В статье международное сотрудничество органов прокуратуры в борьбе с международной преступностью рассматривается, как одно из важных направлений (функций) деятельности данной правоохранительной структуры наряду с прокурорским надзором, уголовным преследованием, координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участием в рассмотрении дел судами и участием в правотворческой деятельности. При этом международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации является ненадзорным направлением ее деятельности, приоритетность которой обусловлена неблагоприятной динамикой международной преступности и невозможностью противодействия ей правоохранительными органами одного государства.
Ключевые слова: международное сотрудничество, прокуратура, международная преступность, направления деятельности.
Международное сотрудничество и взаимодействие прокуратуры Российской Федерации с органами прокуратуры зарубежных стран, другими правоохранительными органами и специализированными международными организациями — одно из приоритетных направлений деятельности российского надзорного ведомства [8]. Причина этому: неблагоприятная динамика международной преступности и невозможность противодействия ей правоохранительными органами одного государства. Так, растут угрозы со стороны транснациональной организованной преступности, террористических и экстремистских организаций, увеличиваются потоки мигрантов, многие из которых являются носителями криминальной субкультуры и принимают активное участие в наркотрафике и формировании преступных сетей.
Международное сотрудничество представляет собой сложную систему отношений, включающую международную преступность как объект целенаправленного воздействия государств в борьбе с ней, согласованную политику, договорно-правовую основу и внутреннее законодательство, правоприменительную и организационную деятельность субъектов сотрудничества по предупреждению преступности, уголовно-правовой борьбе с ней и исполнению уголовных наказаний при соблюдении установленных правил обращения с правонарушителями.
Международная преступность, по мнению В. А. Номоконова, представляет собой «...противоправное функционирование профессиональных преступных либо транснационально-структурированных объединений, которые не имеют четкой организации групп обычных преступников различного характера сплоченности и разной численности (включая и тех преступников, которые действуют в одиночку), непосредственно связанное с пересечением данными преступными группами границ различных государств для того, чтобы иметь возможность реализовать свои преступные замыслы» [10; С. 38–39]. Однако, как представляется, автор излишне конкретизирует роль транснациональных преступных формирований. В связи с этим, для нас более приемлемым выступает определение международной преступности, сформулированное В. Ф. Цепелевым. Так, он обосновал, что под международной преступностью следует понимать комплексное социально-опасное международно-правовое и уголовно-правовое явление, включающее совокупность преступлений, характеризующихся определенной структурой (элементами) и проявляющихся на определенных уровнях [12; С. 45]. Поэтому в структуру рассматриваемой преступности можно включать международные преступления, преступления международного характера и общеуголовные транснациональные преступления.
Так, международными являются преступления против мира и безопасности человечества и представляющие повышенную опасность для всего человечества. Статут Международного Уголовного Суда к первому виду преступлений отнес преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии. К преступлениям международного характера относятся преступления транснационального характера, совершаемые, главным образом, частными лицами и посягающие на интересы нескольких государств [2; С. 7]. Преступления международного характера причиняют вред нормальным межгосударственным отношениям, мирному сотрудничеству государств, организациям и гражданам разных стран. В свою очередь, транснациональная преступность охватывает преступления, совершаемые на территории нескольких государств [11; С. 22].
По мере развития международного сотрудничества в сфере борьбы с международной преступностью увеличивается количество соглашений между соответствующими органами различных государств, что является характерной чертой современных международных отношений.Общепризнанно, что международное сотрудничество должно опираться на прочный правовой фундамент, полностью соответствовать основополагающим принципам и нормам международного права, отвечать требованиям международной законности и т. д. [5; С. 110].
Большую роль в осуществлении указанной деятельности играет прокуратура. Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту — Закон о прокуратуре) международное сотрудничество отнесено к функциям этого института государства (ст. 2). Важной составляющей такой деятельности служит взаимодействие в области правотворчества (ст. 8). Генеральным прокурором РФ углубление международно-правового сотрудничества определено как одно из основных направлений деятельности прокуратуры [13; С. 6].
Обычно в теории права под функциями понимаются направления деятельности. А. Ю. Винокуров понимает под функцией прокуратуры «...такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах; характеризуется определенным предметом ведения; направлен на решение задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств» [3; С. 43]. А. Ю. Винокуров в своих работах также высказывает точку зрения о том, что функция прокуратуры — это осуществляемый в строго регламентируемых законодательством рамках вид деятельности, направленный на достижение поставленных перед прокуратурой задач, исходя из установленной законами и руководящими указаниями вышестоящих прокуроров компетенции. В рамках конкретной отрасли прокурорского надзора указанный автор выделяет направления (подотрасли), а к тем видам деятельности, которые не являются самодостаточными, а во многом обеспечительными, по его мнению, следует применить термин «участок деятельности», т. е. направление деятельности прокуратуры, осуществляемой рой целей, заключающийся в реализации возложенных на нее полномочий в целях обеспечения выполнения возложенных на нее функций, характеризующееся преимущественно ведомственным регулированием полномочий прокуроров. К участкам прокурорской деятельности А. Ю. Винокуров относит, в частности, международное сотрудничество, участие в правотворческой деятельности, взаимодействие с органами публичной власти, государственный учет преступлений и некоторые другие [4; С. 54–61].
