В перспективе вопросы управления конкурентоспособностью территорий муниципальных образований Российской Федерации будут приобретать все большее значение. В этом ракурсе особая роль принадлежит переориентации на принципы устойчивого развития. Для своевременной и быстрой адаптации к все более усложняющимся условиям современного мира органы местного самоуправления вместе с бизнесом, местными жителями и их объединениями должны активно работать над формированием на своих территориях эффективной системы управления, ориентированной на учет интересов населения и экономики с одной стороны и сохранение окружающей среды с другой.
Ключевые слова: Муниципальное образование, конкурентоспособность, устойчивое развитие, муниципальное управление
Все типы муниципальных образований, включая города, представляют собой подсистемы более высокоорганизованных систем. Наряду с этим сами по себе они выступают сложными социально-экономическими системами, каждая подсистема которых ориентирована на реализацию собственных интересов, нередко противоречащих интересам других подсистем. Ускоренное развитие городов содействует «оживлению» потенциала сложноорганизованной системы «точек роста», которые благодаря агломерационному эффекту, расширенному сотрудничеству между муниципальными образованиями, «отражения» положительных эффектов станут локомотивами социально-экономического развития территории более высокого уровня, например, субъекта РФ в целом. Указанное неразрывно связано с повышением конкурентоспособности и уровня самодостаточности муниципальных образований.
С целью обеспечения ускоренного развития необходимо ориентировать муниципальные образования не столько на постоянное ожидание помощи от вышестоящих уровней управления, сколько на самостоятельный поиск возможностей развития [9].
Конкурентоспособность муниципального образования может быть определена как гармонизация интересов всех субъектов муниципального образования с целью выполнения особых функций, а также наличие возможностей по решению тактических и стратегических задач каждого субъекта для обеспечения стабильного социального и экономического развития муниципального образования и роста уровня жизни населения [7].
Обычной практикой стало то, что органы управления муниципальным образованием сосредоточены почти исключительно на решении текущих вопросов, долгосрочные перспективы на местах не получают должного внимания [6], что, конечно, имеет прямое негативное влияние на конкурентоспособность муниципальных образований. Экономическое развитие регионов и стабильность социально-экономической ситуации в стране во многом определяется уровнем конкурентоспособности муниципальных образований.
Копыченко Г. С. на основании проведенного анализа научной литературы выделяет пять сущностных элементов конкурентоспособности территорий [6], в том числе и муниципальных образований:
- наличие особых способностей, обеспечивающих преимущества в конкурентной борьбе;
- способность реализовать имеющийся конкурентный потенциал;
- создание благоприятных условий для социально-экономического развития;
- быстрая адаптация к изменяющимся условиям;
- нацеленность на устойчивое развитие.
Особое внимание Жихаревич Б. С. уделяет сотрудничеству экономических субъектов для достижения устойчивого развития экономики и развития инновационной среды [3, С. 4]. Формирование межмуниципальных инновационных систем невозможно без реализации совместных исследовательских проектов, технического сотрудничества предприятий и организаций различных территорий и других общих мероприятий.
Территориальное развитие выступает в качестве важного фактора обеспечения конкурентоспособности муниципального образования. Реализация особой политики органами местного самоуправления составляет основу устойчивого развития территории, которое в современной научной литературе трактуется как максимизация чистых выгод экономического развития территории при одновременном сохранении природных ресурсов, то есть нацеленность на использование возобновляемых природных ресурсов с тем уровнем интенсивности, который не превосходит их способность к восстановлению, а невозобновляемых — с наилучшей оптимальной эффективностью [1, С. 48]. Сущность устойчивого развития любой территории заключается в проведении органами власти такой политики, которая состоит в нацеленности на оптимальное сочетание интересов населения, окружающей среды и экономики, которые должны быть признаны равнозначными и взаимоувязанными между собой [5, С. 17].
Процесс управления устойчивым развитием муниципального образования состоит в согласованном действии органов власти местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других заинтересованных субъектов на процессы, проходящие в муниципальном образовании для наиболее полного достижения экономических, социальных и экологических целей. Устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие территории приобретает все более важное значение, относится к стратегической составляющей местного и регионального управления.
