В новейшей истории России понятие «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» вошло в правовой оборот в связи с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанный федеральный закон закрепил комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования как вопрос местного значения.
В статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 14 октября 2014 г.) в перечень основных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплено принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.Принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования и является одним из его критериев оценки.
Основная цель муниципального управления — стабильное повышение качества и уровня жизни всех слоев населения муниципального образования. Перед органами местного самоуправления стоит двуединая задача: управление текущими делами для достижения оперативных целей и управление развитием муниципального образования для достижения стратегических целей [3, с. 22]. Решению этой двуединой задачи способствует применение технологии управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
Раньше других населенных пунктов на кризисы, происходящие во внешней среде, реагируют моногорода. Это обусловлено зависимостью социально-экономической сферы данного типа поселения от деятельности одного градообразующего предприятия, которое в условиях финансово-экономического кризиса не способно обеспечить полную занятость населения, что провоцирует рост безработицы, нарушение сроков платежей по заработной плате и в бюджет всех уровней [4, с. 46].
Наличие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования позволяет органам государственной власти и местного самоуправления более точно диагностировать объективную ситуацию в муниципальных образованиях, определять стратегические направления их развития и выявлять потребности обоснованного финансово-экономического и ресурсного обеспечения [6, с. 89–90].
Органы местного самоуправления должны обеспечить комплексное развитие основных отраслей экономики и социальной сферы муниципальных образований, формировать и исполнять местные бюджеты, а также применять программно-целевые методы муниципального планирования и осуществлять свою социально-экономическую политику.
По нашему мнению, монополизация всех видов управления, в том числе в организациях и учреждениях различных форм собственности, приводит к стагнации социально-экономического развития. В настоящее время вопрос об улучшении качества жизни населения моногородов и повышении устойчивости к негативным факторам внешней среды получил широкое распространение.
Существуют две точки зрения в развитии муниципального образования. С одной стороны вопрос о развитии города или района как целостного социально-экономического образования вообще ставить нецелесообразно, развитие будет осуществляться самостоятельно и в нужном направлении (на основе объективных закономерностей). Следует развивать инфраструктуру, решать возникающие текущие проблемы. С другой стороны для муниципального образования необходимо определить цели и направления развития. Цели должны быть отобраны из множества различных вариантов и экономически обоснованы. На наш взгляд более правильной представляется вторая точка зрения, так как только целенаправленное движение дает возможность распорядиться ресурсами и достичь при определенных затратах положительный максимальный эффект.
Развитие всех основных сфер жизнедеятельности муниципального образования в комплексе заключается в том, что муниципальное образование понимается как целостное социально-экономическое явление, которое имеет свои внутренние законы развития. Если жителям поселения законом предоставлено право ставить и решать вопросы развития муниципального образования, то термин «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» должен относиться не к отдельным сферам жизнедеятельности, а ко всему муниципальному образованию, включая наряду с традиционно муниципальными сферами (такими, как коммунальное хозяйство) и иные сферы, в том числе взаимодействие с органами государственной власти, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, с экономическими структурами различных форм собственности, формирование и развитие системы подготовки жителей к осуществлению местного самоуправления, развитие духовной жизни муниципального образования и другие.
Повышение значимости уровня муниципального управления требует от органов местного самоуправления принятия обоснованных стратегических решений о социально-экономическом развитии муниципального образования.
Необходимым условием для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований является решение вопроса об увеличении доходной базы местных бюджетов и создание стимулов для органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала соответствующих территорий.
Органам местного самоуправления важно определять в программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования перспективные направления развития инвестиционной деятельности, где муниципалитет может получить максимальную выгоду или улучшить положение дел в области развития инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность населения муниципальных образований.
Финансовое обеспечение муниципальных образований должно осуществляться таким образом, чтобы органы местного самоуправления за счет средств малых бюджетов могли финансировать не только текущие расходы для решения первоочередных задач, но и формировать бюджеты развития в структуре соответствующих бюджетов, в том числе муниципальные инвестиционные фонды (концессионные соглашения, муниципальные заказы, договоры о совместной деятельности, муниципальные гарантии и муниципальные инвестиции, а также другие формы муниципально-частного партнерства).
Из-за ограниченности инвестиционных ресурсов, особенно, ресурсов, имеющихся в распоряжении дотационных регионов, необходимо выбирать приоритетные направления инвестирования.
