В статье проанализированы существующие подходы к обеспечению устойчивого развития муниципального образования, исследованы теоретико-методологические аспекты этого процесса. Предложена классификация условий управления устойчивым развитием муниципального образования, как социально-экономической системой. Предложена система организационно-экономического обеспечения устойчивого развития муниципального образования, которая позволяет наиболее полно описать существующую практику развития территории (взаимосвязи, тенденции, структуру), принять и реализовать эффективные управленческие решения, направленные на достижение целей устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, социально-экономическое развитие, муниципальное образование, система организационно-экономического обеспечения устойчивого развития территории, процесс управления.
This article analyzes the available approaches to ensuring sustainable development of the municipal structure, explores the theoretical and methodological aspects of this process. A classification of the management conditions for the sustainable development of a municipal formation as a socio-economic system is proposed. The system of organizational and economic support for sustainable development of the municipal formation is proposed, which allows the most complete description of the existing practice of territorial development (interrelations, trends, structure), and effective management decisions aimed at achieving sustainable development goals.
Keywords: Sustainable development, economic and social development, municipal structure, system of organizational and economic support for sustainable development of the territory, management process.
Концепция устойчивого развития не является новой, последние пятьдесят лет ведется активное обсуждение ее основных положений. Проведя анализ научных трудов, а также существующих научных и прикладных разработок, посвященных проблемам устойчивого развития различных социально-экономических образований, можно выделить несколько направлений, объединяющих исследования отечественных ученых в этой области:
- Посвященные изучению глобальных проблем состояния и развития социально-экономических систем на макроуровне.
- Посвященные изучению проблем устойчивого развития регионов.
- Исследования муниципальных образований на микроуровне.
На современном этапе общественного развития процесс обеспечения устойчивого развития на муниципальном уровне весьма актуален, ввиду его значительной приближенности к отдельному человеку. Каждый район, город обладают собственной уникальностью и своеобразие, поэтому разработка планов и программ устойчивого развития на местном уровне должна проводиться с учетом исторических и национальных социально-экономических факторов, а также традиций и иных особенностей, присущих территории.
За последние несколько лет на пути к закреплению местного самоуправления как неотъемлемого элемента правового и демократического российского государства произошло множество изменений. Были приняты основные нормативно–правовые акты, регулирующие деятельность граждан в вопросах осуществления своих конституционных прав на местное самоуправление, создана довольно эффективно действующая система органов местного самоуправления, сформировалась финансово-экономическая база, которая необходима для деятельности муниципальных образований.
Однако несмотря на все предпринятые государственными органами усилия, отдельные проблемы на пути развития муниципальных образований все еще остаются не решенными в должной степени.
У муниципалитетов зачастую на самом первом этапе их создания возникают некоторые проблемы, которые в большинстве своем связаны с установлением территориальных основ местного самоуправления. Именно вопросы, касающиеся разделения территории субъекта на отдельные муниципальные образования и установления их административно-территориальных границ, были, наиболее сложными и дискуссионными при разработке актуального на сегодняшний день Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1].
Являясь сложной социально-экономической системой, муниципальное образование должно одновременно как быть нацеленным на благоприятные изменения, так и сохранять устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям [9]. Управление состоянием муниципального образования означает поддержание на должном уровне системы жизнеобеспечения его территории, а также качества муниципальных услуг. Цель перспективного управления должна состоять в обеспечении его устойчивого развития и повышении качества жизни населения [4].
Устойчивость муниципального образования как социально-экономической системы выступает в качестве внутреннего свойства всей системы. При наличии эффективных механизмов управления система автоматически может вернуться к заданному устойчивому состоянию при условии действия на нее дестабилизирующих факторов. Неэффективное управление предполагает невозможность возвращения системы в заданные параметры развития даже при условии ее принудительной коррекции [8].
Анализ существующей внешней и внутренней социально-экономической ситуации должен быть взят за основу планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Анализ внешних условий развития, в который включается общая социально-экономическая ситуация на территории муниципалитета, состояние законодательной базы, подходы к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования (да и государства в целом), позволяет выделить потенциальные проблемы при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.
Анализ внутренней ситуации, то есть текущего социально- экономического состояния муниципалитета, способствует оценке имеющихся ресурсов и перспективных возможностей и направлений развития. На основе всего можно предложить следующую классификацию условий управления устойчивым развитием социально-экономической системой муниципального образования (рисунок 1).
Рис. 1. Условия управления устойчивым развитием муниципального образования как социально-экономической системы
В целях настоящей статьи систему устойчивого развития предлагается представить в виде трех взаимосвязанных элементов: экологическая безопасность, социальная справедливость и благосостояние, экономическая жизнеспособность. При этом в понятие экологической безопасности целесообразно включить такие составляющие, как чистый воздух, вода, почва, растения и животные, сохранение разнообразия видов и сред обитания на основе обеспечения долгосрочной устойчивости [2].
