Актуальные аспекты прокурорского надзора в сфере соблюдения экологического законодательства и противодействия экологическим преступлениям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 06.10.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Захарова, Е. Ю. Актуальные аспекты прокурорского надзора в сфере соблюдения экологического законодательства и противодействия экологическим преступлениям / Е. Ю. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 239-243. — URL: https://moluch.ru/archive/539/117888/ (дата обращения: 16.10.2024).



За последние десятилетия экологические проблемы стали одними из наиболее острых вопросов, стоящих перед человечеством. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, изменение климата — все это грозит серьезными последствиями для здоровья людей и животных, а также для всей планеты в целом. В настоящее время Основной закон нашей страны провозглашает положение, согласно которому «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Среди важнейших направлений деятельности государства выделяется охрана окружающей среды.

Вопросы утилизации отходов производства и потребления находятся в зоне повышенного внимания государства и общества. По данным Росприроднадзора ежегодно проводятся мероприятия по ликвидации 12–19 тыс. свалок отходов производства и потребления, однако почти столько же стихийных свалок образуется вновь, загрязняя окружающую природную среду.

В частности, в 2020 году ликвидированы 12,1 тысяч свалок, в 2021 году — 12,6 тыс. свалок, в 2022 году — 19,1 тыс. свалок. При этом за год было выявлено более 16 тысяч новых незаконных свалок, а на конец 2022 года в стране осталось около 12 тысяч стихийных свалок отходов. В 2022 году официально зарегистрировано образование 9 017 264 500 тонн отходов, передано для захоронения — 15 251 582 тонн.

В целях разрешения экологических проблем и устранения нарушений Росприроднадзром в 2022 году рассмотрено 55 тысяч обращений граждан, более половины из них касалось вопросов загрязнения окружающей природной среды выбросами и сбросами различных предприятий и неправомерного размещения отходов.

За 2021–2022 годы Росприроднадзором проведено свыше 20 тысяч контрольных проверок, выявлено 56 тысяч нарушений экологического законодательства и возбуждено 29 тысяч дел об административных правонарушениях, сумма наложенных штрафов превысила 987 млн.рублей. в 2021 году и 413 млн.руб. в 2022 году.

На основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87, исчислен размер вреда на сумму 17 503 110 тыс.руб. Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, позволила оценить вред причиненный почвам на суму 61 135 925 тыс.руб.

Изложенные данные о состоянии законности в экологической сфере свидетельствуют о распространенности нарушений экологического законодательства, сопряженных с причинением существенного вреда объектам экологической охраны. В данных обстоятельствах представляется обоснованной позиция Генеральной прокуратуры Российской Федерации, определившей надзор за соблюдением экологического законодательства одним из приоритетных направлений деятельности ведомства.

В 2018 году Генеральный прокурор РФ Ю. Я. Чайка указал на важность решения экологических проблем, в том числе связанных с размещением отходов производства и потребления и фактами незаконных рубок леса. Аналогичная позиция нашла отражение в приказе Генерального прокурора РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» (далее — приказ).

Согласно п. п. 3.1,3.2 приказа прокурорам поручено: «обеспечить эффективный надзор за исполнением законов в экологической сфере, в том числе об охране атмосферного воздуха, вод, лесов, почв, недр, объектов растительного и животного мира, водных биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий, об обращении с отходами, о рациональном использовании природных ресурсов, о промышленной безопасности». Кроме того, на прокуроров возложена следующая обязанность: «организовать системный сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в экологической сфере. В качестве источника информации активно использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», данные федеральных государственных информационных систем. В целях оперативного выявления участков загрязнения почв и водоемов, незаконных мест складирования отходов, несанкционированных мест добычи природных ресурсов, негативных изменений в лесных хозяйствах при наличии возможности использовать сведения, полученные с помощью беспилотных летательных аппаратов, аэрофотосъемки».

