В статье освещен вопрос правовых основ антикоррупционного поведения в системе органов государственной власти. Проблема коррупции для России стала наиболее актуальной в период с начала 90-х г. Переход государства от командно-распределительной к рыночной системе, развитие частного бизнеса, переход государственной собственности в руки частных предпринимателей посредством приватизации, появление олигархии — все это причины появления коррупции в структурах государственной власти. Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции.
Ключевые слова: поведение, коррупция, государственная служба, запреты, ограничения
The article highlights the issue of the legal foundations of anti-corruption behavior in the system of public authorities. The problem of corruption for Russia became the most urgent in the period from the beginning of the 90s. The transition of the state from a command-and-distribution system to a market system, the development of private business, the transfer of state property into the hands of private entrepreneurs through privatization, the emergence of an oligarchy — all these are the reasons for the emergence of corruption in the structures state power. One of the main activities of state bodies to improve the effectiveness of combating corruption is the introduction of anti-corruption standards, that is, the establishment of a unified system of prohibitions, restrictions and permits for the relevant area of activity that ensures the prevention of corruption.
Keywords: behavior, corruption, civil service, prohibitions, restrictions
В нормах федерального законодательства о коррупции в России указывается, что именно Конституция РФ является правовой основой для осуществления противодействия с коррупцией [2]. Помимо этого, правовую основу противодействия коррупции в органах власти составляют конституционные законы, нормы международного права, Указы Президента, нормативно-правовые акты Правительства РФ, нормы федерального законодательства, законодательство субъектов РФ, муниципалитетов.
Основными принципами, на которых строится система противодействия с коррупцией в Российской Федерации, можно обозначить:
— принцип законности;
— принцип публичности и открытости;
— принцип обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
— принцип неотвратимости ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности;
— принцип сотрудничества власти и общества для решения вопроса коррумпированности в органах власти;
— принцип комплексности при решении вопроса борьбы с коррупцией.
Конституционно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации — это система норм, которые находят свое отражение в Конституции РФ и призваны противодействовать коррупции в стране на различных уровнях власти, во всех государственных и частных структурах.
Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой как основной закон.
Анализируя положения статьи 15 Конституции РФ, можно сделать вывод, что помимо норм Конституции регулирование антикоррупционной деятельности производится и на основании норм международного права и международных договоров, ратифицированных на территории страны [1].
Нормы международного права указывают на необходимость ведения борьбы с коррупцией всеми странами.
При разработке на национальном уровне законов Российская Федерация берет за основу вышеобозначенные международные нормативно-правовые акты в области противодействия коррупции.
Российская Федерация, ратифицируя международные НПА, взяла на себя ответственность и обязательства по принятию действенных мер борьбы с коррупцией. Ратифицированные НПА принимаются с целью минимизации риска возникновения коррупции во всех органах власти.
Анализируя нормы Конституции РФ, можно сделать вывод, что в ней не содержится прямого указания на борьбу коррупцией и антикоррупционную деятельность. И это несмотря на то, что Конституция РФ является основным законом на территории страны.
Нормами действующей Конституции гражданам страны гарантируется реализация основных прав (личные права, социально-экономические права, права политического характера). В случае возникновения коррупции происходит нарушение прав и законных интересов граждан. Это находит свое выражение в том, что при получении взятки государственный служащий незаконно присваивает себе средства, которые могли бы пойти на реализацию социальных полномочий государства (например, на развитие системы здравоохранения, образования).
Также в рамках положений статьи 1 Конституции РФ, Россия является демократическим государством, где права граждан представляют наивысшую ценность. При этом важно понимать и то, что помимо прав граждане наделяются и обязанностями, которые обязаны неукоснительно соблюдать. Если государственный служащий нарушает законодательство и получает (дает) взятку, то тем самым он нарушает правовые основы, заложенные статьей 1 Конституции РФ.
На основе Конституции разработаются различные нормативно-правовые акты, которые призваны регулировать вопросы борьбы с коррупцией. Одним из таких правовых актов является Уголовный кодекс РФ, в котором находят отражение меры ответственности за совершение коррупционных преступлений в виде дачи и получения взятки.
В федеральный закон «О противодействии коррупции» были внесены изменения в части обязывания государственных служащих предоставлять сведения о своих доходах и принадлежащем им имуществе.
