Нормы и положения Конституции Российской Федерации находят свое отражение в многочисленных нормативно-правовых актах, в том числе в антикоррупционном законодательстве. В данной статье проводится анализ содержания конституционных норм на наличие в них коррупциогенных факторов и даетсяоценкаэффективностимоделиорганизации власти в контексте борьбы с коррупцией.
Ключевые слова: конституционные нормы, коррупция, государственная и муниципальная служба, антикоррупционное законодательство, коррупциогенный фактор.
В настоящее время противодействие коррупции представляет собой одну из самых обсуждаемых и животрепещущих проблем как российского общества в целом, так и государственной гражданской службы в частности. Ни один год, ни одно десятилетие вопрос борьбы с коррупцией занимает «почетное» место на разворотах печатных изданий и ставится на повестку дня в выступлениях публичных должностных лиц; в средствах массовой информации нередко можно услышать об очередном коррупционном скандале с участием лиц, обладающих разным правовым статусом; государством ведется активная антикоррупционная политика, заключающаяся в разработке и внедрении все более новых и усовершенствованных мер борьбы с коррупцией. Несмотря на это, уровень коррупции в России еще достаточно высок.
Коррупция отрицательно сказывается на экономическом росте, здоровой конкуренции, нормальном функционировании рыночной экономики, а также приводит к социальному неравенству и нарушению демократических принципов. Всё это отражено в положениях Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию [1].
Статьи Конституции Российской Федерации не содержат четких формулировок, касающихся профилактики, минимизации и устранения последствий коррупционных деяний, однако, проанализировав их текст, можно отметить сферы, связанные с данной темой.
Фундаментальное значение в борьбе с коррупцией приобретает статья 2 Конституции РФ 1993 года, провозглашающая Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В государстве, где царит демократия, граждане могут принимать участие в принятии управленческих решений, реализуя свое избирательное право, право на участие в референдумах, а также через выборные органы государственной власти, общественные организации и СМИ. В данном случае деятельность органов власти в целом и государственных и муниципальных служащих в частности должна опираться на принципы гласности, прозрачности и открытости, а также ответственности перед народом. Только при таких условиях предпосылки для повышения уровня коррупции будут отсутствовать.
Правовое государство может существовать только тогда, когда соблюдаются принципы законности, справедливости и неотвратимости ответственности за совершение противоправных поступков. Следовательно, не представляется возможным и сосуществование выстраиваемого годами в России правового государства и коррупции, проявляющейся систематически. Данное утверждение находит свое отражение в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Однако, сегодня реализация положений всех вышеупомянутых нормативно-правовых актов не настолько эффективна, насколько могла бы быть, они представляют собой идеалы, которых Российская Федерация еще не достигла, но должна стремиться к этому.
Большое значение для развития законодательства в сфере борьбы с коррупцией имеет ратификация Российской Федерацией таких международных договоров, как:
– Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.;
– Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.;
– Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.;
– Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г.;
– Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17 декабря 1997 г.
Для того чтобы нормы данных международных договоров полноценно функционировали в нашем государстве, она должно приложить все усилия для приведения в соответствие положений внутреннего законодательства международным стандартам и требованиям.
Как считает Е. Ю. Бархатова, принцип организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом в Конституции Российской Федерации обладает высшей юридической силой [5, с. 22]. Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью согласно статье 2 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а представители власти ответственны за их признание, соблюдение и защиту. Статья 2 Всеобщей декларации прав человека [2], которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, также закрепляет равенство людей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного статуса. Более того, все без исключения люди наделяются всеми правами и свободами, без какого бы то ни было различия. Отметим, что в контексте Конституции Российской Федерации данная норма предполагает и то, что государство несет ответственность за признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Государство должно оградить свой народ от каких-либо незаконных вмешательств и притеснений.
Ни для кого не секрет, что коррупция — противоправное деяние должностного лица в целях достижения личной выгоды. Например, государственный или муниципальный служащий требует взятку за совершение каких-либо действий или подписание документов. Рассматривая ситуацию, в которой индивидуальный предприниматель желает дать взятку чиновнику за введение в эксплуатацию продовольственного склада, становится ясно, что его права будут нарушены, поскольку часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации наделяет каждого правом свободного распоряжения своими способностями при осуществлении предпринимательской и экономической деятельности.
Часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации гласит, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого нацелена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако, при наличии угрозы со стороны чиновников-коррупционеров, ими может быть нарушено право человека на свободное развитие и достойную жизнь. Часть 2 вышеупомянутой статьи содержит положение, согласно которому государство должно обеспечить поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, а также инвалидов и пожилых граждан. В дополнение к данной норме можно привести положение статьи 38 Конституции Российской Федерации, которая обеспечивает защитой государства данные категории граждан и четко определяет их в обществе. Государство свои обязательства, в контексте данных норм, выполняет, о чем свидетельствует обширная нормативно-правовая база, которая обеспечивает и поддерживает данные социальные группы. Однако и в данной сфере присутствует коррупция, которая выражается попытках незаконного получения и обналичивания материнского капитала при обращении к государственным и муниципальным служащим, сотрудникам полиции, пенсионного фонда и Росреестра с целью фальсификации документов, дачи ложных свидетельских показаний, оформления фиктивной ипотеки, покупки жилья непригодного для проживания. На основании этого можно сделать вывод, что в большинстве подобных ситуаций провоцируют совершение коррупционных действий граждане, пытающиеся реализовать материнский капитал не по назначению. Пытаясь получить не причитающиеся им средства, граждане идут на подкуп должностных лиц и тем самым провоцируют совершение преступных деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность согласно статьям 290, 291 и 291.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
На конституционном уровне был закреплен еще один фундаментальный принцип — принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, при этом обозначается их самостоятельность. Это значит, что весь объем власти не принадлежит конкретному органу власти. Каждый орган власти должен осуществлять только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа.
Предполагалось, что принцип разделения властей должен стать антикоррупционной гарантией, однако в Конституции Российской Федерации он недостаточно выдержан. Негласно в приоритете всё же находятся Президент Российской Федерации и исполнительная власть, а представляющая собой «единое целое» исполнительно-законодательная власть запросто может подавить судебную власть. В качестве доказательства может являться упразднение Высшего арбитражного суда под инициативой Президента Российской Федерации.
Если органами государственной власти не соблюдается принцип разделения властей, существует вероятность установления авторитарного режима, где государственные и муниципальные служащие действуют не в рамках закона, а в своих интересах и интересах руководства органов власти и глав государства, тем самым нарушая конституционные нормы и принципы, которые были приняты как раз в целях противодействия коррупционным проявлениям.
Особый интерес на этот счет представляет точка зрения Ю. А. Тихомирова, заключающаяся в следующем [4, c. 13]. Авторитарный режим подрывает доверие народа к власти, поскольку большинство управленческих решений принимается закрытой группой лиц, что создает почву для развития коррупции. Коррумпированная власть способна не только разрушить конституционные институты, но и благоприятствует противоправным действиям со стороны государственных и муниципальных служащих, что дает им возможность незаконно обогащаться.
Разбор статей Конституции Российской Федерации на наличие коррупциогенных факторов позволяет сделать вывод о том, что та система органов власти, характерная для нашего государства, с точки зрения борьбы с коррупцией обладает рядом недостатков и недостаточно эффективна.
Таким образом, коррупциогенные факторы были выявлены в главе 4 «Президент Российской Федерации» и главе 6 «Правительство Российской Федерации» Конституции. Первый коррупциогенный фактор заключается в дублировании полномочий. При Президенте Российской Федерации была создана администрация, конституционно-правовой статус которой до сих пор не определен. Можно предположить, что она дублирует полномочия Правительства Российской Федерации. В контексте противодействия коррупции все это выглядит крайне сомнительным.
В качестве второго коррупционного фактора выступает отсутствие и неполная регламентация процедур. Например, Конституция Российской Федерации закрепляет возможность прекращения полномочий Президента Российской Федерации, однако каким образом осуществляется процедура засвидетельствования неспособности Президента Российской Федерации осуществлять свои полномочия не закреплено ни в Конституции Российской Федерации, ни в одном нормативно-правовом акте.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, содержащиеся в Конституции Российской Федерации нормы могли бы лечь в основу организации эффективного механизма для борьбы с коррупцией. Однако пока среди ветвей власти существует дисбаланс, это не только мешает противодействию коррупции, но создает новые угрозы для ее проявления.
Литература:
- Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятая в Страсбурге 4 ноября 1999 года // Информационно-правовое обеспечение «Гарант»;
- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Информационно-правовое обеспечение «Гарант»;
- Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ, 4 августа 2014 года, № 31, ст. 4398;
- Тихомиров Ю. А. Правовое государство: модели и реальность // Журнал российского права, 2011 год, № 12, с. 5–20.
- Ломцев И. В. Коррупция как угроза конституционному строю Российской Федерации // Юридическая мысль, 2009 года, № 4, с. 21–23.