Жизнь человека имеет различные стороны и сферы взаимодействия в обществе. Считается, что правоотношения существуют там, где есть не менее двух человек. Причем правоотношения возникают вследствие совершения определеных действий людьми, требующих урегулирования соответствующими правилами, включающими как запреты и ограничения, так и свободу на их совершение. Однако, в некоторых случаях, установленные государством нормы нарушаются отдельными субъектами правоотношений, вследствие выхода за рамки указанные в нормативно-правовых актах.
В данном аспекте понятие преступления в правовом государстве приобретает особый статус и становится одним из главных критериев ведения государственной политики, усиления приципов нетерпимости к преступности.
В Казахстане, как и в других странах, одной из острых социальных проблем является борьба с преступностью, успешное решение которой во многом зависит от совместной эффективной работы органов прокуратуры и вобщем всей системы правоохранительных органов. В данной работе прокуратуре отводится специальная роль координатора этой деятельности. В юридической науке рассматриваются разные подходы и мнения относительно обоснованности и состоятельности возложения на прокуратуру руководящей роли в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Однако, большинство из юристов-ученых согласны, что координация должна осуществляться под руководством определенного органа.
В целом же борьба с преступностью является одним объемным процессом, включающим в себя все стадии уголовного судопроизводства.
Как нам известно, Уголовно-процессуальное законодательство отождествляет понятия уголовного судопроизводства и уголовного процесса. Уголовное судопроизводство — это не только судебное, но и досудебное производство по уголовному делу. Таким образом, не только судебные стадии процесса, но и стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования также считаются частью судопроизводства. Этим подчеркивается, что деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, других участников процесса на так называемых досудебных стадиях осуществляется в тесной связи с деятельностью суда и создает необходимые предпосылки для осуществления правосудия по уголовным делам. Кроме того, законодательством предусмотрено постоянное участие в этих стадиях суда, который в виде судебного контроля за деятельностью органов предварительного расследования и прокурора осуществляет правосудие.
В этом процессе органам прокуратуры отводится особая роль, в соответствии со статьей 37 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре»: «прокурор осуществляет надзор за законностью актов и деятельности органов дознания и следствия, соблюдением установленного законодательством порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и проведения расследования».
Статья 38 выше указанного Закона перечисляет круг полномочий прокурора по обеспечению законности досудебного расследования, в который входят:
- получение для проверки от органов досудебного расследования уголовных дел, документов, материалов и иных сведений об уголовных правонарушениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, негласных следственных действий, досудебного расследования;
- проверка соблюдения законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся уголовных правонарушениях;
- поддержание либо отказ в поддержании перед следственным судьей ходатайства органа уголовного преследования о санкционировании содержания под стражей или домашнего ареста подозреваемого, обвиняемого, санкционирует применение залога;
- в необходимых случаях инициирование и проведение досудебного расследования, дача указания о производстве досудебного расследования;
- отмена незаконных постановлений лиц, осуществляющих досудебное расследование;
- если в ходе досудебного расследования были допущены нарушения прав участников процесса и других граждан, незаконные методы расследования, постановка вопроса об ответственности виновных лиц;
- в случаях неполноты досудебного расследования, а также установления допущенных нарушений законности возвращение уголовного дела на дополнительное расследование либо прекращение его в полном объеме или в отношении конкретных лиц;
- утверждение обвинительнго акта, протокола об уголовном проступке, направление уголовного дела в суд для рассмотрения по существу;
- требование при необходимости от руководителей следственных подразделений и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона, обеспечения полного раскрытия уголовных правонарушений;
- рассмотрение жалобы на действия (бездействие) и решения лица, осуществляющего досудебное расследование, руководителей органов досудебного расследования;
- проверка соблюдения установленного законодательством порядка и условий содержания под стражей лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано содержание под стражей;
- выполнение иных установленных законом полномочий. [1]
При этом основые полномочия органов прокуратуры регламентируются не только в законе, но в первую очередь определены в Конституции Республики Казахстан. В статье 83 Конституции говорится: «Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование». [2]
Таким образом, учитывая выше указанные нормы права, можно сделать вывод об основных полномочиях органов прокуратуры, где главным критерием их работы является надзор за законностью проведения следственных мероприятий.
В то же время, в Уголовном процессуальном кодексе Республики Казахстан в Главе 8 «Государственные органы и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования», части 3 статьи 58 говорится, что «прокурор вправе своим постановлением принимать дела к своему производству и лично производить расследование, пользуясь при этом полномочиями следователя». Также в 3-й части статьи 194 УПК РК указано: «Генеральный Прокурор РК, его заместитель, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры в исключительных случаях при установлении фактов неполноты и необъективности расследования, сложности и значимости дела могут образовать группу из числа прокуроров, а также следователей и оперативных сотрудников одного или нескольких органов, осуществляющих досудебное расследование, назначив при этом прокурора руководителем этой группы, оформив данное решение своим постановлением». [3]
Исходя из выше изложенного возникает вопрос, не противоречит ли Конституции непосредственное ведение следственных действий органами прокуратуры, так как их основной задачей является надзор за законностью и координация работы уголовно-следственных органов. Не будет ли это дублированием работы следственных органов, и не нарушаются ли при этом принципы объективности ведения следствия? То есть орган, который должен заниматься надзором за законностью, в данном случае, уголовного преследования — сам ведет следствие.
Анализируя выше указанные нормы права, авторы усматривают коллизию норм в части основных полномочий органов прокуратуры, так как в Констиутуции Республики Казахстан не предусмотрено ведение следственных функций прокуратурой.
В связи с этим, согласно Конституции Республики Казахстан, на наш взгляд, в Уголовном процессуальном кодексе РК требуют пересмотра и внесения изменений в вышеуказанные части статей. А именно, исключить часть 3 статьи 58 УПК РК, касающуюся права прокурора своим постановлением принимать дела к своему производству и лично производить расследование, пользуясь при этом полномочиями следователя, также четко регламентировать полномочия органов прокуратуры в части уголовного преследования, указанные в части 3 статьи 194 УПК РК.
По мнению авторов, данные изменения в законодательстве будут способствовать конкретизации полномочий органов прокуратуры, и исключат дублирование работы следственных органов.
Литература:
1. Закон Республики Казахстан «О прокуратуре». 21.12.1995 г.
2. Конституция Республики Казахстан. 30.08.1995 г.
3. Уголовный процессуальный кодекс Республики Казахстан. 03.07.2014 г.