Соблюдение установленного правопорядка на территории Российской Федерации всегда являлось одним из ключевых элементов в обеспечении стабильности общества и государства. Для реализации данного условия необходимо соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение действующих на ее территории законов. В рамках выполнения этой задачи важнейшим органом является прокуратура Российской Федерации, за которой закреплены соответствующие полномочия.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в различных направлениях, а также уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями [1]. Эта деятельность реализуется посредством осуществления соответствующими прокурорами прокурорского надзора и прокурорских проверок.
Для наиболее эффективной организации работы нижестоящих прокуроров Генеральная прокуратура издает Методические рекомендации, в которых закрепляет методику прокурорского надзора в различных направлениях. Так под методикой прокурорского надзора понимается совокупность методов, приемов, применяемых прокурорами в целях выявления нарушений законов и способствующих им обстоятельств, установления лиц, совершивших правонарушения и способствовавших им, причиненного противоправными деяниями вреда, а также устранения и предупреждения нарушения законов в будущем, привлечения к ответственности виновных и возмещения вреда [2, с.77].
При этом в рамках прокурорского надзора осуществляются прокурорские проверки, методики проведения которых также закрепляются в Методических рекомендациях Генеральной прокуратуры.
Под методикой прокурорской проверки будем понимать комплекс научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективным организации, подготовке, производству действий, направленных на выявление нарушений исполнения законов в той или иной сфере, а также оценке полученных результатов и выбору адекватных мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения [3, с.13].
В теории часто определение понятия прокурорского детерминируют через проверку, однако это не совсем верно, и для того, чтобы разграничить эти термины обратимся к научной литературе.
Так, Шайхлисламов Э. Р. и Ганеев Т. Ф. определяют прокурорский надзор как обособленный самостоятельный вид государственной деятельности, функции прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, а также коммерческие, общественные органа, организации, предприятия, учреждения, должностные лица или частные граждане. Он реализуется от имени государства и значимость данного положения стоит в том, что прокурор осуществляет свои должностные обязанности лично, выступает представителем и защитником общественных интересов не от лица каких-либо органов муниципального самоуправления, субъектов представительной, исполнительной и судебной власти, а их всех совокупности. Таким образом, в процессе своей деятельности прокурор приводит интересы отдельных субъектов, юридических, должностных и физических лиц в соответствии с интересами государства [4, с.205].
В свою очередь Ергашев Е. Р. и Фирсова А. А. дают определение прокурорской проверки, которая, по их мнению, представляет собой правовое средство прокурора, представляющее собой совокупность взаимосвязанных интеллектуальных, организационных, технических, управленческих действий, проводимых в установленный законом срок при наличии сведений о фактах нарушения закона и направленных на выявление нарушений закона, виновных лиц и привлечение их к установленной законом ответственности [5, с. 181].
Исходя из анализа вышеуказанных понятий, можно сделать вывод о том, что прокурорский надзор выступает содержанием, а прокурорская проверка — формой реализации надзора. Для их разграничения обратимся к актам, издаваемым Генеральной прокуратурой.
Приказ Генеральной прокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» закрепляет ряд приоритетных направлений прокурорского надзора:
– защита закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина;
– в сфере экономики сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства;
– с учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов [6] и т. д.
Из вышеперечисленных обратимся к надзору за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов, для осуществления которого есть детализирующий в данной сфере Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» [7], в котором Генеральный прокурор РФ ориентирует нижестоящих прокуроров при организации работы осуществлять следующее:
– незамедлительно организовывать проверки информации о нарушении законов, требующей вмешательства прокурора. При выявлении данных, свидетельствующих об устойчивых негативных тенденциях в этой сфере, включать в план работы прокуратуры соответствующие надзорные мероприятия;
– проводить тщательные проверки законности и обоснованности принятия решений о ликвидации, сокращении территории природно-заповедного фонда или об ослаблении его режима;
– регулярно проверять исполнение природоохранного законодательства при строительстве и эксплуатации объектов размещения, обработки, сортировки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов. Добиваться прекращения функционирования несанкционированных объектов размещения отходов производства и потребления, рекультивации загрязненных земель, ликвидации объектов накопленного вреда и т. д.
Более же частные случаи описываются в Методических рекомендациях. Так, например, по рассматриваемому направлению прокурорского надзора Генеральная прокуратура Российской Федерации издала «Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления» [8].
Рассматриваемый документ содержит положения о правовом регулировании обращения с отходами производства и потребления, объекты прокурорского надзора за исполнением законов об обращении с отходами производства и потребления, типичные нарушения законов в данной сфере и т. д. В рамках статьи нас больше всего интересует содержание пункта 5 «Методика осуществления надзора за исполнением законов об обращении с отходами производства и потребления» в результате изучения которого мы видим, что идет акцент именно на проведение соответствующих проверок «при проведении проверок важно учитывать установленное действующим законодательством разграничение полномочий по управлению и надзору (контролю) в области обращения с отходами производства и потребления между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектами и органами местного самоуправления».
«В первую очередь проверке подлежит информация об уклонении от проведения проверок и о непринятии территориальными органами исполнительной власти, осуществляющих функции по оказанию государственных услуг, контролю и надзору в установленной сфере деятельности мер по устранению правонарушений при обращении с отходами производства и потребления».
Анализ вышеуказанных организационно-распорядительных документов говорит о том, что надзор организуется через проверки и это демонстрируется тем, что Генеральный прокурор ориентирует проверять и оценивать законность деятельности поднадзорных объектов.
Литература:
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. N2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 03.02.2025) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. — N 8. — ст. 336; Собрание законодательства Российской Федерации, 2025. — N 6. — ст. 408.
- Агутин А. В. Общая методика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности: понятие и содержание / А. В. Агутин. — Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2017. — № 6. — С. 73–78.
- Методика и тактика проведения прокурорской проверки / О. Н. Коршунова, Е. Л. Никитин, Н. В. Кулик [и др.]. — СПб.: Санкт-Петербургский юридический ин-т (филиал) Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. — 240 с. — Текст: непосредственный.
- Шайхлисламов Э. Р.,Ганеев Т. Ф. «Сущность современного прокурорского надзора» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук» 2023. С. 204–206 с.
- Ергашев, Е. Р. К вопросу об основных требованиях, предъявляемых к организации и проведению прокурорской проверки / Е. Р. Ергашев, А. А. Фмрсова. — Текст: непосредственный // Российский юридический журнал. — 2013. — № 1 (88). — С. 180–184.
- Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (ред. от 10.09.2024) // журнал Законность, 2008. — N 32;2024. — N 10.
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» (ред. 25.11.2022). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления (утв. Генпрокуратурой России 28.12.2018 N 74/3–34–2018). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

