В настоящей статье дается общая характеристика действующего законодательства РФ в рамках, которого рассматривается понятие государственных закупок, в том числе и противодействие коррупции в сфере государственных закупок. Предпринята попытка всестороннего исследования видов коррупционных действий в сфере управления государственными закупками, а также анализируются статистические данные материалов судебной практики.
Ключевые слова: государственные закупки, законодательство РФ в сфере государственных закупок, коррупционные правонарушения, противодействие коррупции, коррупция, контроль в сфере государственных закупок, предотвращение коррупции.
Российское государство на современном этапе своего развития нуждается в постоянном и качественном предоставлении различных товаров, работ, в том числе и оказании услуг, что необходимо в целях обеспечения его нормального функционирования, а также выполнения основных функций, которые возложены на него 4.
Безусловно, основная часть бюджетных, в том числе и внебюджетных фондов, как правило, тратится на закупки товаров, выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных в целях удовлетворения государственных нужд 5. Поскольку, закупки в рамках государственного или иного заказа осуществляются за счет средств налогоплательщиков, соответственно эффективность расходования данных средств, в том числе и противодействие их расхищению считается одной из самых важнейших задач государства 4. Все вышеизложенное и представляет актуальность рассматриваемой темы научной статьи.
Так, система государственных закупок представляет собой достаточно ресурсоемкую, но одновременно и коррупционногенную систему. Согласно нормам федерального законодательства РФ, в частности в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственная закупка (или закупка) подразумевает закупку товаров, услуг, в том числе и работ, в рамках которого, заказчиком выступает непосредственно организация, которая занимается закупкой соответствующих товаров за счет выделенных ей бюджетных денежных средств 6. Как правило, подобная закупка проводится за счет бюджетных денежных средств — федеральных, региональных, в том числе и муниципальных. Соответственно, в рамках данного законодательного акта РФ законодателем предусмотрены основные правила проведения данной процедуры.
Естественно, противодействие коррупции в сфере осуществления государственных закупок считается общим делом не только государства, но общества и бизнеса в целом. Соответственно, основная цель государства в данной сфере заключается в том, чтобы вернуть доверие населения к государственным органам, наряду с этим сэкономить бюджетные денежные средства.
Далее представляется целесообразным рассмотреть статистические данные, представленные на интернет-ресурсе Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). Так, в период с 01.01.2020 г. по 11.11.2023 г. Верховных судом РФ было вынесено более 1100 судебных актов в сфере государственных закупок, в рамках ФЗ № 44, Арбитражными судами РФ было вынесено более 100 000 судебных актов, в том числе 8 926 судебных актов было вынесено Арбитражным судом Красноярского края. Также судами общей юрисдикции РФ было вынесено порядка 67 612 судебных актов, в том числе 1 770 актов вынесено судами общей юрисдикции Красноярского края. В рамках проведенного исследования, следует пояснить, что ежегодно в данной сфере похищается примерно триллион рублей или же четырнадцатая часть от всего консолидированного бюджета нашей страны, что представляет большой урон государству 3.
Как следует из материалов судебных дел, основной особенностью коррупционных действий в сфере государственных закупок считается то, что данные преступные деяния совершаются:
– непосредственно специальными субъектами (как правило, госслужащими и, лицами, наделенными широкими полномочиями);
– помимо вышеизложенного совершаются с помощью служебного положения, а также полномочиям определенного должностного лица;
– направлены непосредственно на получение личной выгоды должностным лицом;
– нарушают законные интересы государства;
– выполняются исключительно должностным лицом и умышленно;
– выполняются в интересах лица, который предлагает должностному лицу предоставление определенной формы вознаграждения (к примеру, взятки и т. д.).
Необходимо также отметить, что наиболее частым уголовным составом в сфере государственных закупок принято считать статью 214, ч. 4 УК РФ «Коммерческий подкуп, совершенный в составе группы лиц, в особо крупном размере» 5. Как правило, в судебной практике механизмами реализации коррупционных схем чаще становятся: заключение контрактов по сознательно завышенным ценам; использование «прокладок», т. е. технических компаний, которые выигрывают торги. Однако фактическим исполнителем заказа становится совершенно другое лицо, которое может, к сожалению, годами не получать средства за выполненные услуги (заказ); завышение стоимости и объемов выполненных работ; размещение фиктивных государственных заказов, при которых оплата производится, а соответственно услуги либо работы фактически не оказываются 3.
Далее следует отметить, что согласно ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции считается непосредственно обеспечение добросовестности, открытости, а также добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, в том числе услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд 7. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что во избежание злоупотреблений в сфере закупок в действующем законодательстве РФ содержится исчерпывающий перечень требований к участникам размещения государственного (иного) заказа, в том числе и недопущением установления других требований, чем предусмотренные законом и четко определены условиями допуска, а также отказа к участию в торгах. Однако при всем вышеизложенном, законодатель также установил ряд обязательных и дополнительных требований.
Также необходимо акцентировать внимание на том, что абсолютно все закупки планируются заблаговременно исходя из их целей посредством формирования планов-закупок и планов графиков. Как правило, наиболее приоритетным направлением планирования считается непосредственно приобретение для государственных, в том числе и муниципальных нужд инновационной и высокотехнологичной продукции. Невозможно оставить без внимания и тот факт, что введение механизма определения цены контракта не дает возможности участникам закупок сознательно завышать цену, в том числе и после отсева большинства претендентов идти на ее снижение и побеждать в торгах. К тому же за исполнением контрактов следят специальные органы аудита, которыми являются Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы регионов и муниципальных образований 1.
Законодателем также предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о закупках, которая нашла свое законодательное закрепление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (в частности, ст.7.29–7.32) и в Уголовном кодексе Российской Федерации (в частности, ст.285–286, 288–293) 2.
Таким образом, основными методами борьбы с проявлением коррупции в сфере государственных закупок, которые могут применяться на сотрудника, занимающегося закупом, относят: проверку анкетных данных, биографии кандидата и отзывов с предыдущих мест работы; специальные глубинные тестирования кандидатов при приеме на работу, с целью получения четкого психологического портрета лица; эффективная мотивация сотрудников 5.
Соответственно, на законодательном уровне предусмотрены и закреплены все необходимые нормы противодействия коррупции в сфере государственных закупок, однако полностью искоренить данные преступные деяния практически невозможно, поскольку, как правило, все усилия соответствующих органов направлены исключительно на устранение последствий совершенных лицами преступлений, но не на профилактику, в том числе и предотвращение данных действий. Безусловно, законодательство в целях противодействия коррупции в сфере государственных закупок должно развиваться и видоизменяться согласно жизненным реалиям.
Литература:
- Борьба с коррупционными правонарушениями в сфере использования государственного имущества и государственных закупок средствами прокурорского надзора: пособие / [авт. кол.; науч. ред. С. К. Илия]; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2014. — 120 с.
- Викулин, О. И. Механизмы противодействия контрактной системе государственных закупок // В сборнике: Мировая экономика в новых условиях развития: готовность к ответу на вызовы Материалы международной научно-практической конференции. Составители Е. В. Афанасьева, С. И. Союстова. 2019. С. 29–35.
- Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения: 11.11.2023).
- Мельцова, Д. А. Противодействие коррупции в государственных и муниципальных закупках / Д. А. Мельцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 273–276. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55748/ (дата обращения: 11.11.2023).
- Наумова, Н. В. Противодействие коррупции в государственных закупках: опыт зарубежных стран / Н. В. Наумова, Я. М. Шишкина. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы LVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань: Молодой ученый, 2023. — С. 9–14. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/482/17829/ (дата обращения: 11.11.2023).
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) // «Российская газета», № 80, 12.04.2013.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2023) // «Российская газета», № 266, 30.12.2008.