Данные статистики указывают на несовершенство действующего законодательства в аспекте противодействия коррупции и пробелов.
Одним из таких пробелов является отсутствие в законодательстве термина «незаконное обогащение», которое часто присуще именно коррупционным преступлениям. Такая ситуация в свою очередь приводит к тому, что за такое незаконное обогащение к нарушителю не применяются юридические меры ответственности. Встретить понятие «незаконное обогащение» можно только в нормах гражданского законодательства. При этом стоит акцентировать внимание, что в данном контексте незаконное обогащение применяется по отношению к физическим лицам и не находит своего применения в отношении служащих в государственных органах власти [3, с. 547].
В данном направлении необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство и, прежде всего, уголовное с целью установления мер ответственности за незаконное обогащение вследствие совершения коррупционного преступления. Однако здесь может возникнуть проблема, заключающаяся в противоречии Конституции РФ, поскольку незаконное обогащение касается дачи лицом показаний против самого себя и признании личного обогащения, что противоречит нормам статьи 51 Конституции РФ в части прав лица не давать показаний против себя. считается, что это не совеем верная позиция, которая объясняется природой потерпевшей стороны (при коррупционных преступлениях — государство и общество, при других — граждане, хозяйствующие субъекты), которая отличается по коррупционным преступлениям от тех преступлений, которые совершаются в системе иных правоотношений [1].
Преступления коррупционной направленности — это преступления против общества и государства. Это объясняется тем, что в процессе получения взятки должностным лицом такие средства представлены средствами налогоплательщиков, идущих на развитие общества. Помимо этого, государственные служащие имеют некоторые привилегии перед другими представителя рынка труда: льготы при оплате ЖКХ, льготы в системе образования, здравоохранения и т. д.
Таким образом, проанализировав конституционно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации можно сделать следующие выводы [4, с. 195]:
— необходимо внести изменения (поправки) в нормы Конституции, дополнив их необходимостью сообщать о любых фактах коррупции, получении взятки должностными лицами;
— необходимо закрепить за контрольно-надзорными органами осуществления тщательной проверки информации о незаконном обогащении должностного лица на основании информации, поступающей от третьего лица;
— необходимо ужесточить меры ответственности за совершение коррупционных преступлений. В настоящее время чаще всего к ответственности государственные служащие привлекаются в виде штрафа и лишении прав на занятие должности и занятия определённой деятельностью. При этом крайне редко назначается более суровое наказание в виде лишения свободы, что позволяет некоторым служащим повторно совершать преступления коррупционной направленности. В данном направлении можно двигаться, основываясь на опыте таких стран, как Япония и Китай, в которых достаточно жесткое регулирование антикоррупционной деятельности.
Таким образом, коррупция есть преступление, наносящее ущерб государству и обществу и противоречащее основным конституционным принципам.
Немаловажной стороной деятельности государственных служащих является запрет на коррупционную деятельность. В целях противодействия коррупции среди данной категории государственных служащих, им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением установленных законодательством, а также получать вознаграждения от физических и юридических лиц, выезжать за пределы страны за счет таких лиц, использовать свое служебное положение с целью наживы и т. д.
Также следует отметить, что гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации [3, с. 546].
Законодательством также запрещено в течение двух лет после оставления государственной службы замещать должности либо выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Несоблюдение запретов, установленных нормами федерального законодательства, предусматривает возможность привлечения гражданского служащего к ответственности, которая определяется как данным законом, так и другими федеральными законами.
В заключение следует отметить, что предназначение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, это [5, с. 42]:
— установить препятствия для злоупотребления властными полномочиями;
— создать условия для независимости служебной деятельности от групп давления;
— обеспечить эффективную служебную деятельность.
Таким образом, существующие ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, имеют легитимный характер, то есть они оправданы и необходимы для защиты конституционного строя, прав и законных интересов гражданина.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, N 237. 25.12.1993.
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
- Набиуллин, А. И. Проблемы противодействия коррупции в современной России / А. И. Набиуллин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 546–549
- Серикбаева, Б. К. Проблемы противодействия коррупции в сфере государственного управления в России / Б. К. Серикбаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 194–196.
- Ткачев, С. В. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации // Образование и право, № 8. — 2020. — С. 42–47.