Международное право в современном мире становится основным регулятором общественных отношений, в связи с чем особенно повышается значимость международного сотрудничества. Данные явления несут собой высокую цель — повышение уровня взаимосвязанности государств мира и, как следствие, укрепление его целостности. Возможность обеспечения с помощью международного права и международного сотрудничества целостности мира позволяет создать во всем мировом сообществе определенный правопорядок. Как важнейший государственный орган в системе правоохранительных органов Российской Федерации прокуратура не остается в стороне от указанных мировых тенденций. Международное сотрудничество и участие в разработке международных договоров и соглашений являются неотъемлемыми направлениями деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации [2]. В данном случае прослеживается взаимосвязь с положением п. «к» ст. 71 Конституции Российской Федерации, в которой говорится о том, что внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации находятся в исключительном ведении Российской Федерации [1]. Поскольку Генеральная прокуратура Российской Федерации является высшим федеральным органом государственной власти в единой централизованной системе органов прокуратуры Российской Федерации, то, исходя из положений ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и Конституции РФ, можно заключить, что полномочия, перечисленные в упомянутом Федеральном Законе, не могут быть делегированы нижестоящим органам прокуратуры Российской Федерации. В свою очередь, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации непосредственно раскрывает порядок взаимодействия прокуроров (наряду с другими участниками уголовного процесса) с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями [3].
Очевидным является факт, что для успешного осуществления международного сотрудничества и эффективной реализации своих полномочий в данной области необходимо не только делегирование данных полномочий в национальном законодательстве страны, но и непосредственное действие в государстве широкого ряда международных нормативно-правовых актов. К таковым, в первую очередь, относятся Конвенции, провозглашающие основные общепризнанные нормы и принципы международного права. Они содержат в себе наиболее общие цивилизационные ценности, которые оказывают влияние на формирование национальных правовых систем. Подобные принципы и стандарты должны быть признаны Российской Федерацией. Вне подобного признания они не могут считаться частью российской правовой системы и, следовательно, не могут порождать каких-либо обязательств для Российской Федерации, ее органов и граждан.
В связи с вышеизложенным, актуальным для прокуратуры Российской Федерации много лет остается вопрос о правомерности ограничения основополагающих прав и свобод в исключительных случаях. При рассмотрении органами государственной власти, а именно органами прокуратуры Российской Федерации, дел, связанных с ограничением общепризнанных международных принципов, прав и свобод, нужно быть предельно внимательными, изучать все мельчайшие фактические обстоятельства и нюансы дела, изучать политическую обстановку в других странах, насколько это представляется возможным, делать необходимые запросы в государственные органы других стран, осуществлять иные процессуальные действия в пределах своей компетенции. Все это необходимо для того, чтобы не допускать произвола и незаконности, действительного, а не мнимого ограничения прав и свобод человека, нарушения общепризнанных норм и принципов международного права, а также в целях снижения процента решений, которые выносятся ЕСПЧ не в пользу Российской Федерации. Актуальность проблемы подтверждается статистическими данными, согласно которым Российская Федерация ежегодно находится в числе первых стран как по количеству поданных против нее жалоб, в целом, так и по количеству удовлетворенных жалоб, в частности [5].
Не менее актуальным для прокуратуры Российской Федерации остается на протяжении многих лет вопрос о расширении границ и возможностей международного сотрудничества. Решением проблемы в данном случае является проведение работы по дополнению перечня международных соглашений, как многосторонних, так и двусторонних, поскольку остается открытым вопрос о том, как поступать в случаях, когда необходим, но отсутствует международный договор с соответствующей страной. Хочется отметить, что данное направление деятельности развивается довольно успешно, что подтверждается ежегодным пополнением списка соглашений. Так, в числе последних — договоры с Объединенными Арабскими Эмиратами, Республикой Панама, Бельгией, Колумбией, меморандумы с Англией.
Здесь же хочется отметить проблему несовершенства внутреннего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, в четкой регламентации с которым обязана действовать прокуратура Российской Федерации. Нередки случаи, когда даже наличие успешных международных связей с иностранными государствами и их органами не может обеспечить успешного решения конкретной проблемы, поскольку имеет место пробел или коллизия в законодательстве страны. Международное сотрудничество России с другими государствами в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам без национального уголовного процесса осуществляться не может, поскольку реализация международных договоров по условиям самих же договоров возложена на уголовно-процессуальное законодательство исполняющей страны. В силу этого национальное законодательство является основой для создания и движущей силой для применения международных договоров. Международное право в этом аспекте выполняет вторичную роль. Непосредственная зависимость создания, действия и применения международного договора в целом и его норм от внутреннего права, различие их функций приводит к выводу о приоритете применения национального законодательства России в процессе сотрудничества по уголовным делам.