Под экономической жизнеспособностью в данном аспекте понимается высокая конкурентоспособность экономики, возможность ее быстрого реагирования на изменяемые условия, привлечение капиталовложений на основе инноваций и новых знаний. Под социальной справедливостью и благосостоянием понимается безопасность и равный доступ к услугам здравоохранения и образования, здоровье нации и возможность реализации потребностей в жилье, пище, одежде и иных благах, а также в удовлетворении культурных и духовных потребностей. Под экономической безопасностью понимается экономическая и финансовая самостоятельность муниципального образования, его потенциал к саморазвитию, способность самостоятельно решать вопросы местного значения.
Исходя из этого систему организационно-экономического обеспечения устойчивого развития муниципального образования предлагается рассматривать как объект программно-целевого управления, включающий совокупность элементов управленческого процесса, соединенных структурно и функционально в целостную модель, направленную на решение целевых задач муниципального образования (экономическая безопасность, экологическое равновесие, социальная защита и благосостояние, качество жизни, конкурентные преимущества, достижение социально-экономических критериев устойчивого развития). Ее основные элементы представлены на рисунке 2. Обязательными в системе организационно-экономического обеспечения устойчивого развития муниципального образования являются следующие составляющие:
- Стратегическое управление как непрерывный процесс обоснования и выбора целей устойчивого развития муниципалитета и разработки конкретных планов и программ, обеспечивающих достижение этих целей.
- Финансовое моделирование как система форм, методов и приемов по управлению денежными потоками, финансовыми и материальными ресурсами муниципального образования, направленными на обеспечение экономической безопасности муниципалитета.
- Разработка и реализация инновационных проектов как система подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технологического потенциала муниципального образования в целом и каждого предприятия в частности.
Основной целью является достижение необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности муниципального образования с позиции обеспечения его устойчивого развития [3].
- Управление инвестиционными проектами как совокупность методов и принципов управления инвестиционным процессом и инвестиционными ресурсами в целях повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования.
- Оптимизация производственно-технической деятельности как совокупность методов, принципов и средств управления производственным процессом, протекающим на территории муниципального образования в целях обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее перехода на современные технологии и экологические стандарты качества.
- Нормативно-правовое регулирование как процесс целенаправленного воздействия на социальные, экономические, экологические и общественные отношения, протекающие на территории муниципального образования, с помощью правовых (юридических) средств.
- Формирование организационной структуры и усиление административного ресурса обусловлено активизацией воздействия общественно-политических сил на социально- экономическое развитие. В этих условиях одним из гарантов реализации мер по достижению сбалансированности и устойчивого развития должны являться местные органы власти.
- Научно-технологическое совершенствование и приращение научных знаний, которые необходимо рассматривать с таких позиций, как:
‒ возможность применения современных методов исследования;
‒ возможность оказывать влияние на сознание людей, формируя необходимые интеллектуальные представления;
‒ источник высококвалифицированных специалистов [6].
Нельзя оставить без внимания и формирование процесса управления организационно-экономическим обеспечением устойчивого развития муниципального образования. Под ним следует понимать управленческий процесс, включающий совокупность принципов, методов, инструментов, функций и задач, направленных на достижение целей устойчивого развития (рисунок 3):
- Субъект управления, который включает муниципальные органы власти, представителей бизнес-структур, научные организации, территориальные органы самоуправления, территориальный орган статистики и мониторинга и др. В целом субъект управления должен быть представлен в виде координационного совета, предпочтительно на базе районной администрации. Предполагается, что информация из всех отделов администрации должна поступать в отдел реализации специальных программ, руководить отделом и председательствовать в координационном совете должен первый заместитель главы администрации, при необходимости в структуру может быть введен и глава администрации. Все отношения внутри отдельных структур целесообразно регулировать двухсторонними каналами связи.
- Объект управления — муниципальное образование, представленное в виде таких взаимосвязанных компонентов, как население муниципального образования, его инфраструктура, расположенные на нем производственные и непроизводственные предприятия.
- Процесс управления, включающий цели и задачи, принципы, функции, и инструменты управления.
- Этапы организационно-экономического обеспечения устойчивого развития муниципального образования реализуются по следующей схеме:
‒ оценка ресурсов муниципального образования;
‒ построение потоков движения муниципальных ресурсов;
‒ выявление проблемных областей и закономерностей;
‒ построение специализированных оргструктур;
‒ определение потенциала устойчивого развития муниципалитета, приоритетных направлений его развития и выявление «точек роста»;
‒ создание финансовой структуры органа местного самоуправления;
‒ формирование желаемой модели развития муниципального образования;
‒ разработка и реализация сценариев конкретных действий по достижению устойчивого развития [5].