Е. Л. Никитин, по существу, отождествляет с направлением деятельности прокуратуры ее функции, полагая, что функцией прокуратуры является социально значимое направление деятельности этого органа, осуществляемое через конкретные виды его деятельности в рамках установленного типа его организации и деятельности [9; С. 26–28].
В. Г. Бессарабов приводит перечень функций прокуратуры: функция надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации; функция уголовного преследования; функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; функция участия прокуроров в рассмотрении дел судами; функция участия в правотворческой деятельности; функция международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации с соответствующими органами других государств и международными организациями (всего шесть функций) [1; С. 110–119].
Действительно, в п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре определена основная функция прокуратуры — надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. В п. 2 указанной статьи Закона перечисляются иные функции прокуратуры, в том числе уголовное преследование и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и некоторые иные. Другие функции прокуратуры рассредоточены по различным статьям раздела 1 и включены в ст. 51 Закона о прокуратуре и прямо не именуются функциями прокуратуры.
Анализ действующего законодательства о прокуратуре Российской Федерации позволяет утверждать о восьми функциях этого правоохранительного органа:
1) надзор за исполнением законов (абз. 1 п. 1 ст. 1, абз. 2–6 п. 2 ст. 1, ст. ст. 21–25.1 главы 1, ст. ст. 26–28 главы 2, ст. ст. 29–31 главы 3, ст. ст. 32–34 главы 4 Закона о прокуратуре);
2) уголовное преследование (абз. 7 п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре);
3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (абз. 8 п. 2 ст. 1, ст. 8 Закона о прокуратуре);
4) участие прокуроров в рассмотрении дел судами (п. 3 ст. 1, ст. ст. 35–39 Закона о прокуратуре);
5) участие в правотворческой деятельности (п. 4 ст. 1, ст. 9 Закона о прокуратуре);
6) международное сотрудничество (ст. 2 Закона о прокуратуре);
7) участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной властей, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; для краткости предлагается поименовать функцию как участие прокуроров (и иных лиц прокуратуры) в заседаниях органов государственной власти (ст. 7 Закона о прокуратуре);
8) рассмотрение и разрешение прокуратурой заявлений, жалоб и иных обращений (ст. 10 Закона о прокуратуре).
Тем самым, по словам В. Н. Галузо, международное сотрудничество прокуратуры следует рассматривать как функцию этого ведомства в соответствии с действующим законодательством, однако, международное сотрудничество не рассматривается в теории в качестве основного направления деятельности органов прокуратуры [6; С. 238].
Как отмечает Л. Лазутин, ретроспективный анализ возникновения и развития международного сотрудничества в борьбе с преступностью позволяет сделать вывод о том, что оно прошло длительный и сложный путь становления от договорно-правовой формы до комплексной совместной деятельности, которая предопределяет современное состояние и тенденции развития сотрудничества в данной сфере [7].
Таким образом, международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации –это основанная на внутреннем законодательстве, а также нормах и принципах международного права совместная согласованная деятельность Генеральной прокуратуры РФ и уполномоченных государственных органов иных государств и международных организаций, направленная на решение задач, стоящих перед указанными органами и требующих межгосударственного взаимодействия.
Международное сотрудничество — одно из важных направлений (функций) деятельности прокуратуры Российской Федерации наряду с прокурорским надзором, уголовным преследованием, координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участием в рассмотрении дел судами и участием в правотворческой деятельности. Международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации — ненадзорное направление ее деятельности. Однако, поскольку основное историческое предназначение прокуратуры Российской Федерации – осуществление надзора за исполнением законов, все остальные функции органов прокуратуры России неразрывно связаны с надзорными полномочиями. Возложение функции международно-правового сотрудничества на прокуратуру обусловлено развитием международных связей России, включением ее в мировое сообщество и, как следствие, расширением сферы международно-правового сотрудничества РФ.
Литература:
- Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2007.
- Бояринова В. О. Субъекты международно-правового сотрудничества по противодействию транснациональной преступности: дис.... канд. юрид. наук. — М., 2010. 204 с.
- Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для СПО / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров; под общ. ред. А. Ю. Винокурова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. 352 с.
- Винокуров А. Ю. К вопросу о классификации внешнефункциональной деятельности прокуратуры Российской Федерации. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры. М., 2012. С. 54–61.
- Волеводз А. Г. Некоторые организационные аспекты сотрудничества в борьбе с преступностью в Европейском союзе // Уголовное право. 2009. № 4. С. 109–112.
- Галузо В. Н. Международное сотрудничество в системе функций Прокуратуры Российской Федерации: pro et contra // Международное право и международные организации. 2014. № 2. С. 237–244.
- Лазутин Л. Международное сотрудничество и правовая помощь // Законность. 2008. № 3.
- Международное сотрудничество // Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/ms/ (дата обращения: 30.07.2018).
- Никитин Е. Л. Функции прокуратуры и отрасли прокурорской деятельности: понятие, сущность, классификация // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2004. № 6. С. 26–28.
- Номоконов В. А. Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность. Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. 2001. 375 с.
- Репецкая А. Л. Транснациональная организованная преступность: дис.... д-ра юрид. наук. — Иркутск, 2001. 388 с.
- Цепелев В. Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью: дис.... д-ра юрид. наук. — М., 2001. 418 с.
- Чайка Ю. Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. № 7.