сообщений о преступлениях, а также время направления запросов к инициатору розыска.
Соответственно, деятельность правоохранительных органов по доставлению установленного лица в прокуратуру с последующим составлением протокола задержания должна проведена за 3 часа с момента его фактического задержания.
Кроме того, после получения информации об установлении лица, находящегося в межгосударственном розыске, по каналам быстрой связи целесообразно связаться с дежурным адвокатом и поручить сотрудникам правоохранительных органов вызвать переводчика, если задержанное лицо не владеет русским языком.
При составлении листа экспресс-опроса, прокурору (помощнику прокурора) необходимо уделять особенное внимание правильности заполнения анкетных данных задержанного лица, в случае, если опрашиваемое лицо разыскивается под одними паспортными данными, а фактически установлено под другими, следует запросить компетентные органы инициаторы розыска, когда и где задержанное лицо изменило свои паспортные данные [5].
Также, при заполнении листа экспресс-опроса и получении объяснения, необходимо выяснять у опрашиваемого лица, не только то, что оно преследуется по политическим мотивам, но и то, что оно может преследоваться и по иным основаниям.
В случае, если установленное лицо является гражданином Российской Федерации, то соответственно, выдаче инициатору розыска оно не подлежит, однако, целесообразно ориентировать правоохранительные органы на незамедлительную проверку паспорта указанного лица по подлинность.
Для подтверждения подлинности паспорта достаточно запросить структурное подразделение ОВМ УМВД России с предоставлением подтверждающих документов, таких как форма № 1 на указанный паспорт, выписки из ИБД-Ф и ИБД-Р, выписка из ИС «Российский паспорт».
При проведении проверки, прокурор опрашивает задержанное лицо по обстоятельствам нахождения его в межгосударственном розыске и устанавливает обстоятельства, позволяющие решить вопрос о наличии возможности выдачи указанного лица компетентным органам инициатора розыска, например, такие как: квалификация деяния задержанного по законодательству инициатора розыска и законодательству российской Федерации, тяжесть совершенного преступления и факт истечения сроков давности.
При сопоставлении норм уголовного закона инициатора розыска и законодательства Российской Федерации, в случае, если правовой термин, используемый инициатором розыска, отсутствует в нормативно-правовых актах Российской Федерации, необходимо соотносить гипотезы и диспозиции статей уголовного кодекса инициатора розыска и уголовного кодекса Российской Федерации.
Так, например, в праве Республики Беларусь используется понятие «превентивный надзор», а в праве Российской Федерации используется понятие «административный надзор», между тем, указанные понятия соотносятся не полностью, в связи с чем лицо, разыскиваемое за нарушение требований превентивного надзора, может не подлежать выдаче, поскольку в его действиях, согласно законодательству Российской Федерации, состава преступления может не образовываться.
Как было указано ранее, при осуществлении надзорной деятельности может самостоятельно выявить лицо, находящееся в межгосударственном розыске, например, при проверке уголовных дел.
В таком случае, если при проведении экстрадиционной проверки будет установлено, что лицо, находящееся в межгосударственном розыске подлежит выдаче компетентным органам инициатора розыска и одновременно преследуется правоохранительными органами Российской Федерации за совершение преступления, совершенного на территории Российской Федерации, прокурору (помощнику прокурора), надлежит указать на наличие оснований для предоставления отсрочке в выдаче, при подготовке заключения по экстрадиционной проверке.
Основным актом прокурорского реагирования на нарушения в сфере международно-правового сотрудничества является представление. При подготовке представления прокурором (помощником прокурора) целесообразно ссылаться на нарушения не только норм УПК РФ и ведомственных актов, но и на нарушение норм координационных совещаний, а также на нормы международно-правовых договоров и конвенций.
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что сотрудничество прокуратуры с правоохранительными органами, организованное надлежащим образом, ведет к оптимизации такого комплексного процесса, как экстрадиционная проверка.
Литература:
- Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 29.07.2017) Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.12.2017).
- Указ Президента РФ о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью от 18 апреля 1996 г. № 567 // Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.12.2017).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.12.2017).
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. N 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации» // Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.12.2017).
- Указание Генерального прокурора о порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения № 212/35 от 18.10.2008 // Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.12.2017).