Одним из важнейших природных богатств республики являются леса. На базе разработки лесных ресурсов, которыми богаты горные районы, в постсоветское время получили развитие лесопильная промышленность, производство мебели, столярных изделий и многое другое.
Также важна роль лесов в обеспечении экологического благополучия городов и населенных пунктов республики.
Леса выполняют водоохранные, защитные и санитарно-гигиенические функции. Среди них есть особая категория, имеющая чисто рекреационное назначение. К сожалению, на данный момент зеленый фонд поселений, в том числе городские леса, значительно меньше нормативной потребности.
В связи с тем, что в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации все леса Чеченской Республики отнесены к категории защитных, то естественно в них изменен режим пользования лесом.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих функций, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Для реализации программы развития лесного хозяйства учитывались следующие основные факторы: наличие официально утвержденной лесной политики; структура прав собственности на лесные ресурсы (полнота определения прав собственности на лесные ресурсы в действующем экономическом и лесном законодательстве; защита прав собственности на лесные ресурсы; механизм реализации прав государственной собственности на лесные ресурсы); развитие рынка лесных ресурсов; формы экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями; правовые нормы, обеспечивающие финансовые гарантии устойчивого развития лесного хозяйства; неформальные "правила игры", определяющие морально-этические нормы взаимоотношений между деловыми партнерами; зависимость оплаты труда в лесном хозяйстве от эффективности лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов; организационная структура управления лесами и лесным хозяйством; система планирования и оценки результатов лесохозяйственной деятельности; рыночный механизм в сфере лесопользования; рыночный механизм в сфере воспроизводства лесных ресурсов; организация эффективного взаимодействия между территориальными органами управления лесным хозяйством и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению выполнения действующего лесного законодательства, взаимному согласованию интересов.
Действующее лесное законодательство создает весьма ограниченные предпосылки для развития рыночных отношений в сфере лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Разработка эффективного правового, экономического и организационного механизма формирования и реализации региональных программ развития лесного хозяйства требует решения целого ряда вопросов теоретического и практического плана. Суть его заключается в создании институциональных, экономических и организационных предпосылок неистощительного лесопользования.
Основными элементами формирования механизма реализации программы социально-экономического развития лесного хозяйства области явились: развитие рыночных отношений в лесопользовании; создание региональной правовой базы для управления лесопользованием и воспроизводством лесных ресурсов; формирование рыночных отношений в сфере воспроизводства лесных ресурсов.
Четкое определение прав собственности на лесные ресурсы - необходимая предпосылка обеспечения баланса прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов относительно владения, распоряжения и пользования лесными ресурсами. Важнейшим правом собственника лесных ресурсов - государства - является изъятие и распределение лесного рентного дохода. В интересах настоящего и будущих поколений коллективных собственников лесных ресурсов - граждан России - плата за право пользования участками лесного фонда должна быть не ниже нормативных затрат на воспроизводство лесных ресурсов. В противном случае сохранение лесного капитала невозможно.
Изъятие лесной ренты напрямую связано с развитием рыночных отношений в лесном хозяйстве - формированием конкурентной среды и обеспечением равных условий для всех участников рынка лесных ресурсов. Одновременно с этим обеспечение долговременных интересов собственников лесных ресурсов в сохранении и приумножении лесного капитала требует разработки мероприятий по государственному регулированию лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Основное значение при этом имеет ограничение объемов рубок главного пользования рамками размера неистощительного лесопользования, контроль над качеством воспроизводства лесных ресурсов, обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов на проведение мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов. Лесные ресурсы Республики позволяют создать новые лесоперерабатывающие производства с эффективностью, удовлетворяющие современным рыночным отношениям в лесном кластере. Однако для эффективного и динамичного развития лесного комплекса, необходимо завозить часть древесины из лесопроизводящих регионов. Для этого требуется разработка «баланса производства и потребления древесины». Важным элементом в лесном комплексе является повышение эффективности лесовосстановления и выращивание хозяйственно-ценных древесных пород. Расчетная лесосека установленная по Чеченской Республике в 1990 году составляла 39,5 тыс. м3 в год, в том числе по деловой древесине 20,7% или 58,6%. Основная доля приходится на бук – 93,8%. Остальные породы в расчетной лесосеке представлены незначительной долей дубовых и мягколиственных насаждений.
