Легальная дефиниция понятия «функций прокуратуры» не закреплена ни в основном законе [3], который регулирует деятельность прокуратуры, порядок её организации, структуру и так далее, ни в каком-либо ином нормативно-правовом акте, закрепляющим определённые аспекты правового регулирования деятельности органов и организаций прокуратуры. Наиболее лаконичным и чётким определением изучаемого понятия является следующее: функции прокуратуры — это конкретный вид её деятельности, который не только предусмотрен федеральным законодательством, но и обусловлен правовым и общественным назначениями прокуратуры, выраженными в её задачах, обусловленный определённым предметом ведения, направленностью на решение этих задач и применением присущих этому виду деятельности правовых средств и инструментов [11].
Система функций, которые возложены государством на органы прокуратуры, закреплена как в основном законе российского государства — в части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации [1] –, так и в основном специализированном нормативно-правовом акте, регулирующим деятельность прокуратуры, порядок её организации и структуру — Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Указанная система (согласно части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации) включает три основные функции органов прокуратуры: 1) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение действующего законодательства; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; 3) уголовное преследование. Остальные функции Основной закон российского государства именует в качестве иных.
Иные функции органов прокуратуры Российской Федерации конкретизируются в частях 2–4 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [3].
Перечисленные функции определены следующим образом:
- Исследуя функции прокуратуры, прежде всего, следует начать с индивидуальной, имманентной функции прокуратуры, обусловливающую её уникальность и самобытность. Данная функция именуется как прокурорский надзор. Именно с помощью указанной функции прокуратура Российской Федерации осуществляет большинство указанных в действующем законодательстве принадлежащих ей полномочий, способствуя осуществлению правосудия и повышению состояния законности и правопорядка как в обществе, так и в государстве. Отраслями данной функции выступают: осуществление надзора за исполнением законов органами, указанными в абзаце 2 части 2 статьи 1 вышеупомянутого нормативно-правового акта, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами, указанными в абзаце 2 части 2 статьи 1 вышеупомянутого нормативно-правового акта; надзор за исполнение законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, а также предварительное расследование; надзор за исполнением законов судебными приставами; «надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, которые исполняют наказание и применяют назначаемые судом меры принудительного характера; администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу» [3].
- уголовное преследование осуществляется на всём протяжении предварительного расследования. Так, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 73 УПК РФ одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию в уголовном судопроизводстве является виновность лица, такая же цель отображена в понятии уголовного преследования п.55 ст.5 УПК РФ, а именно «изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления». И если прокурорский надзор осуществляется на всех стадиях уголовного судопроизводства, а предварительное расследование является одной из стадий, то можем сделать вывод о том, что уголовное преследование осуществляется в течение всего предварительного расследования (в форме прокурорского надзора).
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Нормативно-правовой основой выполнение указанной функции выступают не только основной закон российского государства, но и специализированный Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 (ред. от 31.12.2019) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»).
Вместе с тем иные правовые положения вышеупомянутого нормативно-правового акта определяют и другие функции органов прокуратуры: например статья 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [3] устанавливает ещё одну функцию прокуратуры (правотворческая), согласно которой прокурор при установлении в ходе реализации своих полномочий необходимости модернизирования действующего законодательства имеет право вносить и в законодательные органы, и в органы, обладающие правом законодательной инициативы, как соответствующего, так и нижестоящего уровней предложения либо о принятии, либо о изменении, либо о дополнении, либо об отмене определённых нормативно-правовых актов.
Часть 3 статьи 1 Федерального законе «О прокуратуре Российской Федерации» [3] закрепляет функцию органов прокуратуры, которая заключается в участии прокурора в рассмотрении дел судами.
Органы прокуратуры также выполняют функцию правовой пропаганды, отражённой в Приказе Генпрокуратуры России от 02.08.2018 № 471, которая состоит из следующих аспектов: во-первых, информирования различных органов государственного механизма и населения о состоянии законности; во-вторых, различных выступлений в средствах массовой информации; в-третьих, осуществление мероприятий, направленных на правовое просвещение не только населения, но и различных органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно статье 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет государственный единый статистический учет данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре (далее — государственный единый статистический учет), проводит федеральное статистическое наблюдение на основе первичных статистических данных, предоставляемых государственными органами. Целью которого, в соответствии с п.1.2 «положения о государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре» является обеспечение государственных органов Российской Федерации достоверной и полной статистической информацией о сообщениях о преступлениях и результатах их рассмотрения, состоянии преступности, состоянии и результатах следственной работы, дознания и прокурорского надзора для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, прокурорского надзора, укрепления законности и правопорядка в Российской Федерации, реализации прав человека и гражданина.
Государственный единый статистический учет осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации с использованием программно-технических средств государственной автоматизированной системы правовой статистики посредством: проведения федерального статистического наблюдения (сбора первичных статистических данных, предоставляемых государственными органами, обладающими ими), обработки данных, полученных в результате наблюдения, и последующего формирования официальной статистической информации; сбора первичных статистических данных о результатах прокурорского надзора, их обработки и формирования статистической отчетности органов прокуратуры Российской Федерации.
Следует также отметить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции выполняет не только национальную, но и международно-правовую функцию, закреплённую в статье 2 федерального закона, статья выражается в следующем: 1) прямые связи с органами и организациями прокуратуры других государств и различными международными организациями, сотрудничает с ними; 2) заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью; 3) участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. Международное сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации регулируется не только положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», но и иными нормативно-правовыми актами: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [4] (часть 5. «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [5] (статья 29.1.1.) и многие другие. Значимую роль в международном сотрудничестве играют соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В качестве наглядного примера можно привести Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией от 2007 года [2], которое регламентирует взаимодействие генеральных прокуратур (прокуратур) государств в целях борьбы с коррупцией и выработки согласованной стратегии противодействия коррупции.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 11. — ст. 1416; 2022. — № 41. — ст. 6933.
- Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией от 25 апреля 2007 // Текст документа официально опубликован не был.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 2023. № 51. Ст. 9167.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // Российская газета. 2001. № 249; СЗ РФ. 2024. № 8. Ст. 1038.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // Российская газета. 2001. № 256; СЗ РФ. 2024. № 1. Ст. 50 (часть I).
- Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958; 2020. № 1. Ст. 7 (часть I).
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 августа 2023 № 584 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления (с изменениями на 20 февраля 2024 года)» // Законность. 2023. № 11.
- Приказ Генпрокуратуры России от 09.12.2022 N 746 «О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре» (вместе с «Положением о государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре»
- Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2018 N 471 (ред. от 09.06.2025) «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию».
- Бабаев С. Н. Участие прокуратуры в реализации правотворческой функции // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2014. № 3 (18). С. 47–58.
- Гальченко А. И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы // Lex Russica. 2014. № 11. С. 1346–1359.