В Российской Федерации законодательно не определено, каким образом должны действовать региональные органы власти при выборе приоритетов социально-экономического развития региона, и какие действия, направленные на снижение его дотационности, будут наиболее эффективными.
Таким образом, современное состояние муниципальных образований определяется общим состоянием экономики территории. Перед муниципальным образованием стоит задача не только сохранить существующее состояние экономики, но и добиться обеспечения устойчивого социально-экономического развития, т. е. достижение сбалансированности социально-экономического развития, осуществляемого на основе рационального использования всего ресурсного потенциала региона.
Кроме того, новая экономика предполагает новое качество жизни населения: повышение комфортности проживания посредством развития жилищного строительства; расширение перечня оказываемых услуг; совершенствование качества образования, здравоохранения; усиление материальной базы; привлечение большого числа жителей к услугам учреждений культуры, физической культуры и спорта; повышение уровня благоустройства муниципального образования.
Решение проблем социально-экономического развития субъектов местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему, состоящую из законодательно-нормативной базы и применяемых рычагов управления, при этом основой единства данной системы должен быть единый элемент управления, осуществляющий функции планирования, организации, мотивации и контроля за финансовыми и информационными потоками системы в рамках делегированных ему полномочий.
Необходимо обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность развития страны, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития, поскольку любой хозяйственный комплекс, являющийся объектом регионального планирования, дислоцируется на территории какого-то конкретного муниципального образования.
Парадигма устойчивого развития, предполагающая динамический процесс последовательных позитивных изменений, обеспечивающих сбалансированность экономического, социального и экологического аспектов, должна лежать в основе формирования подходов к разрешению проблем территориальных образований [5, с. 216].
Для устойчивого обеспечения развития муниципального образования в условиях преодоления кризисных явлений программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования должна работать на:
создание условий активизации жизнедеятельности населения и повышения уровня его жизни;
саморазвитие территории на основе активного управления социально-экономическими процессами;
составление сбалансированного бюджета;
создание качественной городской среды для жизни населения;
рост качества жизни на основе обеспечения эффективной занятости и создания надежной налоговой базы для местного бюджета, позволяющей реализовывать необходимые социальные программы;
приоритетное развитие района и города, имеющего особое значение для экономики субъекта федерации или страны в целом, максимальное использование природно-климатических и ресурсных особенностей территорий;
сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития отдельных административно-территориальных образований;
создание условий для выхода из кризиса и успешного развития в перспективе на основе ослабления факторов, препятствующих адаптации муниципальных образований к новой экономической ситуации и реализации существующих предпосылок развития.
Решение проблем стабильного развития экономики и повышения благосостояния населения в России во многом определяется развитием территорий муниципальных образований. Ориентация на модель устойчивого развития территорий муниципальных образований предполагает достижение социальной и экономической стабильности, планомерное повышение эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов территории, доходов сельского и городского населения и качества их жизни, рациональное использование природных ресурсов. Но до сих пор нет четкой и понятной государственной методологии управленческих преобразований, способствующих устойчивому развитию сельских и городских территорий. Отсутствие комплексного подхода, объективно характеризующего специфику развития территорий и увязывающего рационализацию экономических, организационных, нормативно-правовых отношений, отрицательно сказывается на эффективности управления территорией всех уровней.
Литература:
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 14 октября 2014 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сентября 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Федерации 24 сентября 2003 г.
- Комплексная инвестиционная программа социально-экономического развития городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на 2011–2015г.: Решение Совета городского округа город Кумертау Республики Башкортостан от 31.03.2011г. № 47–5.
- Кузнецова Е. М. Местное самоуправление и социальная работа: конспект лекций / Е. М. Кузнецова. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. — 60 с. URL: http://window.edu.ru/resource/681/76681 (дата обращения: 12.11.2015).
- Манаева И. В. Методика оценки социально-экономического развития моногородов // Российское предпринимательство. — 2013. — № 19 (241). — c. 46–52. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/29848/ (дата обращения: 04.11.2015)
- Подпругин М. О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы // Российское предпринимательство. — 2012. — № 24 (222). — c. 214–221. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/27100/ (дата обращения: 04.11.2015).
- Рысаев И. Ш. Программно-стратегический подход и возможности его внедрения в муниципальном управлении/И. Ш. Рысаев //Экономика и управление. — Уфа, 2008. — № 5. — С. 89–96.