В целях предупреждения преступлений коррупционной направленности органами российской прокуратуры осуществляется деятельность по противодействию коррупции. В статье проводится анализ направлений деятельности прокуратуры в области противодействия коррупции, приводятся данные статистики за 2023 год. Автор используется метод анализа, статистики и обобщения, подводя итог исследования.
Ключевые слова: коррупция, прокуратура, противодействие, направления, надзор.
In order to prevent corruption crimes, the bodies of the Russian prosecutor's office carry out anti-corruption activities. The article analyzes the activities of the prosecutor's office in the field of combating corruption, provides statistics for 2023. The author uses the method of analysis, statistics and generalization, summing up the study.
Keywords: corruption, prosecutor's office, opposition, directions, supervision.
Органы прокуратуры на современном этапе развития общества играют важную роль в реализации государственных стратегических задач, в том числе по противодействию коррупции в различных сферах. Если законотворческие органы отвечают за качественную разработку антикоррупционного законодательства, то органы исполнительной власти отвечают за её реализацию. От того, насколько верно будет изложен в законодательных актах механизм реализации заданных концепций зависит эффективность и результативность проводимой политики.
Проблемы коррупции в современном обществе стоят достаточно остро, причём проявление этого паразитирующего признака носит не всегда характер финансовой преступной «поддержки», но и проявляется в кумовстве, семейственности, протекционизм, в том числе через аффилированность лиц, незаконное внеочередное распределение или предоставление незаконных льгот и так далее.
Явление «коррупции» разлагает общество изнутри, подрывая его авторитет как в целом, так и отдельных органов и должностных лиц. Представляя собой явление с высокой степенью общественной опасности оно не точечно посягает на права отдельных людей, а глобально парализует нормальное функционирование общественных институтов.
Итак, обратимся к понятию коррупции с точки зрения современного законодательства о противодействии коррупции?
Коррупция — это злоупотребление своим должностным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное другое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения какой-либо выгоды [3].
Из данного понятия можно сделать вывод о том, что коррупция может выражаться в различных действиях должностных лиц, и эти действия приводят к социальному неравенству в государстве. Нормативная база, на основе которой проводится государственная борьба с коррупцией, состоит из нескольких основных нормативно-правовых актов:
1) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.), которую ратифицировала Российская Федерация [1];
2) Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5];
3) Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» [3].
Список не является исчерпывающим, т. к. все направления, основы, меры противодействия коррупции находят свое отражения во многих других нормативно-правовых актах. Однако особое место в противодействии коррупции занимает прокурорский надзор. Для того чтобы понять, почему именно прокуратура играет одну из ключевых ролей в государственной борьбе с коррупцией, дадим понятие и несколько направлений такого вида государственного контроля, как прокурорский надзор.
Прокурорский надзор — одно из главных направлений деятельности органов прокуратуры, направленных на обеспечение законности, выявлению, устранению и предупреждению любых нарушений действующего законодательства в Российской Федерации.
Прокурорский надзор включает в себя четыре направления [4]:
Рис. 1
Следует констатировать, что коррупция не является явлением, проявляющимся в отдельных структурах или органах. С сожалением стоит констатировать, что в судебной практике встречаются случаи коррупции абсолютно в разных сферах жизни.
Задача прокурорского надзора заключается в противодействии коррупционным механизмам для установления режима законности в стране, с целью охраны прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также в субъектах РФ функционируют аналогичные СППК и приравненные к ним специализированные прокуратуры.
В состав управления входят следующие подразделения, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Состав подразделений Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Тем самым, в России в системе органов прокуратуры создана независимая, вертикально интегрированная структура, призванная обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивая к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.
Анализ социально-правовых факторов и состояния современного общества в разных сферах жизни подтверждает важную роль направлений прокурорского надзора, ввиду многочисленных проявлений фактов коррупции. Как отмечает Е. Е. Степанова «поскольку в каждом из направлений прокурорского надзора зачастую имеет место быть факт коррупции, в этом и заключается прокурорский надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции» [2, c.40–43].
В процессе любого из представленных видов прокурорского надзора прокурором может быть выявлен факт нарушения законодательства о противодействии коррупции, в связи, с чем прокурором немедленно принимаются меры в виде актов прокурорского реагирования. Так же не следует забывать о том, что любое лицо может обратиться в органы прокуратуры, если ему стало известно о факте коррупции, на что прокурор обязан отреагировать и принять меры по обеспечению законности.
В настоящее время, в рамках государственной борьбы с коррупцией, наблюдаются тенденции к ужесточению законодательства о противодействии коррупции, в связи, с чем роль прокуратуры в этой борьбе будет только увеличиваться.
Неоспоримость роли органов прокуратуры в сфере борьбы с коррупционной преступностью ежегодно подтверждается статистическими данными, подтверждающими, что именно результаты прокурорской деятельности вносят огромный вклад в достижение целей, перечисленных в Национальной стратегии противодействия коррупции.
При реализации надзорных полномочий особое внимание уделено вопросам противодействия коррупции в целях выявления, пресечения и предупреждения правонарушений данной категории, устранения их причин и условий, привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещения, причиненного в результате актов коррупции ущерба.
В январе — сентябре 2023 года выявлено более 900 нарушений антикоррупционного законодательства, установлены нарушения запретов, ограничений и обязанностей в деятельности более 490 государственных и муниципальных служащих, иных должностных лиц. В целях их устранения принято более 850 мер прокурорского реагирования, более 630 лиц привлечены по результатам их рассмотрения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Особое внимание уделено выявлению нарушений законодательства о противодействии коррупции, связанных с соблюдением служащими и иными лицами запретов, ограничений и обязанностей, требований о контроле за расходами, пресечением фактов злоупотребления (превышения) должностными полномочиями, непринятия мер к урегулированию конфликта интересов.
Установлены факты представления неполных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера более 440 служащими и иными лицами, в деятельности более 50 должностных лиц выявлены нарушения, связанные с неисполнением обязанности по урегулированию конфликта интересов.
Особое внимание уделяется пресечению фактов коррупции в отдельных сферах экономики, где риски коррупционных правонарушений повышены.
Размер причиненного коррупционными преступлениями ущерба по направленным в суд уголовным делам составил более 63,1 млн. рублей, добровольно возмещено более 60,2 млн. рублей, обеспечен арест имущества подозреваемых (обвиняемых) на сумму более 22,6 млн. рублей.
Итак, на фоне сложных тенденций и закономерностей развития деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции продолжает оставаться одним из важнейших направлений государственной правоохранительной деятельности/
Литература:
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г., которую ратифицировала Российская Федерация. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
- Степанова, Е. Е. Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции / Е. Е. Степанова, А. В. Земляков // Искусство правоведения. — 2023. — № 1(5). — С. 40–43.
- Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2021. — N 34. — Ст. 6170
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. — 1995. — N 229.
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О противодействии коррупции» // Российская газета. — 2008. — N 266.
- https://artright.ru/wp-content/uploads/2023/03/Журнал-15–2023–1.pdf