В соответствии с приказом перед прокурорами «стоят следующие задачи:

— давать оценку законности нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления,

— проверять целевое использование бюджетных средств, выделяемых на природоохранные мероприятия, в том числе при исполнении национального проекта «Экология», государственных и муниципальных программ, контрактов, и субвенций на реализацию переданных государственных полномочий,

— выявлять коррупционные проявления, в частности, злоупотребления полномочиями должностными лицами органов власти, курирующими вопросы экологии, охраны окружающей среды и природопользования, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот, в том числе при проведении государственного контроля (надзора),

— незамедлительно организовывать проверки информации о нарушении законов, требующей вмешательства прокурора, включать в план работы прокуратуры соответствующие надзорные мероприятия,

— обеспечить надлежащее взаимодействие с органами, осуществляющими полномочия по государственному (муниципальному) финансовому контролю, а также контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

— координировать деятельность правоохранительных органов по противодействию экологической преступности, предотвращению и пресечению нелегального использования природных ресурсов и их незаконного оборота.

— последовательно и настойчиво добиваться реального устранения нарушений законов в экологической сфере. Учитывая, что устранение таких нарушений требует длительного времени и выделения значительных средств, держать под контролем акты прокурорского реагирования до полного исполнения требований прокурора».

Приказ дает необходимые разъяснения сложным вопросам прокурорской правоприменительной деятельности. В частности, прокурорам предложено: «для выяснения вопросов, требующих специальных познаний (отбор проб, проведение лабораторных исследований, исчисление размера вреда), привлекать специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов контроля и подведомственных им учреждений» (пункт 3.8), «особое внимание уделять выполнению обязанностей по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде, взысканию платы за природопользование» (п. 3.9).

При осуществлении прокурорского надзора на данном направлении прокурорами особое внимание уделяется соблюдению требований следующих нормативных актов:

— Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,

— Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395–1 «О недрах»;

— Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

— Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,

— Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»,

— Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»,

— Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»,

— Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096;

— Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87,

— Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238,

— Приказ Генерального прокурора РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере».

— Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления, утвержденные Генпрокуратурой России 28.12.2018 N 74/3–34–2018.

В 2022 году органами прокуратуры России вскрыто более 292 тысяч нарушений природоохранного законодательства, для устранения которых принято свыше 150 тысяч актов реагирования. По материалам проверок возбуждено около двух тысяч уголовных дел. В суды направлено 27 тысяч исков на общую сумму более 20 миллиардов рублей.

Охвачены абсолютно все отрасли природоохранной деятельности и затронут весь спектр экологических проблем: нарушения при обращении с отходами производства и потребления, лесопользование, охрана атмосферного воздуха, почв и водоемов, добыча полезных ископаемых, рыболовство, ветеринария, особо охраняемые природные территории и другие.

За последние пять лет количество нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования не уменьшается. Так в 2018 году было выявлено в порядке общего надзора 283 619 нарушений, а в 2022–292 333.

Проведенный анализ наиболее типичных нарушений законности и мер прокурорского реагирования показывает, что среди общего количества преступлений в экологической сфере наиболее частыми являются нарушения законодательства об отходах производства и потребления (40 % от общего числа нарушений в сфере).

Например, в 2017 году Кинешемская городская прокуратура Ивановской области установила, что ООО «Чистое поле» выполнило строительство полигона твердых бытовых отходов с отклонениями от проектной документации, что повлекло незаконное размещение около 3,5 тыс. куб. м. отходов и загрязнение почвы на площади около 3,7 га.

По материалам Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 УК РФ в отношении должностных лиц подведомственного краевому Минстрою учреждения, определивших земли заведомо непригодные для строительства.

Проверки, проведенные органами прокуратуры Российской Федерации в 2016–2022 годах, свидетельствуют о том, что нарушения законов в области обращения с отходами производства и потребления многочисленны.

Наиболее типичные из них:

— нарушение установленных запретов на размещение отходов в границах населенных пунктов, в водоохранных зонах, на озелененных территориях;

— эксплуатация объектов захоронения отходов, не соответствующих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям;

— осуществление хозяйствующими субъектами деятельности в отсутствие лицензий, с нарушением их условий, без оформленных паспортов отходов, нормативов их образования и лимитов, производственного контроля;

— нарушение требований закона при лицензировании деятельности по обращению с отходами производства и потребления и при выполнении лицензионного контроля;

— нарушение установленных законом требований при проведении конкурсного отбора региональных операторов в сфере обращения с отходами;

— непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок.

Прокурорами на постоянной основе организован мониторинг состояния законности в сфере лесопользования, первостепенное значение уделяется вопросам пресечения незаконного использования и хищения лесных ресурсов, охраны лесов от пожаров. Принятые меры способствовали снижению объема нелегальных заготовок леса на четверть от уровня 2021 года, а площадь пожаров сократилась с 10 до 3,5 миллионов гектаров. Под особым контролем находится реализация инвестпроектов по созданию новых предприятий деревообработки. Например, в Иркутской области, где их пакет составляет 100 миллиардов рублей, вскрывались факты заготовки леса по старому лесоустройству. После вмешательства прокуратуры были отменены незаконные согласования решений местных органов по изъятию (изменение режима) земель особо охраняемы природных территорий в Ставропольском крае. На Байкальской природной территории и в Челябинской области пресечено нелегальное строительство рекреационных объектов, в Курганской и Тверской областях региональными властями возвращены отчужденные заповедные земли.

Согласно данным Генпрокуратуры в 2013 г. было зарегистрировано 24728 экологических преступлений, в 2015 г. — 24856, в 2016 г — 23688, в 2017 г — 24375, за январь-август 2018 г. В 2022 году количество преступлений против экологии в России снизилось почти на 5 % по сравнению с годом ранее — с 20,2 тыс. до 19 тыс. случаев. По результатам проверок надзорного ведомства в 2022 году возбудили более 2 тыс. уголовных дел.

К примеру, в Амурской области прокуратура обнаружила незаконные вырубки леса в нескольких районах региона, общий ущерб от которых составил около 19 млн руб.

Анализ состояния законности в Тамбовской области показал, что в 2022 году прокуратурой Тамбовской области в экологической сфере выявлено 2711 нарушений законодательства, на незаконные акты принесено 15 протестов, в суды направлено 619 исковых заявлений, внесено 881 представление, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 1228 лиц, объявлено 140 предостережений, по материалам прокурорских проверок возбуждено 16 уголовных дел.

В 2022 году по актам прокурорского реагирования в соответствие с требованиями федерального законодательства приведено 25 нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения в экологической сфере.

На системной основе организован сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в экологической сфере. К примеру, в рамках проверки информации, размещенной в сети «Интернет» в группе «Подслушано Тамбов» социальной сети «ВКонтакте» установлено, что в мае 2022 года неустановленными лицами в парковой зоне в месте строительства плотины произведена рубка 37 деревьев породы «клен» ущерб от которой составил 4106357 рублей, что образует признаки состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 260 УК РФ. Прокурором Ленинского района г. Тамбова 31.05.2022 материал направлен в порядке п. 2 ч.2 ст. 37 УПК РФ в УМВД, 03.07.2022 принято решение о возбуждении уголовного дела (в стадии расследования).

Одновременно установлено, что в указанном периоде неустановленными лицами без разрешительной документации и согласования с контролирующими органами, в нарушение правил охраны водных биологических ресурсов произвело строительство плотины на р. Цна, что привело к массовой гибели водных биологических ресурсов, ущерб от которых составил боле 540 тыс. руб.

Материалы прокурорской проверки по факту гибели водных биологических ресурсов 12.07.2022 были направлены в УМВД. 14.07.2022 принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 257 УК РФ.

В ходе проверки, проведенной прокурором Мучкапского района с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям и Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области на предмет соблюдения АО «Октябрьское» и ООО «Агрохимцентр Тамбов» порядка хранения агрохимикатов было установлено, что в нарушение требований законодательства объекты хранения агрохимикатов, эксплуатировались обществом без установления санитарно-защитной зоны. Выявленные нарушения послужили основанием для обращения прокурора Мучкапского района в суд с исковым заявлением о возложении на хозяйствующих субъектов соответствующих обязанностей. Во исполнение решения Мучкапского районного суда от 17.06.2022 ООО «Агрохимцентр Тамбов» разработало проект санитарно-защитной зоны.

Прокуратурой Сосновского района в феврале 2022 года было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ, в отношении ООО «Форест». Постановлением мирового судьи от 23.05.2022 юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 500 тыс. руб.

Установлено, что М., действовавший от имени и в интересах ООО «Форест», передал директору ТОГАУ «Цнинский лесхоз» взятку в виде денег в размере 1 млн. руб. за заключение с ООО «Форест» договоров по заготовке лесопродукции и купле-продаже древесины, а также за общее попустительство.

В 2022 году по результатам надзорных мероприятий в порядке п. 2 ч.2 ст. 37 УПК РФ в правоохранительные органы было направлено 16 материалов проверок по фактам совершения преступлений в экологической сфере по которым приняты решения о возбуждении уголовных дел.

К примеру, прокурором г. Моршанска в ходе надзорных мероприятий в квартале 352 выделе 14 лесного фонда Сокольниковского участкового лесничества Моршанского лесничества была выявлена незаконная рубка сырорастущих деревьев.

В связи с изложенным прокурором г. Моршанска в адрес начальника МО МВД России «Моршанский» направлен материал проверки, по которому возбуждено уголовное дело.

За 12 месяцев 2022 года на территории Тамбовской области зарегистрировано 13799 преступлений, из них 42 преступления в экологической сфере. Раскрываемость экологических преступлений снизилась и составила 32,4 %. Удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности составляет 0,3 %, что не оказывает существенного влияния на криминогенную обстановку. Основную массу среди экологических преступлений составляют преступления в сфере лесопользования -37, из которых 36 — это незаконные рубки лесных насаждений.

Таким образом, проведенное изучение состояния законности в экологической сфере позволяет сделать вывод, что несмотря на предпринятые надзорные меры и устранение многих ранее выявленных нарушений, постоянно появляются новые вызовы, гражданами и хозяйствующими субъектами допускаются факты причинения вреда природе, почвам, водам и атмосферному воздуху. Обеспечение экологической безопасности ‒ одна из ключевых задач прокуроров, прокурорский надзор на данном направлении постоянно совершенствуется, новые экологические проблемы и новые вызовы дают импульс для поиска и применения новых решений и воплощения новых практик защиты прав граждан на благополучную окружающую среду.

Литература:

  1. Ахмедова, Х. Г, Гаджиев, Н. Г., Коноваленко, С. А. Анализ и статистическая оценка современного состояния экологической преступности, пути повышения эффективности их выявления// Юг России: экология, развитие. — 2023. — № 18 (66). — С. 169–180.
  2. Доклад о состоянии окружающей природной среды Тамбовской области за 2021 год// Официальный сайт Управления по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области. URL.: https://eco.tmbreg.ru/files/LibraryDocs/Report/env_state/es2021.pdf (дата обращения 03.04.2023).
  3. Доклад о состоянии окружающей природной среды Тамбовской области за 2020 год// Официальный сайт Управления по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области. URL.: https://eco.tmbreg.ru/files/LibraryDocs/Report/env_state/es2020.pdf (дата обращения 03.04.2023).
  4. Ельцов, В. Н., Шуняева В. А. Экологические преступления: общий уголовно-правовой анализ// Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2018. — № 4. — С.23–26.
  5. Информация о развитие сельского хозяйства Тамбовской области за 2021 год//Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Тамбовской области. URL.: https://agro.tmbreg.ru/assets/files/buh/общая %20характеристика %20апк %202020 %20с %20уточн %20по %20стат.docx (дата обращения 02.04.2023)
  6. Капинус, О. С. Экологические преступления: проблемы уголовной ответственности//Вестник экономической безопасности. 2022. № 1-С.107–112.
  7. Основные показатели работы прокуратуры Тамбовской области за 12 месяцев 2022 года//Официальный сайт прокуратуры Тамбовской области URL.: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_68/activity/statistics/office/result?item=86096461 (дата обращения: 03.04.2023)
  8. Постановление администрации Тамбовской области «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области» от 21.11.2012 г. № 1443 (ред. от 15.02.2023)// Тамбовская жизнь. — 2012. N 97(1329).
  9. Прокуратура Знаменского района направила материал проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании лиц, виновных в загрязнении водных объектов//Официальный сайт прокуратуры Тамбовской области URL.: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_68/mass-media/news?item=86894440 (дата обращения 04.04.2023)
  10. Рыжикова, В. А. Природоохранная деятельность органов прокуратуры российской федерации// Вестник науки. — 2023. — № 1(58). — С.146–148
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая сфера, окружающая среда, отход производства, нарушение, прокурорский надзор, Тамбовская область, атмосферный воздух, приказ Минприроды России, Российская Федерация, тысяча.


Похожие статьи

Задать вопрос