О некоторых вопросах прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 18.01.2023

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Зотова, П. Э. О некоторых вопросах прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере / П. Э. Зотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 342-344. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99089/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассмотрены основные направления деятельности экологической прокуратуры, проблемные вопросы и пути совершенствования.

Ключевые слова: экологическое законодательство, природоохранная прокуратура, деятельность по защите окружающей среды, вопросы экологической безопасности.

В реалиях современной действительности вопросы, связанные с состоянием окружающей среды, стоят достаточно остро, поскольку от их решения зависит экологическая безопасность России. Наряду с преимуществами, которое несет в себе стремительное развитие общества, наблюдается рост негативных, а в некоторых случаях даже угрожающих тенденций.

В Государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году», подготовленном Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, отмечено, что 6 % от общей смертности и почти 2 % заболеваемости населения России связаны с загрязнением окружающей среды. Почти 4,3 млн случаев заболеваний обусловлено неудовлетворительным состоянием почв, атмосферного воздуха, качеством питьевых вод, продуктами питания [1].

Практика работы органов прокуратуры Российской Федерации свидетельствует о том, что в экологической сфере повсеместно допускаются многочисленные нарушения как должностными лицами, в том числе, осуществляющими функции государственного экологического контроля (надзора), так и руководителями государственных и негосударственных организаций, предпринимателями. Как следствие, это приводит к загрязнению атмосферного воздуха и водных объектов, истощению земель, недр и лесов, гибели животных и водных биологических ресурсов, причинению экологического вреда в виде негативных, зачастую необратимых последствий, представляет непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан.

На состоявшемся 17.03.2021 заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы органов прокуратуры в 2020 году и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2021 год отмечено, что «обеспечение экологической безопасности остается одной из ключевых задач органов прокуратуры Российской Федерации. При этом прокурорами повсеместно пресекались факты загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, в результате прокурорского вмешательства организована работа по ликвидации более 11 тыс. несанкционированных свалок».

На этом же заседании подчеркнуто, что «в области недропользования угрозу представляют бесхозяйные либо неликвидированные шахты, разрезы, отвалы, а также устаревшее оборудование, объекты накопленного вреда. Значительный вред окружающей среде причиняется незаконной добычей песка и других общераспространенных ископаемых. Вместе с тем прокурорами проведены результативные проверки исполнения законодательства в указанной сфере, мерами прокурорского реагирования остановлена незаконная добыча общераспространенных минеральных компонентов, вскрыты факты отступления недропользователей от лицензионных условий. По инициативе прокуроров приведены в соответствие с природоохранным законодательством более 1300 объектов недропользования» [2]. С учетом изложенного Генеральным прокурором Российской Федерации предписано усилить надзор органов прокуратуры по отмеченным направлениям.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» (далее — Приказ № 198) надзор за исполнением законодательства в экологической сфере предписано считать одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры и осуществлять его комплексно, гласно, с максимальным использованием возможностей институтов гражданского общества [3].

Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере обеспечивается как территориальными прокуратурами, так и специализированными природоохранными прокуратурами. Необходимость выделения отдельного вида прокуратур заключается в повышении эффективности прокурорской деятельности в специфических сферах правовых отношений, позволяет максимально сосредоточенно работать с вопросами, связанными с противоправными действиями в экологической сфере, тем самым, повышая результативность и эффективность работы прокуроров. Таким образом, к компетенции природоохранных прокуратур отнесены вопросы надзора за исполнением законодательства в экологической сфере.

Созданный надзорный механизм позволяет обеспечить системность и эффективность работы, сконцентрировать внимание на наиболее важных экологических проблемах и целенаправленно, последовательно добиваться от органов государственной власти и местного самоуправления их решения. Как правило, экологические правонарушения затрагивают одновременно права значительного круга лиц, а иногда жителей целых населенных пунктов.

Акцентируя внимание на основных задачах прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере, необходимо упомянуть выявление нарушений закона, выбор мер реагирования, выявление лиц, виновных в совершении правонарушений, принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, предупреждение нарушений законодательства.

Как известно, законодательство в экологической сфере достаточно обширно и в некоторых моментах неоднозначно. Поэтому прокурорам необходимо разбираться в законодательстве, регламентирующем экологическую сферу, своевременно изучать нововведения и поправки в законодательство, иметь чувство повышенной ответственности за принятые решения.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства в экологической сфере прокуроры руководствуются нормами закона, используя при этом опыт практической деятельности в том или ином направлении, которые выражены в научно обоснованных методических рекомендациях, призванных к решению стоящих перед прокуратурой Российской Федерации задач.

Ранее отмечено, что надзор за исполнением законодательства в экологической сфере является одним из приоритетных. Несмотря на это, существуют и проблемные вопросы, требующие дискуссии. К ним можно отнести, к примеру, неоднозначность понятия «экологическое преступление» , так как существует множество его интерпретаций. К сожалению, на сегодняшний день понятие «экологическое преступление» в Уголовном кодексе Российской Федерации не закреплено. Несмотря на то, что данный вопрос поднимается во многих научных работах, единого мнения о том, что же такое «экологическое преступление» не существует. Бринчук М. М. считает, что «экологические преступления» — это преступления, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации, и характеризуются нарушением правил охраны природы путем негативного воздействия на окружающую среду [4, c. 25].

Ерофеев Б. В. же полагает, что «экологическими преступлениями» являются общественно опасные деяния, посягающие на установленный экологический правопорядок, который причиняет вред окружающей среде и здоровью человека или же ставит под угрозу такого причинения [5, c. 13].

Исходя из различных мнений, которые ученые дают вышеупомянутому понятию, можно сформулировать вывод о том, что «экологическое преступление» — общественно опасное деяние, ставящее под угрозу исполнение законодательства и безопасность в экологической сфере. В связи с изложенным видится необходимость, несмотря на множество приведенных толкований данного понятия, законодательно закрепить термин «экологическое преступления» во избежание неоднозначных, двойственных ситуаций.

К сожалению, Приказ № 198 не содержит определения «экологическая сфера» . Вместе с тем в связи с отсутствием в отечественной доктрине и указанном организационно-распорядительном документе Генерального прокурора Российской Федерации единообразного подхода к трактовке понятийно-категориального аппарата, характеризующего содержание понятия «экологическая сфера», под «экологической сферой» предлагается понимать некое географическое пространство, то есть «территорию, включающую объекты природоресурсного комплекса (почву, атмосферу, недра, воды, растительный и животный мир и прочее), а также сферу экологических услуг и сферу материального производства. Следовательно, «экологическая сфера» — это не только сама природа, но и сопутствующая ее развитию деятельность человека, которые в совокупности отражают характер развития взаимоотношений общества и природы в конкретно-исторических условиях.

Таким образом, понятие «экологическая сфера» является достаточно «объемным», что предполагает необходимость прокурора ориентироваться в различных направлениях надзора за исполнением законодательства в экологической сфере. Поэтому зачастую прокурорам в рамках проведения проверки исполнения законодательства в экологической сфере для выяснения возникших вопросов приходится обращаться за помощью к специалистам органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Решение указанной проблемы видится в повышении квалификации самих прокуроров по вопросам обозначенной сферы, что может выражаться в проведении с ними учебно-методических мероприятий, направленных на совершенствование их знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы в органах прокуратуры.

В завершение следует отметить, что на сегодняшний день существуют все необходимые условия для выполнения поставленных перед органами прокуратуры задач. Лишь при условии своевременного выявления и устранения существующих проблем, работа органов прокуратуры будет эффективной.

Литература:

  1. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году», подготовленном Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL:https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/594/sqywwl4tg5arqff6xvl5dss0l7vvuank/Gosudarstvennyy-doklad.-O-sostoyanii-sanitarno_epidemiologicheskogo-blagopoluchiya-naseleniya-v-Rossiyskoy-Federatsii-v-2021-godu.pdf?ysclid=lbnetc467i61834785.
  2. Решение коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.01.2021 «Об итогах работы органов прокуратуры в 2020 году и о задачах по укреплению законности и правопорядка на 2021 год», доклад Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=59741739.
  3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» // Справочная правовая система «Гарант». URL: http://www.garant.ru.
  4. Бринчук М. М. Экологическое право: учебник для вузов / — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 350 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/298316.
  5. Ерофеев Б. В. Экологическое право России: учебник для академического бакалавриата / Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 455 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412447.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая сфера, исполнение законодательства, Российская Федерация, окружающая среда, Генеральный прокурор, атмосферный воздух, надзор, прокурорский надзор, Уголовный кодекс, экологическая безопасность.


Ключевые слова

экологическое законодательство, природоохранная прокуратура, деятельность по защите окружающей среды, вопросы экологической безопасности

Похожие статьи

Пути совершенствования прокурорского надзора в сфере защиты социальных прав человека

В статье автор обозначает ключевые направления прокурорского надзора в сфере защиты социальных прав граждан. Предлагаются возможные мероприятия с целью совершенствования надзора в данном направлении прокурорской деятельности.

Предмет и объект прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

На основе анализа сущности и предмета данной отрасли надзора определяются конкретные предложения по совершенствованию законодательства о прокуратуре.

Основные принципы деятельности прокуратуры и их значение для соблюдения прав предпринимателей

В статье рассмотрены основные принципы деятельности прокуратуры. В статье произведен анализ значения принципов деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Правовые аспекты организации и проведения государственного надзора в области охраны окружающей среды

В статье рассматриваются некоторые аспекты порядка организации и проведения государственного надзора в области охраны окружающей среды.

Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры

В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменит...

Особенности административно-правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан

В данной статье автором рассмотрены подходы к организации правового регулирования в области охраны здоровья граждан, реализуемые в Российской Федерации.

Некоторые проблемы организации органами прокуратуры координационной деятельности государственных органов в сфере борьбы с преступностью

В статье анализируются отдельные виды проблемные аспекты координирующей функции прокуратуры по борьбе с преступностью, а также рассматриваются вопросы взаимодействия в рамках осуществления данной деятельности с правоохранительными органами. Также ана...

Эффективность прокурорского надзора в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности и возможные пути его совершенствования

Автором рассмотрены основные результаты деятельности органов прокуратуры в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности и определены возможные пути по ее совершенствованию.

Похожие статьи

Пути совершенствования прокурорского надзора в сфере защиты социальных прав человека

В статье автор обозначает ключевые направления прокурорского надзора в сфере защиты социальных прав граждан. Предлагаются возможные мероприятия с целью совершенствования надзора в данном направлении прокурорской деятельности.

Предмет и объект прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

На основе анализа сущности и предмета данной отрасли надзора определяются конкретные предложения по совершенствованию законодательства о прокуратуре.

Основные принципы деятельности прокуратуры и их значение для соблюдения прав предпринимателей

В статье рассмотрены основные принципы деятельности прокуратуры. В статье произведен анализ значения принципов деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Правовые аспекты организации и проведения государственного надзора в области охраны окружающей среды

В статье рассматриваются некоторые аспекты порядка организации и проведения государственного надзора в области охраны окружающей среды.

Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры

В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменит...

Особенности административно-правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан

В данной статье автором рассмотрены подходы к организации правового регулирования в области охраны здоровья граждан, реализуемые в Российской Федерации.

Некоторые проблемы организации органами прокуратуры координационной деятельности государственных органов в сфере борьбы с преступностью

В статье анализируются отдельные виды проблемные аспекты координирующей функции прокуратуры по борьбе с преступностью, а также рассматриваются вопросы взаимодействия в рамках осуществления данной деятельности с правоохранительными органами. Также ана...

Эффективность прокурорского надзора в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности и возможные пути его совершенствования

Автором рассмотрены основные результаты деятельности органов прокуратуры в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности и определены возможные пути по ее совершенствованию.

Задать вопрос