В данной статье проводится анализ деятельности органов Генеральной Прокуратуры Российской Федерации с международными организациями в рамках осуществления общемировой антикоррупционной политики, а также выявляются направления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в данной сфере.
Ключевые слова: противодействие коррупции, генеральная прокуратура, международные организации, имплементация норм права.
В последнее время коррупционная ситуация в мире обострена, и Российская Федерация не исключение. В соответствии с данными обстоятельствами правоохранительные органы в России выделяют борьбу с коррупцией как приоритетное направление.
Данная деятельность обрела международно-правовой характер и представляет собой активное взаимодействие правоохранительных органов Российской Федерации с иностранными.
Функционирование органов прокуратуры включает в себя использование механизмов международного взаимодействия по самому широкому кругу вопросов. Данная деятельность закреплена в ст. 2 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1], согласно которому Генеральная прокуратура РФ (далее — Генпрокуратура РФ) в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие и устанавливает прямые связи с соответствующими компетентными органами других государств, а также международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров.
В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 10.10.2022 № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» [2] данными полномочиями обладает Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, к обязанностям которых относится:
— координация деятельности подразделений Генеральной прокуратуры России в области противодействия коррупции, в том числе с международным сотрудничеством.
— контроль за работой органов и организаций прокуратур субъектов РФ, а также приравненных к ним специализированных прокуратур по осуществлению надзора за исполнением законов в сфере противодействия коррупции и обеспечению организационно-методического руководства по осуществлению прокурорского надзора в упомянутой сфере.
— проведение работы, обеспечивающей имплементацию норм международного права ООН против коррупции в отечественное законодательство.
— обеспечение совместно с Главным управлением международно-правового сотрудничества взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ с международными организациями по противодействию коррупции, которые также обладают компетенцией в сфере возврата из-за рубежа активов, полученных преступным образом.
— проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также издаваемых органами государственной власти.
Первым международно-правовым актом, имеющим статус международного, является Конвенция ООН Против коррупции (далее — Конвенция) [3], которая имеет обязательную юридическую силу для стран, ратифицировавших данные положения. Данная Конвенция предусматривает одну из основных санкций, как «конфискация» — окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа.
Таким образом, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18.12.2008 № 1799 [4], Генеральная прокуратура РФ является основным органом, осуществляющим в соответствии с Конвенцией свои полномочия в сфере противодействия коррупции.
В целях участия в международных мероприятиях, проводимых в рамках данной Конвенции, Правительством РФ было издано распоряжение от 2 февраля 2010 года № 98-p, согласно которому была сформирована делегация Российской Федерации, действующая на постоянной основе, возглавляемая начальником управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ [5].
Так, представители Генпрокуратуры РФ обязаны на постоянной основе принимать участие в работе Конференции стран-участниц Конвенции, Межправительственной рабочей группы по обзору хода выполнения Конвенции ООН, Межправительственной рабочей группы по предупреждению коррупционных правонарушений, а также Межправительственной рабочей группы по возврату активов из-за рубежа. Данные мероприятия, как правило, посвящены темам обсуждения передовых методов противодействия коррупции, вопросов выявления, пресечения и предупреждения легализации доходов от коррупционных преступлений, установления тесного международного сотрудничества и налаживание связей с компетентными органами государств в вопросах принятия мер по возвращению активов из-за рубежа. Также на полях указанных заседаний обсуждается работа механизма обзора хода осуществления государствами-участниками положений Конвенции в целом, а также результаты проведенных оценок выполнения странами ее положений.
Однако, в настоящее время на фоне различных обстоятельств сотрудничество органов и организаций прокуратуры Российской Федерации с иностранными государствами или организациями достаточно затруднено. В-первую, очередь данный вопрос обусловлен геополитической составляющей современного мира. Во-вторых, по мнению многих государств и международных организаций, законодательство Российской Федерации является не в полной мере открытым.
Так, Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) в 2020 году опубликовала рекомендации для Российской Федерации, в которой призывает повысить прозрачность законодательного процесса, увеличить объем прав и свобод СМИ, а также все иные ограничения в отношении Соединенных Штатов Америки [6].
Ответом на данные рекомендации от ГРЕКО послужил Федеральный закон от 28.02.2023 № 42-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».
Таким образом, Генеральная Прокуратура Российской Федерации является неотъемлемым субъектом в механизме международного сотрудничества с иными организациями в сфере противодействия коррупции. Однако, на сегодняшний день имеется ряд вопросов о международном участии органов и организаций прокуратуры Российской Федерации во взаимодействии с другими государствами и организациями.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
- Приказ Генеральной Прокуратуры России от 10.10.2022 № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» // Законность. № 11. 2022.
- «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
- Указ Президента Российской Федерации от 18.12.2008 № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организаций Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 51. Ст. 6140.
- Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 98-р «О делегации Российской Федерации для участия в международных мероприятиях, проводимых в рамках Конвенции ООН против коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 6. Ст. 684.
- Опубликован отчет о выполнении Россией рекомендаций ГРЕКО. — Текст: электронный // Антикоррупционный портал ВШЭ: [сайт]. — URL: https://anticor.hse.ru/main/news_page/opublikovan_otchet_o_vypolnenii_rossiey_rekomendatsiy_greko_ (дата обращения: 20.04.2024).
- Федеральный закон от 28.02.2023 № 42-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Собрание законодательства РФ. 2023. № 10. Ст. 1565.