В статье приводится анализ статистики преступлений коррупционной направленности, раскрывается роль прокуратуры в антикоррупционном просвещении в качестве меры предупреждения преступности, освещаются существующие проблемы и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное просвещение, прокуратура, противодействие коррупции.
The article analyzes the statistics of corruption-related crimes, reveals the role of the Prosecutor's office in anti-corruption education as a crime prevention measure, highlights existing problems and suggests ways to solve them.
Keywords: corruption, anti-corruption education, prosecutor's office, anti-corruption.
Правовое просвещение является важным элементом общественных отношений, способствуя формированию правовой культуры и правового сознания всего общества. Антикоррупционное просвещение как составная часть правового просвещения играет немаловажную роль в развитии сферы действия права. Однако реализация данной меры невозможна без высокого уровня правовой культуры общества. Непонимание всей важности и опасности проявлений коррупции приводит к тому, что люди сами способствуют её развитию [3].
Проанализировав статистику преступлений коррупционной направленности за 2021,2022 год из сайта Судебного департамента Российской Федерации (далее РФ) можно сделать вполне очевидный вывод: за один год общее число преступлений антикоррупционной направленности выросло на 5398 по сравнению с прошлым годом [5]. Не говоря даже о латентности преступлений, это достаточно большой рост. О таком скачке могут говорить различные обстоятельства, но в данном исследовании рассматривается лишь одна мера профилактики предупреждения преступности — антикоррупционное просвещение [4].
Стоит отметить, что ст. 6 Федерального закона (далее ФЗ) от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2023) указывает на одну из мер профилактики как — формирование нетерпимости к коррупционному поведению [6]. На наш взгляд основным способом реализации данной меры проходит посредством антикоррупционного просвещения граждан. Деятельность же прокуратуры в данной области, несомненно, играет важную роль. Осуществление же основной функции прокураторы — надзора является неотъемлемой частью в системе противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2007 году в системе органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее — СППК).
В частности, в Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции [7].
Аналогичные СППК созданы в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах.
В этих целях СППК выполняются задачи по обеспечению:
– прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
– прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;
– привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений;
– защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных правонарушений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве в пределах полномочий, предоставленных законодательством; возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.
Также данные подразделения осуществляют задачу по обеспечению своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий.
Таким образом, органы прокуратуры выполняют большой объём работы в сфере противодействия коррупции путём осуществления функций надзора и предупреждения преступности.
Однако, в рамках нашего исследования, стоит заострить внимание конкретно на предупреждении преступности.
Стоит отметить, что работа органов прокуратуры ведётся. Однако, как показывает статистика судебного департамента, данного уровня работы недостаточно. Также подтверждением данного высказывания является и социологической опрос, проведенный Генеральной прокуратурой РФ в 2019 году, в рамках которого респонденты отметили, что наиболее эффективной мерой по противодействию коррупции является повышение правовой грамотности населения [8].
Так, на основе:
– Статьи 7 ФЗ «О противодействии коррупции в РФ» [6]. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
А также:
– Статьи 8 ФЗ «О прокуратуре РФ» [9]. Координация деятельности по борьбе с преступностью:
- Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
- В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
В целях повышения эффективности антикоррупционного просвещения и понижения уровня роста правового нигилизма в обществе предлагается ввести изменения в положения Приказа Генпрокуратуры России от 02.08.2018 N 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» по организации в рамках координационных совещаний представителей правоохранительных органов, общественных и парламентских комиссий деятельности по правовому просвещению населения региона о противодействии коррупции и освещению деятельности правоохранительных органов о противодействии коррупции, с председательствующим в лице прокурора субъекта РФ.
На данных совещаниях главы правоохранительных органов будут представлять отчеты о проделанной работе по правовому просвещению населения региона о противодействии коррупции и освещению деятельности органа о противодействии коррупции.
Необходимо отметить, что на соответствующих совещаниях прокурор будет ориентировать правоохранительные органы к неукоснительному соблюдению и реализацию Указа Президента РФ от 16.08.2021 N 478 (ред. от 26.06.2023) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы», а именно положений, касающихся повышения эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов.
Литература:
- Сатаров Г. А., Левин М. И., Михайлова О. В. Скоробогатова А. В., Головщинский К. И. Антикоррупционная политика: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023. 397 с.
- Землин А. И., Землина О. В. Противодействие коррупции. Правовые основы: учебник и практикум для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2023. 197 с.
- Сафаров Э. А. Антикоррупционное просвещение и образование // актуальные проблемы науки и практики № 1. 2020 С. 2.
- Гармаев Ю. П. Реализация практико-ориентированного подхода в антикоррупционном просвещении // проблемы и перспективы развития государства в XXI веке 2015 с. 5.
- Судебный департамент при Верховном суде Российской федерации [Электронный ресурс] // http://cdep.ru (дата обращения: 04.10.2023)
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // «Российская газета» от 30 декабря 2008 г. N 266
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской федерации [Электронный ресурс] // https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (дата обращения: 06.10.2023)
- Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://мвд.рф/anticorr/opros-anticorr (дата обращения: 06.10.2023)
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366