Комплексное социально-экономическое развитие сельских территорий и особенно улучшение условий жизни людей всегда было и остается одной из главных задач государства и общества. Социально-экономические преобразования в России привели к обострению социальных проблем сельского населения: сократилось число крупных градообразующих предприятий, вырос уровень безработицы, устарела материально-техническая база объектов социального обслуживания населения, сократился круг услуг коммунально-бытового хозяйства и социально культурного назначения. В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли сельские муниципальные образования кардинально отстают в развитии от городских поселений. В рамках реформирования системы местного самоуправления необходим кардинальный пересмотр стратегического развития муниципального образования, в первую очередь, социальной направленности. Одним из этапов стратегического планирования развития сельского муниципального района является мониторинг социально-экономического развития.
Создание системы мониторинга социально-экономического развития сельской местности обусловлено обеспечением социального благополучия и повышения уровня жизни сельского населения, а также устойчивым экономическим ростом и развитием сельских территорий.
Под мониторингом социально-экономической ситуации понимается специально организованная и постоянно действующая система учета , сбора, анализа и распространения информация, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки ( диагностики) состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем.
Главная цель функционирования системы мониторинга состоит в обеспечении органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах экономики, о складывающейся социальной ситуации.
Среди основных задач мониторинга можно выделить:
1. Организация наблюдения. Получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов;
2. Оценка и системный анализ получаемой информации, выявлении причин, вызывающих тот или иной характер протекания социально-экономических процессов;
3. Обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга;
4. Разработка прогнозов развития социально-экономического ситуации;
5. Подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения соответствующих органов управления и власти.
Мониторинг социально-экономического потенциала позволяет оценить возможности, резервы, территории при задействовании всего комплекса разного рода ресурсов, имеющихся в районе. Выделяют базовый ресурсный потенциал блок обеспечивающих потенциалов социально-экономического развития.
Рис. 1 – Потенциалы социально-экономического развития
В соответствии с позицией автора, экономическое развитие сельских территорий должно обеспечивать экономические потребности региона при повышении уровня их капитализации и укрепления ресурсной базы, за счет максимального использования совокупности имеющихся ресурсов. Из этого следует, что уровень развития сельской местности определяется степенью использования и реализации его потенциальных возможностей. С нашей точки зрения, экономический потенциал – это комплекс фактических и скрытых ресурсов муниципалитетов, направленный на выполнение социально-экономических задач, обеспечивающий устойчивое развитие территории за счет прироста ресурсной базы и повышение качества жизни её населения.
Эффективность реализации стратегии региона во многом зависит от создания системы мониторинга социально-экономических процессов. Организация мониторинга определяется комплексом механизмов практической реализации стратегии и при этом применимость тех или иных методов и инструментов управления зависит от достоверности и оперативности оценки происходящих процессов в социально-экономической сфере. Основными направления мониторинга социально-экономического мониторинга являются:
- мониторинг качества жизни населения;
- вклад района в решение региональных проблем;
- величины социального потенциала города и эффективности его использования;
- мониторинг хода социально-экономических изменений.
Таким образом, основной целью социально-экономического развития района является сохранение и преумножение социального капитала района через повышение уровня жизни населения. Исходя из вышеприведенного, можно выделить следующие основные принципы формирования информационной базы мониторинга социально-экономических преобразований:
1. Информационная база мониторинга социально-экономических преобразований в регионе должна органично вписываться в систему информационного обеспечения, контроля и регулирования социально-экономического развития региона, содержать информацию, необходимую федеральным органам государственного управления, отражая при этом специфику региона и его развития.
2. Информационная база мониторинга социально-экономических преобразований в регионе должна содержать сущностную информацию о системе целей в каждой конкретной области реформирования, фактора, показателях и индикаторах развития объектов реформирования.
3. Основой формирования системы целей и характеризующих их показателей являются законодательные акты, постановления, программы органов государственного управления, а также инструктивно-методические материалы по направлениям реформирования.
4. Агрегированные показатели, характеризующие ход и результаты социально-экономических преобразований в регионе, должны быть простыми в интерпретации, доступными для анализа и использования в практике управления.
5. При формировании информационной базы мониторинга социально-экономических преобразований помимо системы государственной статистики необходимо использовать информацию специализированных систем.
По мнению автора, развитие сельских территорий должно быть сопряжено с развитием агропромышленного комплекса. В текущий момент сельское хозяйство испытывает дефицит квалифицированных кадров, что сопряжено с оттоком трудоспособного населения из села. Низки престиж работы и недостаточная оплата труда являются основополагающими факторами. Модернизация производства, внедрение автоматизированных систем позволят повысить эффективность сельского хозяйства. Учитывая тот факт, что в большинстве сельских районов предприятия сельского хозяйства, а также предприятия переработки сельскохозяйственной продукции являются системообразующими, социально-экономическое развитие напрямую связано с эффективностью сельскохозяйственного производства.
Решение широкого круга проблем социального, экономического, экологического градостроительного характера в значительной мере определяется конкретными социально-экономическими условиями, присущими той или иной территории. От знания этих условий, правильного учета в значительной степени зависят конечные результаты социально-экономического развития. Повышение роли сельских районов в региональном развитии обуславливается переносом центра тяжести в решении проблем экономического и политического реформирования на уровень местного самоуправления.
Литература:
- Когут А.Е., Рочихин В.С. – Информационные основы регионального социального-экономического мониторинга – ИСЭП РАН, СПБ: 1995 г.
- Основы местного самоуправления в городах России \ под редакцией А.Е Когута – ИСЭП РАН, СПБ: 1995
- В.Н Лексин, В.Е Селиверстов, А.Н Швецов « О формировании государственной системы мониторинга сиооциально-экономической, национальтно-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации» \\ http:\\ www.ieie.nsc.ru
- А. Шишкин- «Сущность, задачи и принципы мониторинга»- Рабочее совещание «экономический рост в регионах России», 17.02.03 \\www.aspe.spb.ru\\