Однако характерная черта современности состоит в том, что осуществление прокуратурой своих функций возможно лишь при все более тесном взаимодействии внутригосударственного права с международным. Углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права носит характер объективной закономерности, которая отражает более общую закономерность — углубление взаимодействия национального общества с мировым сообществом.
Говоря о ведущих направлениях деятельности прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества нельзя не упомянуть об успешно развивающемся на сегодняшний день в России институте экстрадиции. Сотрудничество Генпрокуратуры России с компетентными органами иностранных государств в вопросах выдачи за последние несколько лет развивается достаточно активно. Статистика показывает, что возрастает с каждым годом не только объем работы Генеральной прокуратуры, который выражается в увеличении числа запросов о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности и для приведения приговоров в исполнение, но и процент удовлетворения данных запросов, что говорит об успешности и эффективности связей прокуратуры Российской Федерации и компетентных органов иностранных государств [4].
Однако, указанное направление также не обходится без существования пробелов, которые необходимо устранить. Так, в рамках законного и эффективного осуществления прокуратурой Российской Федерации такой деятельности, как экстрадиция, в УПК РФ следует предусмотреть детальный порядок объявления подозреваемого или обвиняемого в федеральный розыск, а также включить нормы, регламентирующие порядок и основания объявления лица в международный розыск для последующей экстрадиции. При этом важно отметить необходимость применения данной меры в каждом случае перед направлением запроса о выдаче.
Как одно из самых актуальных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации хочется выделить международное сотрудничество в целях борьбы с коррупцией. Для Российской Федерации проблема коррупции является особо актуальной. Экономический кризис, падение уровня правовой культуры очень сказываются на масштабах коррупции, которая продолжает внедряться не только в публичную сферу, но и негосударственную, вследствие чего, ежегодно Россия оказывается на вершине рейтингов самых коррумпированных стран мира. В Российской Федерации Генеральная прокуратура назначена центральным органом, ответственным за реализацию международных соглашений о борьбе с коррупцией.
Касательно нормативной базы по данному направлению деятельности прокуратуры Российской Федерации стоит отметить, что Россия выполнила на этот счет все свои международные обязательства. Законодательство на сегодняшний день отвечает всем международным стандартам и требованиям, более того, состояние антикоррупционного законодательства в России оценивается международными сообществами достаточно высоко. Законы, касающиеся противодействия коррупции, принимаются всеми парламентскими фракциями практически единогласно, что говорит о серьезных намерениях и целеустремленности государственных органов побороть злободневную проблему.
Генеральная прокуратура Российской Федерации занимается активным сотрудничеством с различными международными организациями по вопросам борьбы с коррупцией. В частности, взаимодействие осуществляется с Координационным советом Генеральных прокуроров СНГ, Международной ассоциацией прокуроров, Европейским союзом, ОБСЕ, ФАТФ, ГРЕКО и многими другими.
Острой проблемой в сфере международной борьбы с коррупцией является несовершенство национального законодательства в части понятийно-категориального аппарата. Сравнение национальных нормативных правовых актов с международными наглядно демонстрирует расхождение в определении некоторых понятий. Такое расхождение в понятиях является не совсем правильным, поскольку высоких показателей эффективности международного сотрудничества в этой сфере можно добиться только путем использования универсальных механизмов для всех государств, к которым относится и унификация определений.
Коррупция как социальное явление представляет собой дисфункцию процессов социального управления, разложение власти на основе девиантного поведения, обусловленного корыстной мотивацией. Именно поэтому, при принятии единого определения коррупции должны быть учтены и отмечены ее социальная сущность (разложение власти), нормативный характер (запрещенность нормами права), корыстная мотивация субъекта. Более того, коррупция должна пониматься шире, чем подкуп и продажность государственных служащих, которыми ограничивается ее понятие в России на сегодняшний день. Именно поэтому стоит отметить, что структура коррупции не должна быть ограничена лишь преступлениями коррупционной направленности, так как в нее входят и административные, дисциплинарные и гражданско-правовые правонарушения.
В рамках эффективного международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации с компетентными органами и учреждениями в борьбе коррупцией необходимо предпринять действия по унификации понятий во внутригосударственном антикоррупционном законодательстве в соответствии с положениями международных нормативных правовых актов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что перечень направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества на сегодняшний день является довольно обширным, в связи с чем органы прокуратуры наделяются достаточно широким кругом полномочий. Однако, анализ количественных и качественных показателей результатов работы по рассматриваемому направлению деятельности показывает, что в настоящее время деятельность прокуратуры не соответствует актуальным требованиям мирового сообщества и необходимому уровню. Существует объективная необходимость совершенствования законодательной базы, регламентирующей деятельность прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества, а также механизмов взаимодействия с компетентными органами и реализации делегированных ей нормативными актами полномочий.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1: по сост. на 18 марта 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 18 марта 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // URL: http://www.genproc.gov.ru.
- Официальный сайт Адвокатского кабинета The RosEvroSud project // URL: https://roseurosud.org.