В данной статье автором освещается проблема противодействия коррупции в целом и проблема антикоррупционного просвещения как средств противодействия коррупции, в частности. Приводятся правовые основы противодействия коррупции Российской Федерации. Рассматриваются элементы и объекты антикоррупционного просвещения.
Ключевые слова: антикоррупционная ситуация, коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное просвещение, политика противодействия коррупции, антикоррупционная пропаганда, антикоррупционный мониторинг, антикоррупционное законодательство, субъекты федерации, правовое регулирование.
Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. [1]
Национальная государственная политика противодействия коррупции, как целостная система взаимосвязанных и взаимообусловленных антикоррупционных мер и средств (инструментов), направленных на снижение уровня коррупции в государстве и обществе не возможна без установления определенных нормативных предписаний по её формированию и осуществлению. Как правило, любая всевозможная политика государства в какой бы то ни было, сфере изначально связана с принятием международного или национального политико-правового акта либо федерального или регионального закона, исходя из этого, не стала исключением из этого правила и национальная государственная политика противодействия коррупции в Российской Федерации. На региональном уровне такими политико-правовыми актами выступали различные по юридической природе нормативные правовые акты. Так, например, в Калининградской области таким политико-правовым актом, направленным на формирование и реализацию региональной политики противодействия коррупции, стал закон № 73 «О противодействии коррупции в Калининградской области» от 26 мая 2017 года (с изм. на 22 февраля 2019 года), утвержденная главой этого субъекта Российской Федерации, в других регионах — региональное антикоррупционное законодательство в котором определялись цели, задачи, средства и меры противодействия коррупции. [2]
Вопросы качественного улучшения противодействия коррупции в современном российском обществе находятся в центре внимания специалистов различных отраслей, а также представителей органов государственной власти. В этой связи каждые два года президент Российской Федерации принимает Национальный план противодействия коррупции. На данный момент последний план — на 2018г. — 2020г. В этом документе определены конкретные задачи по противодействию коррупции, предназначенные для всей Российской Федерации в целом и отдельных регионов в частности. Помимо Национального плана противодействия коррупции в регионах, таких как, например, Калининградская область, областная Дума принимает закон «О противодействии коррупции Калининградской области», то есть закон, относящийся именно к данному региону. Исходя из вышесказанного, данный закон является элементом качественного улучшения противодействия коррупции на региональном уровне, а именно в Калининградской области.
Закон «О противодействии коррупции Калининградской области» от 26 мая 2017 года № 73 (в редакции от 22 февраля 2019 года) принят Калининградской областной Думой Шестого созыва 26 мая 2017 года и состоит из 11 статей. В статье 2 настоящего закона дается понятие правовой основы противодействия коррупции в Калининградской области, далее представлена схема данной правовой основы.
Рис. 1. Схематичное изображение правовой основы противодействия коррупции на территории Калининградской области
Исходя из вышеизложенного, правовые основы противодействия коррупции на территории всей Российской Федерации в целом и Калининградской области в частности, созданы и функционируют в большей степени для того, чтобы была создана некая усреднённая граница, которой будут придерживаться все граждане и, тем самым наличие данной правовой основы будет являться неким элементом антикоррупционного просвещения населения. Такого мнения придерживаются многие современные исследователи проблемы антикоррупционного просвещения.
Антикоррупционное просвещение в ряде исследований определяется как — инициированный государством процесс распространения среди граждан знаний, культуры, морали через комплекс воспитательно-образовательных мероприятий, посредством существующей или развиваемой системы специализированных институтов государства.
Основным элементом системы антикоррупционного просвещения выступают его субъекты. В качестве субъектов антикоррупционного просвещения принято выделять субъекты, представленные на рисунке далее.
Рис. 2. Субъекты антикоррупционного просвещения
Помимо всего вышесказанного, встречаются случаи, когда региональными нормативными правовыми актами одновременно в качестве организаторов и исполнителей антикоррупционного просвещения выступают одни и те же органы. Так, в Калининградской области организация и проведение мероприятий по антикоррупционному просвещению возложена на Комиссию Правительства Калининградской области по соблюдению требований к служебному поведению государственными гражданскими служащими Калининградской области и урегулированию конфликта интересов. Однако, обычно совещательные, координационные и иные общественные советы и комиссии при органах публичной власти являются учреждениями, содействующими в организации или осуществлению антикоррупционного просвещения.
В качестве исполнителей антикоррупционного просвещения обычно указываются органы исполнительной власти либо их структурные подразделения. При этом в органах государственной власти и органах местного самоуправления полномочиями по осуществлению антикоррупционного просвещения обладают подразделения и сотрудники кадровых служб по профилактике коррупционных или иных правонарушений. Но, все же в отдельных случаях эта функция возлагается на иные органы.
Безоговорочно, в качестве лиц, осуществляющих антикоррупционное просвещение, могут выступать также представители средств массовой информации и коммуникации (журналисты), педагогические работники и члены общественных антикоррупционных органов и организаций, то есть широкий круг лиц, обладающих достоверными данными о состоянии коррупции, причинах ее существования, мерах противодействия этому отрицательному социальному, политическому и экономическому явлению. В данном случае одним из самых важных, если не самым важным требованием к исполнителям является наличие профессиональной антикоррупционной компетентности, поскольку не подготовленные лица могут принести больше вреда, чем пользы.
Федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления антикоррупционного просвещения, в качестве объектов антикоррупционного просвещения выделяют такое объекты, которые представлены на рисунке ниже.
Рис. 3. Объекты антикоррупционного просвещения
В связи с этим исследователи данной проблемы предполагают, что объектом антикоррупционного просвещения выступает все современное российское общество, хотя это не препятствует осуществлению антикоррупционного просвещения отдельных целевых групп (государственных и муниципальных служащих, учащихся и прочих).
Важнейшей составляющей процесса осуществления антикоррупционного просвещения являются его средства. В качестве таковых федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты выделяют опосредованные средства информационного воздействия: средства массовой информации, массово-коммуникационную сеть Интернет, научную и учебную литературу, плакаты, проведение конкурсов и выставок, а также непосредственное информационное воздействие: лекции, беседы, консультации, форумы, брифинги и т. д. Также необходимо отметить, что вопросам применения средств информационного антикоррупционного воздействия посвящено достаточное количество научных работ, в том числе и диссертационных. Однако наиболее распространенным непосредственным средством антикоррупционного просвещения, закрепленным нормативными правовыми актами, является антикоррупционное консультирование населения и отдельных целевых групп (государственных и муниципальных служащих). В качестве наиболее распространенных форм опосредованного информационного воздействия выступают разработка и доведение до субъектов антикоррупционного просвещения методических рекомендаций по вопросам противодействия коррупции. Как показывает опыт предыдущих исследований, количество подобных рекомендаций постоянно возрастает.
Литература:
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 07.02.2020).
- Закон Калининградской области от 26 мая 2017 года N 73 «О противодействии коррупции в Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 22.02.2019 N 269) // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/450229111 (дата обращения: 07.02.2020).
- Указ Президента РФ от 29.06.2018 N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301352/ (дата обращения: 07.02.2020).
- https://cyberleninka.ru/article/n/15741810
- https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnoe-prosveschenie-kak-sredstvo-protivodeystviya-korruptsii-ponyatie-i-soderzhanie