В статье рассмотрены основные направления деятельности экологической прокуратуры, проблемные вопросы и пути совершенствования.
Ключевые слова: экологическое законодательство, природоохранная прокуратура, деятельность по защите окружающей среды, вопросы экологической безопасности.
В реалиях современной действительности вопросы, связанные с состоянием окружающей среды, стоят достаточно остро, поскольку от их решения зависит экологическая безопасность России. Наряду с преимуществами, которое несет в себе стремительное развитие общества, наблюдается рост негативных, а в некоторых случаях даже угрожающих тенденций.
В Государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году», подготовленном Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, отмечено, что 6 % от общей смертности и почти 2 % заболеваемости населения России связаны с загрязнением окружающей среды. Почти 4,3 млн случаев заболеваний обусловлено неудовлетворительным состоянием почв, атмосферного воздуха, качеством питьевых вод, продуктами питания [1].
Практика работы органов прокуратуры Российской Федерации свидетельствует о том, что в экологической сфере повсеместно допускаются многочисленные нарушения как должностными лицами, в том числе, осуществляющими функции государственного экологического контроля (надзора), так и руководителями государственных и негосударственных организаций, предпринимателями. Как следствие, это приводит к загрязнению атмосферного воздуха и водных объектов, истощению земель, недр и лесов, гибели животных и водных биологических ресурсов, причинению экологического вреда в виде негативных, зачастую необратимых последствий, представляет непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан.
На состоявшемся 17.03.2021 заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы органов прокуратуры в 2020 году и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2021 год отмечено, что «обеспечение экологической безопасности остается одной из ключевых задач органов прокуратуры Российской Федерации. При этом прокурорами повсеместно пресекались факты загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, в результате прокурорского вмешательства организована работа по ликвидации более 11 тыс. несанкционированных свалок».
На этом же заседании подчеркнуто, что «в области недропользования угрозу представляют бесхозяйные либо неликвидированные шахты, разрезы, отвалы, а также устаревшее оборудование, объекты накопленного вреда. Значительный вред окружающей среде причиняется незаконной добычей песка и других общераспространенных ископаемых. Вместе с тем прокурорами проведены результативные проверки исполнения законодательства в указанной сфере, мерами прокурорского реагирования остановлена незаконная добыча общераспространенных минеральных компонентов, вскрыты факты отступления недропользователей от лицензионных условий. По инициативе прокуроров приведены в соответствие с природоохранным законодательством более 1300 объектов недропользования» [2]. С учетом изложенного Генеральным прокурором Российской Федерации предписано усилить надзор органов прокуратуры по отмеченным направлениям.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» (далее — Приказ № 198) надзор за исполнением законодательства в экологической сфере предписано считать одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры и осуществлять его комплексно, гласно, с максимальным использованием возможностей институтов гражданского общества [3].
Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере обеспечивается как территориальными прокуратурами, так и специализированными природоохранными прокуратурами. Необходимость выделения отдельного вида прокуратур заключается в повышении эффективности прокурорской деятельности в специфических сферах правовых отношений, позволяет максимально сосредоточенно работать с вопросами, связанными с противоправными действиями в экологической сфере, тем самым, повышая результативность и эффективность работы прокуроров. Таким образом, к компетенции природоохранных прокуратур отнесены вопросы надзора за исполнением законодательства в экологической сфере.
Созданный надзорный механизм позволяет обеспечить системность и эффективность работы, сконцентрировать внимание на наиболее важных экологических проблемах и целенаправленно, последовательно добиваться от органов государственной власти и местного самоуправления их решения. Как правило, экологические правонарушения затрагивают одновременно права значительного круга лиц, а иногда жителей целых населенных пунктов.
Акцентируя внимание на основных задачах прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере, необходимо упомянуть выявление нарушений закона, выбор мер реагирования, выявление лиц, виновных в совершении правонарушений, принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, предупреждение нарушений законодательства.