Решение этих вопросов требует соответствующего правового и информационного обеспечения, а также организации взаимодействия между федеральным и территориальными органами государственного управления лесами, с одной стороны, и региональными органами представительной и исполнительной власти, с другой.
Необходимыми условиями эффективного функционирования экономического механизма управления лесами и лесным хозяйством являются преобразование действующего институционального окружения и обеспечение институциональной стабильности. Нестабильность созданных на уровне области институциональных структур обусловлена, главным образом, нерешенностью проблемы собственности на лесные ресурсы. В соответствии с действующим Лесным кодексом Российской Федерации леса находятся в федеральной собственности. Однако до сих пор на уровне Российской Федерации не решены вопросы гарантированного финансирования лесного хозяйства в объемах, необходимых для перехода на устойчивое развитие. При этом имеется в виду утверждение в Бюджетном кодексе РФ, по крайней мере, двух положений о целевом назначении воспроизводственного платежа в составе лесного дохода, о направлении определенного процента прироста лесного дохода на решение перспективных задач развития лесного хозяйства.
Важнейшее условие формирования организационного механизма управления лесами - согласование основных целей региональной лесной политики с органами представительной и исполнительной власти области, федеральным органом государственного управления лесами, а также с лесопользователями.
Развитие партнерства с лесопользователями, предприятиями и организациями других отраслей. Многие вопросы, связанные с реализацией региональных программ развития лесного хозяйства, выходят за отраслевые рамки. Их решение возможно лишь путем налаживания партнерских отношений с лесопользователями, предприятиями и организациями других отраслей, занятыми охраной, заготовкой и переработкой лесных ресурсов.
Устойчивое развитие лесного хозяйства в значительной мере зависит от соблюдения лесопользователями лесоводственных требований при проведении рубок главного пользования, заготовке недревесных ресурсов леса, использовании лесов в целях рекреации. В условиях перехода к рыночной экономике влияние лесопользователей на условия устойчивого развития лесного хозяйства усиливается. Значительную часть мероприятий по лесовосстановлению выполняют арендаторы. Развитие рынка лесных ресурсов во многом определяет рынок лесных товаров. Следовательно, лесное хозяйство, так же, как и лесная промышленность, заинтересовано в развитии глубокой химико-механической переработки древесины, так как без этого невозможно решить проблему прогрессирующего накопления запасов низкокачественной хвойной, а также мягколиственной древесины. Названные проблемы не могут быть решены одними административными мерами. Так, одной из причин некачественного восстановления вырубок является недостаток средств у лесхозов для оплаты этих работ. Аналогичное положение складывается с сохранением подроста хозяйственно-ценных пород. В этих условиях, наряду с усилением контроля за деятельностью арендаторов в лесу, необходима систематическая работа с администрацией региона и лесопользователями.
При развитии партнерства с лесопользователями, предприятиями и организациями других отраслей учтены основные теоретические положения современной теории менеджмента. Сфера деятельности менеджмента не должна быть ограничена юридически. Менеджмент современного общества, экономики и человеческих отношений это организация или общественный институт, цель деятельности которого - достижение определенного результата.
В условиях экономического кризиса исключительно важное значение приобретает использование партнерских отношений, неформальных союзов, различных форм сотрудничества с организациями, решающими сходные с лесным хозяйством задачи.
-
- Литература:
- 1. Байраков И.А. и др. География, экономика, экология Чеченской Республики, Грозный 2006.
- 2. Гайсумова Л.Д. Давлаков М.В. Концепция экологического мониторинга лесных экосистем горных территорий Сборник статей 3-ей Международной научно-практической конференции «Современные проблемы науки» 27 - 28 марта 2010 г. Тамбов. 2010
- 3. Гайсумова Л.Д. Эльмурзаев Р.С. Эколого-экономическое характеристика лесопользования Чеченской Республики. Сборник статей 6-ой Международной научно-практической конференции «Качество науки – качество жизни» 26 - 27 февраля 2010, г.Тамбов. 2010
- Литература: