Формирование экономического механизма реализации региональных программ развития лесного хозяйства (на примере Чеченской Республики) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гайсумова, Л. Д. Формирование экономического механизма реализации региональных программ развития лесного хозяйства (на примере Чеченской Республики) / Л. Д. Гайсумова, Д. В. Алиханова, М. В. Давлаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 1. — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3261/ (дата обращения: 17.12.2024).

Одним из важнейших природных богатств республики являются леса. На базе разработки лесных ресурсов, которыми богаты горные районы, в постсоветское время получили развитие лесопильная промышленность, производство мебели, столярных изделий и многое другое.

Также важна роль лесов в обеспечении экологического благополучия городов и населенных пунктов республики.

Леса выполняют водоохранные, защитные и санитарно-гигиенические функции. Среди них есть особая категория, имеющая чисто рекреационное назначение. К сожалению, на данный момент зеленый фонд поселений, в том числе городские леса, значительно меньше нормативной потребности.

В связи с тем, что в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации все леса Чеченской Республики отнесены к категории защитных, то естественно в них изменен режим пользования лесом.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих функций, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Для реализации программы развития лесного хозяйства учитывались следующие ос­новные факторы: наличие официально утвержден­ной лесной политики; структура прав собственности на лесные ресурсы (полнота определения прав собственности на лесные ресурсы в действующем экономическом и лесном законодательстве; защита прав собственности на лесные ресурсы; механизм реализации прав государственной собственности на лесные ресурсы); развитие рынка лесных ресурсов; формы экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями; правовые нор­мы, обеспечивающие финансовые гарантии устой­чивого развития лесного хозяйства; неформальные "правила игры", определяющие морально-этические нормы взаимоотношений между деловыми партне­рами; зависимость оплаты труда в лесном хозяйст­ве от эффективности лесопользования и воспроиз­водства лесных ресурсов; организационная струк­тура управления лесами и лесным хозяйством; сис­тема планирования и оценки результатов лесохозяйственной деятельности; рыночный механизм в сфере лесопользования; рыночный механизм в сфере воспроизводства лесных ресурсов; органи­зация эффективного взаимодействия между терри­ториальными органами управления лесным хозяй­ством и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению выполне­ния действующего лесного законодательства, вза­имному согласованию интересов.

Действующее лесное законодательство создает весьма ограниченные предпосылки для развития рыночных отношений в сфере лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Разработка эффективного правового, экономического и орга­низационного механизма формирования и реали­зации региональных программ развития лесного хозяйства требует решения целого ряда вопросов теоретического и практического плана. Суть его заключается в создании институциональных, эко­номических и организационных предпосылок неистощительного лесопользования.

Основными элементами формирования меха­низма реализации программы социально-эконо­мического развития лесного хозяйства области явились: развитие рыночных отношений в лесо­пользовании; создание региональной правовой базы для управления лесопользованием и вос­производством лесных ресурсов; формирование рыночных отношений в сфере воспроизводства лесных ресурсов.

Четкое определение прав собственности на лес­ные ресурсы - необходимая предпосылка обеспе­чения баланса прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов относительно владения, распоряжения и пользования лесными ресурсами. Важнейшим правом собственника лесных ресурсов - государства - является изъятие и распределение лесного рентного дохода. В интересах настоящего и будущих поколений коллективных собственников лесных ресурсов - граждан России - плата за право пользования участками лесного фонда должна быть не ниже нормативных затрат на воспроизводство лесных ресурсов. В противном случае сохранение лесного капитала невозможно.

Изъятие лесной ренты напрямую связано с раз­витием рыночных отношений в лесном хозяйстве - формированием конкурентной среды и обеспече­нием равных условий для всех участников рынка лесных ресурсов. Одновременно с этим обеспече­ние долговременных интересов собственников лесных ресурсов в сохранении и приумножении лесного капитала требует разработки мероприятий по государственному регулированию лесопользо­вания и воспроизводства лесных ресурсов. Основ­ное значение при этом имеет ограничение объе­мов рубок главного пользования рамками размера неистощительного лесопользования, контроль над качеством воспроизводства лесных ресурсов, обеспечение эффективного использования финан­совых ресурсов на проведение мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов. Лесные ресурсы Республики позволяют создать новые лесоперерабатывающие производства с эффективностью, удовлетворяющие современным рыночным отношениям в лесном кластере. Однако для эффективного и динамичного развития лесного комплекса, необходимо завозить часть древесины из лесопроизводящих регионов. Для этого требуется разработка «баланса производства и потребления древесины». Важным элементом в лесном комплексе является повышение эффективности лесовосстановления и выращивание хозяйственно-ценных древесных пород. Расчетная лесосека установленная по Чеченской Республике в 1990 году составляла 39,5 тыс. м3 в год, в том числе по деловой древесине 20,7% или 58,6%. Основная доля приходится на бук – 93,8%. Остальные породы в расчетной лесосеке представлены незначительной долей дубовых и мягколиственных насаждений.

Решение этих вопросов требует соответст­вующего правового и информационного обеспе­чения, а также организации взаимодействия меж­ду федеральным и территориальными органами государственного управления лесами, с одной стороны, и региональными органами представи­тельной и исполнительной власти, с другой.