Ключевыми проблемами перехода муниципальных образований на режим одновременно устойчивого и комплексного социально-экономического развития являются [5, С. 19]:
- непоследовательность региональной политики Российской Федерации;
- недостаточный объем переданных органам местного самоуправления средств и компетенций для гарантирования перехода муниципальных образований к устойчивому социально-экономическому развитию;
- недостаточно тесное взаимодействие во время разработки и реализации программ и планов комплексного социально-экономического развития муниципальных образований органов власти местного самоуправления с местными жителями, общественными объединениями;
- отсутствие и/или недостаточный уровень контроля населением реализации планов и программ комплексного развития муниципальных образований;
- отсутствие действенных механизмов стимулирования органов власти местного самоуправления ориентировать их деятельность на переход муниципальных образований к режиму устойчивого развития территорий.
Разработка действенной стратегии социально-экономического развития позволяет муниципальному образованию провести всесторонний анализ особенностей развития всех элементов конкурентного потенциала территории, уточнить свое положение относительно других муниципальных образований, выявить опасные моменты, но, главное, — определить новые направления развития, которые будут содействовать дальнейшему увеличению привлекательности территории муниципалитета и росту его конкурентоспособности [7].
Важная роль в повышении конкурентоспособности и переходе к устойчивому развитию принадлежит мониторингу процесса стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования. Посредством правильно организованного анализа наличного уровня социально-экономического развития и перспектив развития муниципального образования обеспечивается реализуемость разрабатываемых планов муниципального развития. Научная литература все чаще предлагает использовать термин «стратегический мониторинг» для максимально четкого определения целей, в которых проводится сбор и анализ данных. Стратегический мониторинг представляет собой деятельность по сбору с определенной периодичностью и анализу информации посредством специально сформированной системы показателей, являющейся достаточной для составления стратегических планов и дальнейшей оценки их реализации [2].
Мониторинг в зависимости от объекта может быть поделен на:
- мониторинг социально-экономического положения муниципального образования;
- мониторинг хода выполнения муниципальных программ.
К задачам стратегического мониторинга относятся предоставление информации о наличной ситуации в муниципальном образовании, выявление существующих проблем социально-экономического развития, отслеживание происходящих в результате выполнения планов развития муниципального образования изменений, обеспечение местных жителей, а также всех заинтересованных групп полной информацией. Мониторинг в обязательном порядке должен осуществляться на постоянной основе [8].
Мониторинг необходимо рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, мониторинг является инструментом получения объективной информации для муниципального управления. Во-вторых, стратегический мониторинг относится к числу функций органов местного самоуправления (по сбору и анализу информации). Проводимый с установленной периодичностью мониторинг промежуточных результатов позволяет своевременно установить потребность в уточнении конечных целей, направлений развития [4].
Информационную основу мониторинга составляют многолетние, в систематизированном виде данные о социально-экономической ситуации, а именно: уровень жизни населения, экономический потенциал муниципального образования, здоровье, обеспеченность объектами социально-культурного назначения и другие).
В заключении отметим, что для перспективного повышения конкурентоспособности муниципальных образований Российской Федерации должны исследоваться различные аспекты указанной категории применительно к новым, ухудшившимся экономическим условиям.
Литература:
1. Беломестнов В. Г., Беломестнова И. А., Шабыкова Н. Э. Управление инновационной деятельностью на предприятии: монограф. / Улан-Удэ: Изд-во Восточ.-Сиб. гос. технол. ун-та, 2010.
2. Жихаревич Б. С., Лимонов Л. Э. Опыт разработки и мониторинга Стратегического плана Санкт-Петербурга. СПб., 2007.
3. Жихаревич Б. С. Стратегическое планирование как фактор стимулирования региональной сотруенции // Регион: Экономика и Социология. 2011. № 1. С. 3–14.
4. Зотов В. Б. Система муниципального управления. СПб., 2010.
5. Колмакова Е. М. Социально-экономический анализ муниципальных образований по критерию их устойчивого развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331). С. 17–19.
6. Копыченко Г. С. Основы повышения конкурентоспособности муниципальных образований // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 6 (66). С. 33.
7. Копыченко Г. С. Стратегия социально-экономического развития как механизм повышения конкурентоспособности муниципального образования // Управленческие науки. 2014. № 2 (11). С. 10–14.
8. Крылова Е. М. Мониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Путь науки. 2014. № 6. С. 50–51.
9. Шеховцева Л. С., Степанова Ю. Р. Методика оценки стратегической конкурентоспособности муниципальных образований: интегральный подход (на примере Калининградской области) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 3. С. 32–40.