Как известно, законодательство в экологической сфере достаточно обширно и в некоторых моментах неоднозначно. Поэтому прокурорам необходимо разбираться в законодательстве, регламентирующем экологическую сферу, своевременно изучать нововведения и поправки в законодательство, иметь чувство повышенной ответственности за принятые решения.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства в экологической сфере прокуроры руководствуются нормами закона, используя при этом опыт практической деятельности в том или ином направлении, которые выражены в научно обоснованных методических рекомендациях, призванных к решению стоящих перед прокуратурой Российской Федерации задач.
Ранее отмечено, что надзор за исполнением законодательства в экологической сфере является одним из приоритетных. Несмотря на это, существуют и проблемные вопросы, требующие дискуссии. К ним можно отнести, к примеру, неоднозначность понятия «экологическое преступление» , так как существует множество его интерпретаций. К сожалению, на сегодняшний день понятие «экологическое преступление» в Уголовном кодексе Российской Федерации не закреплено. Несмотря на то, что данный вопрос поднимается во многих научных работах, единого мнения о том, что же такое «экологическое преступление» не существует. Бринчук М. М. считает, что «экологические преступления» — это преступления, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации, и характеризуются нарушением правил охраны природы путем негативного воздействия на окружающую среду [4, c. 25].
Ерофеев Б. В. же полагает, что «экологическими преступлениями» являются общественно опасные деяния, посягающие на установленный экологический правопорядок, который причиняет вред окружающей среде и здоровью человека или же ставит под угрозу такого причинения [5, c. 13].
Исходя из различных мнений, которые ученые дают вышеупомянутому понятию, можно сформулировать вывод о том, что «экологическое преступление» — общественно опасное деяние, ставящее под угрозу исполнение законодательства и безопасность в экологической сфере. В связи с изложенным видится необходимость, несмотря на множество приведенных толкований данного понятия, законодательно закрепить термин «экологическое преступления» во избежание неоднозначных, двойственных ситуаций.
К сожалению, Приказ № 198 не содержит определения «экологическая сфера» . Вместе с тем в связи с отсутствием в отечественной доктрине и указанном организационно-распорядительном документе Генерального прокурора Российской Федерации единообразного подхода к трактовке понятийно-категориального аппарата, характеризующего содержание понятия «экологическая сфера», под «экологической сферой» предлагается понимать некое географическое пространство, то есть «территорию, включающую объекты природоресурсного комплекса (почву, атмосферу, недра, воды, растительный и животный мир и прочее), а также сферу экологических услуг и сферу материального производства. Следовательно, «экологическая сфера» — это не только сама природа, но и сопутствующая ее развитию деятельность человека, которые в совокупности отражают характер развития взаимоотношений общества и природы в конкретно-исторических условиях.
Таким образом, понятие «экологическая сфера» является достаточно «объемным», что предполагает необходимость прокурора ориентироваться в различных направлениях надзора за исполнением законодательства в экологической сфере. Поэтому зачастую прокурорам в рамках проведения проверки исполнения законодательства в экологической сфере для выяснения возникших вопросов приходится обращаться за помощью к специалистам органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Решение указанной проблемы видится в повышении квалификации самих прокуроров по вопросам обозначенной сферы, что может выражаться в проведении с ними учебно-методических мероприятий, направленных на совершенствование их знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы в органах прокуратуры.
В завершение следует отметить, что на сегодняшний день существуют все необходимые условия для выполнения поставленных перед органами прокуратуры задач. Лишь при условии своевременного выявления и устранения существующих проблем, работа органов прокуратуры будет эффективной.
Литература:
- Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году», подготовленном Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL:https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/594/sqywwl4tg5arqff6xvl5dss0l7vvuank/Gosudarstvennyy-doklad.-O-sostoyanii-sanitarno_epidemiologicheskogo-blagopoluchiya-naseleniya-v-Rossiyskoy-Federatsii-v-2021-godu.pdf?ysclid=lbnetc467i61834785.
- Решение коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.01.2021 «Об итогах работы органов прокуратуры в 2020 году и о задачах по укреплению законности и правопорядка на 2021 год», доклад Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=59741739.
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» // Справочная правовая система «Гарант». URL: http://www.garant.ru.
- Бринчук М. М. Экологическое право: учебник для вузов / — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 350 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/298316.
- Ерофеев Б. В. Экологическое право России: учебник для академического бакалавриата / Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 455 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412447.