Предложенная схема организационно-экономического обеспечения устойчивого развития муниципального образования предполагает взаимосвязь всех обозначенных этапов, возможность возврата на любой из предыдущих этапов, проведение постоянного мониторинга. Рассматриваемая система наиболее эффективна, если создано единое информационное поле по состоянию всех сфер функционирования муниципального образования, имеется система обработки и стандартизации получаемых данных.
- Структуры, оказывающие косвенное и прямое воздействие на управленческий процесс, а именно органы государственной и региональной власти, органы местного самоуправления иных муниципальных образований, а также субъекты внешней среды (различные негосударственные предприятия и фонды, муниципальная и региональная элита и др.).
Основной целью управленческого процесса должно быть обеспечение роста качества жизни населения с позиции достижения устойчивого развития. Сама цель должна быть разбита на подцели с учетом сроков их достижения: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Таким образом, «управление устойчивым развитием» муниципального образования — это процесс управления социально-экономической системой муниципального образования, обеспечивающий устойчивость структуры, элементов и связей системы в целом в направлениях роста уровня качества жизни населения в рамках баланса с окружающей средой. Муниципальным социально-экономическим системам в этих отношениях принадлежит особа важная роль. Так как уровень жизни населения в первую очередь зависит от эффективной реализации важнейших государственных функций, реализуемых на местном уровне управления (общее образование, здравоохранение, культура, спорт, защита окружающей среды, благоустройство). Поэтому существует объективная необходимость не только дальнейших теоретических исследований, но и практических в области управления устойчивым развитием социально-экономических систем муниципальных образований страны в рамках эффективного использования ресурсов и сохранения баланса окружающей средой и повышения качества жизни граждан.
В целом представленная система организационно-экономического обеспечения устойчивого развития муниципального образования как социально-экономической системы представляет собой описание процесса управления устойчивым развитием муниципалитета, что позволяет выделить главное и второстепенное, внешнее и внутреннее, более точно описать существующие закономерности, определить структуру явлений.
Решение проблемы устойчивого развития территорий всегда было сложнейшей комплексной задачей, которая связывает воедино практически все сферы жизни современного человека. При этом формирование системы организационно- экономического обеспечения устойчивого развития и реализация ее механизма является главным инструментом на пути к разработке и использованию комплекса мер, направленных на достижение устойчивого развития конкретной территории.
Рис. 2. Система организационно-экономического обеспечения устойчивого развития муниципального образования
Рис. 3 Управление процессом организационно-экономического обеспечения устойчивого развития муниципального образования. Обозначения: П — планирование; О — организация; М — мотивация; К — контроль, Р — регулирование
Этапы обеспечения устойчивого развития муниципального образования:
1) сбор статистических данных по МО, отбор и анализ релевантной информации;
2) построение схем движения муниципальных ресурсов, определение узлов, закономерностей, построение оргструктур;
3) построение дерева проблем и целей управления МО (стратегические, тактические, оперативные);
4) построение финансовой структуры органа местного самоуправления;
5) построение желаемой модели развития МО;
6) разработка и реализация конкретных действий по достижению устойчивого развития, оценка достигнутых результатов;
6.1) проведение конкурса новых проектов в случае не достижения желаемых результатов;
7) достижение поставленных целей.
Литература:
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст.3822.
- Бобылев С. Н. и др. Индикаторы экологически устойчивого развития для регионов России: колл. монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 194 с.
- Бочаров А. С. Управление устойчивым развитием муниципального образования (на примере г. Рязани) // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. С.60–62.
- Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством // Вопросы экономики. 2015. № 9. С. 15–27.
- Егорычев С. А. Организационно-экономическая модель управления устойчивым развитием муниципальных образований // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 1(162). С.63–69.
- Зинина Л. И., Харитонова Ю. С. Формирование системы организационно-экономического обеспечения устойчивого развития территории // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, vol. 13. 2017. № 4 (349). С.604–614.
- Кондратенко Н. М. Устойчивое социально-экономическое развитие как условие преодоления межрегиональной дифференциации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 2. С. 87–92.
- Кувшинов М. А. Понятие управления устойчивым развитием социально-экономической системы муниципального образования // Молодой ученый. 2016. № 7. Т. 1. С. 86–91.
- Пчельников Р. И., Змановский Г. Р. Устойчивое развитие муниципальных образований // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 10. С. 159–160.