Необходимыми условиями эффективного функ­ционирования экономического механизма управ­ления лесами и лесным хозяйством являются пре­образование действующего институционального окружения и обеспечение институциональной ста­бильности. Нестабильность созданных на уровне области институциональных структур обусловлена, главным образом, нерешенностью проблемы соб­ственности на лесные ресурсы. В соответствии с действующим Лесным кодексом Российской Федерации леса на­ходятся в федеральной собственности. Однако до сих пор на уровне Российской Федерации не ре­шены вопросы гарантированного финансирования лесного хозяйства в объемах, необходимых для перехода на устойчивое развитие. При этом име­ется в виду утверждение в Бюджетном кодексе РФ, по крайней мере, двух положений о целевом на­значении воспроизводственного платежа в составе лесного дохода, о направлении определенного процента прироста лесного дохода на решение перспективных задач развития лесного хозяйства.

Важнейшее условие формирования организа­ционного механизма управления лесами - согла­сование основных целей региональной лесной политики с органами представительной и испол­нительной власти области, федеральным орга­ном государственного управления лесами, а так­же с лесопользователями.

Развитие партнерства с лесопользователями, предприятиями и организациями других отраслей. Многие вопросы, связанные с реализацией регио­нальных программ развития лесного хозяйства, выходят за отраслевые рамки. Их решение воз­можно лишь путем налаживания партнерских от­ношений с лесопользователями, предприятиями и организациями других отраслей, занятыми охра­ной, заготовкой и переработкой лесных ресурсов.

Устойчивое развитие лесного хозяйства в зна­чительной мере зависит от соблюдения лесо­пользователями лесоводственных требований при проведении рубок главного пользования, за­готовке недревесных ресурсов леса, использова­нии лесов в целях рекреации. В условиях перехо­да к рыночной экономике влияние лесопользова­телей на условия устойчивого развития лесного хозяйства усиливается. Значительную часть ме­роприятий по лесовосстановлению выполняют арендаторы. Развитие рынка лесных ресурсов во многом определяет рынок лесных товаров. Сле­довательно, лесное хозяйство, так же, как и лес­ная промышленность, заинтересовано в развитии глубокой химико-механической переработки дре­весины, так как без этого невозможно решить проблему прогрессирующего накопления запасов низкокачественной хвойной, а также мягколиственной древесины. Названные проблемы не могут быть решены одними административными мера­ми. Так, одной из причин некачественного восста­новления вырубок является недостаток средств у лесхозов для оплаты этих работ. Аналогичное положение складывается с сохранением подроста хозяйственно-ценных пород. В этих условиях, на­ряду с усилением контроля за деятельностью арендаторов в лесу, необходима систематическая работа с администрацией региона и лесопользо­вателями.

При развитии партнерства с лесопользовате­лями, предприятиями и организациями других отраслей учтены основные теоретические поло­жения современной теории менеджмента. Сфера деятельности менеджмента не должна быть огра­ничена юридически. Менеджмент современного общества, экономики и человеческих отношений это организация или общественный институт, цель деятельности которого - достижение опре­деленного результата.

В условиях экономического кризиса исключи­тельно важное значение приобретает использо­вание партнерских отношений, неформальных союзов, различных форм сотрудничества с орга­низациями, решающими сходные с лесным хозяй­ством задачи.


Литература:
1. Байраков И.А. и др. География, экономика, экология Чеченской Республики, Грозный 2006.
2. Гайсумова Л.Д. Давлаков М.В. Концепция экологического мониторинга лесных экосистем горных территорий Сборник статей 3-ей Международной научно-практической конференции «Современные проблемы науки» 27 - 28 марта 2010 г. Тамбов. 2010
3. Гайсумова Л.Д. Эльмурзаев Р.С. Эколого-экономическое характеристика лесопользования Чеченской Республики. Сборник статей 6-ой Международной научно-практической конференции «Качество науки – качество жизни» 26 - 27 февраля 2010, г.Тамбов. 2010
Основные термины (генерируются автоматически): лесное хозяйство, ресурс, лес, отношение, Российская Федерация, устойчивое развитие, главное пользование, государственное управление, лесной доход, Чеченская Республика.


Похожие статьи

Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона (на примере Республики Башкортостан)

Состояние и перспективы социально-экономического развития северных регионов (на примере Магаданской области)

Методологические основы мониторинга социально-экономического развития сельского района

Особенности формирования организационно-экономического механизма агропромышленного кластера

Механизмы привлечения инвестиций в депрессивные регионы (на примере Республики Башкортостан)

Пути совершенствования туристского потенциала региона (на примере Подмосковья)

Эколого-социально-экономические аспекты охраны природно-ресурсного потенциала Орловской области

О целесообразности использования зарубежных подходов к оценке экономической эффективности инновационных проектов технического обеспечения аграрного производства

Эволюция системы формирования инвестиционной политики на машиностроительных предприятиях Российской Федерации

Концептуальные основы развития системы страхового менеджмента рисков в аграрной сфере

Похожие статьи

Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона (на примере Республики Башкортостан)

Состояние и перспективы социально-экономического развития северных регионов (на примере Магаданской области)

Методологические основы мониторинга социально-экономического развития сельского района

Особенности формирования организационно-экономического механизма агропромышленного кластера

Механизмы привлечения инвестиций в депрессивные регионы (на примере Республики Башкортостан)

Пути совершенствования туристского потенциала региона (на примере Подмосковья)

Эколого-социально-экономические аспекты охраны природно-ресурсного потенциала Орловской области

О целесообразности использования зарубежных подходов к оценке экономической эффективности инновационных проектов технического обеспечения аграрного производства

Эволюция системы формирования инвестиционной политики на машиностроительных предприятиях Российской Федерации

Концептуальные основы развития системы страхового менеджмента рисков в аграрной сфере

Задать вопрос