На сегодняшний день проблема коррупции в органах государственной власти и управления приобрела по-настоящему глобальный и системный характер. Кроме того, в современный период развития и становления Российской государственности коррупция стала одним из непреодолимых препятствий на пути государственно-правовых реформ, которые направлены на совершение социально-экономических преобразований нашей страны. Последствия данной проблемы напрямую подвергают удару как экономическое развитие Российской Федерации, так и жизнедеятельность каждого ее гражданина. В результате, хозяйствующие субъекты несут потери и издержки, которые влияют на их развитие и экономический рост, а в более широком масштабе мы можем наблюдать прямую угрозу экономическому росту, стабильности и правопорядку государства.
Сегодня, на борьбу с коррупцией ориентированы практически все государственно-правовые средства и институты, тем не менее видимого результата в деле противодействия коррупции в силу как объективных, так и субъективных причин наблюдать пока не приходится.
В своем исследовании мне бы хотелось сослаться на данные предоставленные международной организацией антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International», которая публикует ежегодный составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Согласно исследованиям за 2014 год, опубликованным на сайте организации [5], Россия набрала 27 баллов и заняла лишь 136 место из 175 возможных по уровню восприятия коррупции. Следует отметить, что при изучении мною рейтингов данной организации за прошедшие 5 лет место Российской Федерации с каждым годом только ухудшалось. Так, в 2013 году Россия набрала 28 баллов, что позволило занять ей 127 место из 177, а в 2012 133 место из 177. Делая вывод, следует констатировать, что несмотря на широкий перечень средств, направленных на противодействие коррупции в нашей стране видимых сдвигов пока не наблюдается.
Одним из государственно-правовых институтов призванных осуществлять противодействие коррупции как в органах власти и управления, так и в сфере хозяйственной деятельности, являются органы прокуратуры Российской Федерации. Прокуратура — (согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [1]. Из определения изложенного законодателем можно сделать справедливое суждение о том, что прокуратура является тем субъектом, в компетенции которого лежит осуществление надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, а так же выполнением государственными и муниципальными служащими запретов и ограничений, обусловленных их публичным положением. Кроме того, на органы прокуратуры возложен целый пласт полномочий по осуществлению мер административного принуждения за нарушение законодательства о противодействии коррупции. Так же в Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» в ст.9.1 закреплены положения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Согласно положениям статьи прокурорам, в рамках осуществления своих полномочий надлежит проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц. При этом при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурору надлежит внести авторам данного акта требование об изменении акта, которые будут являться обязательными к исполнению и предложить доступные способы по устранению выявленных коррупциогенных факторов. Так же законом предусмотрена возможность обращения в суд с целью вынесения решения об отмене нормативно-правового акта как несоответствующего законодательству РФ [1].
Несмотря на факт наличия в арсенале органов прокуратуры достаточного арсенала полномочий по противодействию коррупции, говорить о том, что их потенциал реализован в полном объеме пока не приходится. Для более успешной и эффективной реализации всего потенциала законодательства о противодействии коррупции, необходим комплекс методических рекомендаций и организационных средств, касающихся применения соответствующего законодательства, а так же наделения прокуратуры дополнительными организационными полномочиями в сфере противодействия коррупции. Так, в частности, при проверке уровня доходов, расходов и наличия имущества у государственных и муниципальных служащих, осуществляемой прокуратурой, на мой взгляд, отсутствует должный объем полномочий по проверке прокурорскими работниками банковских счетов и имущественных реестров, раскрывающих материальное положение, проверяемого служащего. Прокуратуре в данной деятельности приходится сотрудничать с органами Федеральной налоговой службы и счетной палаты, что зачастую значительно затягивает проводимую проверку и как следствие, затрудняет своевременное реагирование на допущенные нарушения. В данной деятельности необходима гибкость и оперативность, так как зачастую при подаче в органы прокуратуры деклараций о доходах и расходах, государственными служащими намеренно совершаются действия по сокрытию финансов и имущества, путем финансовых переводов на счета иных лиц, не подлежащих проверке и передаче им своего имущества по договорам дарения или фиктивным договорам купли-продажи. В связи с этим, на мой взгляд, было бы целесообразно внести изменения в Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [3] в части расширения круга субъектов членов семьи госслужащего в отношении которых так же проводится проверка их доходов и расходов.
Судебная статистика по делам коррупционной направленности, весьма противоречива, так как коррупционные правонарушения высоко латентны. Поэтому статистические данные лишь с определенной оговоркой способны показать уровень коррупционной деликтности в государстве. Так, согласно данным судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации по результатам рассмотрения в 2014 году уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям осуждено 10 784 лица, факт совершения которыми коррупционного преступления является доказанным. [7]
Согласно данным представленным генеральной прокуратурой Российской Федерации на координационном совещании руководителей правоохранительных органов, посвященному вопросу исполнения Национального плана по борьбе с коррупцией на 2014–2015 годы, состоявшимся 25 ноября 2015 года, за 2014 год правоохранительными органами было выявлено свыше 32,2 тысяч преступлений коррупционной направленности. [6] Не трудно заметить, что цифра выявленных преступлений, представленная генеральной прокуратурой сильно разница с результатами статистики, представленными судебным департаментом Верховного суда в трехкратном размере. Объяснение данному противоречию можно найти как в том, что преступления коррупционной направленности являются труднодоказуемыми и зачастую в отношении лиц, обвиняемых в совершении данного вида преступлений выносится оправдательный приговор, так и в том, что статистика предоставляемая государственными органами не может являться с полной вероятностью достоверной, как было сказано мною выше.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в Российской Федерации в настоящее время уровень коррупции очень высок, вследствие чего ее пагубные последствия непосредственным образом угрожают национальной безопасности, а также правам граждан. Принятое антикоррупционное законодательство пока в полной мере не приносит ожидаемых результатов в деле противодействия коррупционным правонарушениям, а значит поле для обсуждения и разрешения проблемы противодействия коррупции остается открытым.
Литература:
- О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2201–1-ФЗ (ред. от 17.11.1995) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
- О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // «Российская Газета» — Федеральный выпуск № 5953.
- Прокурорский надзор / под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Высшее образование, 2005. 460 с.
- Международная организация антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International»: сайт. URL: http://www.transparency.org/ (дата обращения: 27.11.2015).
- Генеральная прокуратура Российской Федерации: сайт. URL: http://www.genproc.gov.ru/ (дата обращения: 27.11.2015).
- Судебный департамент при верховном суде Российской Федерации: сайт. URL: http://www.cdep.ru/ (дата обращения: 27.11.2015).